Война церквей
Одна вера - две правды: как Москва и Киев сражаются за храмы и души людей
Отношения между различными церквями на Сумщине далеки от идеальных. Скрытый конфликт между некоторыми из них длится многие годы. Если взглянуть глубже, это настоящая «холодная война». В ней пока нет человеческих жертв, зато есть сожженные храмы, непримиримое противостояние и нетерпимость.
В своей вотчине
Линия основного конфликта на Сумщине пролегла между двумя православными церквями: Украинской православной церковью (УПЦ) и Украинской православной церковью Киевского gатриархата (УПЦ КП). Конфликт между ними имеет отнюдь не сумские корни. Митрополиты Русской православной церкви (РПЦ) и российские власти, с которыми они тесно связаны, не хотят утратить духовную власть над Украиной. И не только духовную, ведь церковь - это еще и не малые деньги,и удобные места для ведения другой, скрытой от посторонних глаз, деятельности на территории чужого государства.
«В нашей стране за последние годы с неимоверной быстротой расплодились сотни различных религиозных группировок, которые именуют себя церквями, а некоторые даже выдают себя за православных, например филаретовцы (т.н. УПЦ КП). …Они несут нашему народу смятение в души и умы, вражду и ненависть… То, что совершают сегодня филаретовцы…; Это их агония, подобно тому, как бесновался сатана перед пришествием в мир Христа Спасителя», - это лишь две цитаты из выступлений разных лет епископа Сумского и Ахтырского УПЦ ЕВЛОГИЯ. Его выступление в Сумском госуниверситете в начале 2009 г. окончилось вызовом в областную прокуратуру. Правоохранители никакого криминала в речах епископа не нашли. Зато за Евлогия вступились многие российские одиозные правые организации, а потом своим письмом поддержал и сам глава РПЦ Кирилл.
«Ко всем мы относимся с миром. Но если есть опасность со стороны других конфессий или опасность для людей, мы стараемся реагировать. Поэтому наши отношения с так называемым Киевским патриархатом можно назвать сложными, напряженными. Они неоднократно посягали на наши святыни», - говорит пресс-секретарь Сумской епархии УПЦ протоиерей Максим ДЕНИСЕНКО. Он утверждает, что неоднократно пытался наладить диалог с представителями УПЦ КП: «Я убедился, что разговор с Киевским Патриархатом практически невозможен. Это люди экзальтированные, они не слышат своих оппонентов». Вывод: диалога между двумя православными конфессиями нет,и в этом виноват именно Киевский патриархат.
Но, может, напряженные отношения УПЦ со служителями Киевского патриархата – это исключение из правила? Однако нет: потребности греко-католической общины Сум также не вызывают симпатии в Сумской епархии. Недавно епископ Евлогий обратился к властям Сум, требуя не выделять ей землю для постройки храма. «Сумы были построены как православный город бежавшими от греко-католической унии казаками. И теперь здесь предлагают построить греко-католический храм!» - говорит протоиерей Максим. Он также припоминает греко-католикам якобы имевшее место сотрудничество с нацистами в годы Второй мировой войны и притеснения нынешних верных УПЦ во Львове.
Тем не менее конфессии, существование которых принимают в УПЦ, все же есть. «Мы живем в согласии и мире с католиками, традиционными пятидесятниками, евангельскими христианами-баптистами и многими другими конфессиями»,- утверждает протоиерей Максим Денисенко.
Храмы преткновения
Несколько раз противостояние за то или иное культовое сооружение грозило перерасти в прямые стычки. Самым острым оказался конфликт за храм в с. Беево Липоводолинского района, разгоревшийся весной 2009 г. Тогда председатель местной агрофирмы Иван САЛО, который так и не смог дождаться внимания к проблемам села от УПЦ, на правах собственника передал сооружение общине УПЦ КП. Однако это решение в УПЦ не приняли, обвинив общину Киевского патриархата в захвате храма. Противостояние быстро вышло на общеукраинский, а потом даже на международный уровень. Скандальный лидер пророссийской партии «Родина» Игорь МАРКОВ даже пообещал прислать на Сумщину казаков. Депутат Европарламента от Латвии Татьяна ЖДАНОК, которую в родной стране называют «рукой Москвы», прислала в Сумскую облгосадминистрацию возмущенное письмо, требуя прекратить нарушать права УПЦ на храм в Беево.
Еще в 2008 г. представители двух конфессий сходились чуть не в рукопашную в борьбе за Свято-Духовский храм в Ромнах. За последние три года «храмами преткновения» также стали культовые сооружения в Липовой Долине, Юнаковке Сумского района, Хоружевке Недригайловского района, с. Гудымы Роменского района и др. В захвате этих храмов представители УПЦ обвиняли представителей УПЦ КП. Косвенным следствием противостояния стали два подожженных храма УПЦ КП в Шостке в 2009 и в 2010 г.г. В первом случае милиция оперативно задержала заказчика и исполнителя преступления. Заказчиком оказался… бывший священник УПЦ из с. Усок Ямпольского района. Его отправили на психиатрическое лечение в одну из больниц Полтавской области. Исполнитель – безработный из Шостки – получил пять лет лишения свободы.
В 2010 г., с приходом новой «бело-голубой» власти ситуация изменилась. В недавнем заявлении епископ Сумской и Ахтырский УПЦ КП МЕФОДИЙ обвинил представителей УПЦ в захвате храмов, принадлежащих Киевскому Патриархату, в Юнаковке и Киянице, а также намерении захватить храм в с. Грунивка Краснопольского района. «Это клевета»,- комментирует обвинения пресс-секретарь Сумской епархии УПЦ. Он утверждает, что храм в Юнаковке всегда принадлежал УПЦ, а местные власти под давлением «оранжевых» передали его УПЦ КП. Суд постановил вернуть храм УПЦ, поэтому речь шла не о захвате, а о выполнении законного решения. «К нам присоединилась и местная община Киевского патриархата вместе со священником, который служил в Юнаковке и Киянице. Он принял рукоположение от нашего епископа», - говорит отец Максим. В подобном духе он прокомментировал и другие заявления о захвате храмов УПЦ КП.
Прибор для благодати
В то же время епископ Сумской и Ахтырский Украинской Православной церкви Киевского патриархата МЕФОДИЙ не считает критическими отношения, сложившиеся между двумя конфессиями. В беседе с нами он конкретизировал позицию УПЦ КП: «Мы готовы дружить и сотрудничать. Но об объединении говорить пока рано, должно пройти время. Люди должны вырасти духовно, тогда объединение христиан произойдет само собой». Стоит также отметить, что со всеми епископами, которые возглавляли УПЦ в Сумах, Мефодий, по его же словам, находил общий язык. Противостояние набрало угрожающие обороты с приездом Евлогия, известного своей непримиримой позицией.
Нынешний уровень отношения лишний раз подчеркивает ситуация, сложившиеся в с. Терны Недригайловского района. Там местный уроженец и меценат Сергей ОСЫКОВЫЙ решил построить православный храм и передать его Киевскому патриархату. Вот фрагмент его интервью из газеты «Недригайлів сьогодні»: «…Храм треба побудувати в наших душах та серцях і для цього недостатньо збудувати будівлю храму. Місцевий священник пригрозив, що мій рід буде проклято, якщо храм не належатиме Московському патріархату. Тому до того часу, доки ми на своїй землі Українській не будемо українцями, ніхто нам не допоможе».
На доводы о «неканоничности» и непризнании УПЦ Киевского патриархата в православном мире владыка Мефодий привел исторический пример. Болгарская Православная церковь не была признана в течение семи столетий. Но она существует! У московской церкви тоже были проблемы с признанием, но настолько давно, что уже забылись.
Протоиерей о. Богдан КУЗЕНКО в беседе с нами напомнил, что священники Московского патриархата проводят службы в храмах, построенных Иваном Мазепой, который этой же церковью предан анафеме. Тезис об отсутствии благодати у УПЦ КП о. Богдан прокомментировал так: «Де той прилад, який вимірює благодать?!»
Добровольным переход общины с. Кияница в Московский патриархат, по мнению о. Богдана, назвать нельзя «Это было решение одного лишь настоятеля храма о. Романа. Прихожане о нем ничего не знали», - говорит он. Оказалось также, что о. Роман уже однажды лишался права проводить богослужения по дисциплинарным причинам.
Также представители Киевского Патриархата считают, что областные власти, не соблюдают принцип равенства конфессий. По этому поводу Сумское епархиальное управление УПЦ КП выступило с обращением к президенту Украины,где констатируется неполное выполнение указов президентов Украины, изданных еще в 90-е годы и предусматривавших возвращение храмов, отобранных государством у церкви в советские времена.
В Глухове, например, не только не было передано ни одного храма общинам Киевского патриархата, но и не возвращено то, что осталось от сгоревшего храма Трех Святителей по ул. Артема, 2, не выделяется земля под строительство новых храмов, невзирая на многолетнюю тяжбу с мэрией города. Аналогичная ситуация сложилась в Ахтырке, Тростянце, Ромнах. Детали в каждом случае свои, но тенденция прослеживается общая.
Однако, несмотря на перманентное противостояние, владыка Мефодий говорит о позитивных фактах из жизни Сумской епархии КП. В течение прошлого года Сумская епархия увеличилась на пять новых храмов и соборов, на десять священников, начато строительство новых храмов.
В рамках закона
А как же на перманентный конфликт между православными конфессиями смотрят нынешние областные власти? «Между епархиальными управлениями УПЦ и УПЦ КП в 2010 г. возникали определенные недоразумения по поводу культовых зданий. Однако их действия не выходили за рамки действующего законодательства относительно религии и церкви. Поэтому можно отметить, что в области удалось сохранить общую тенденцию мирного сосуществования всех действующих конфессий», - говорится в ответе на соответствующий запрос, направленный нами в Сумскую ОГА. Там же упоминается постоянное проведение заседаний областного совета церквей и религиозных организаций и комиссии областной государственной администрации по содействию соблюдению законодательства о свободе совести и религиозных организациях. По мнению властей, эти заседания дают возможность решить все противоречия между конфессиями.
Характерно, что паства, как правило, индифферентно реагирует на инициируемые любой православной церковью конфликты, считая, что вера – одна. Поэтому в захватах храмов и в пропагандисткой деятельности принимают участие только сами организаторы и ближний круг особо доверенных лиц плюс пара десятков фанатиков. Любые конфликты не делают православие популярнее и подталкивают верующих, особенно молодежь, к поиску других ориентиров. Может, в этом и есть главная идея раздувания конфликта?
Потеря независимости. Страницы истории
1299 г. Киевский митрополит Максим бежал во Владимир из «неспокойного Киева»
1448 г. Собор епископов в Москве избрал митрополитом рязанского епископа Иону без благословения Константинопольского патриарха, которому подчинялась Киевская митрополия
1589 г. Регент при сыне Ивана Грозного, Борис Годунов выманил в Москву Константинопольского патриарха и вынудил его дать титул патриарха тогдашнему митрополиту Иову.
1685 г. Нелегитимный Собор без согласия Константинопольского патриарха избирает заранее подготовленную кандидатуру Киевского митрополита Гедеона (в миру князя Святополка-Четвертинского). Московский патриарх Яким снял с него обязанность подчиняться Константинополю. Власть Москвы над украинской церковью закрепилась окончательно.
1686 г. Константинопольский патриарх Дионисий поддался «просьбам» Москвы, которые были поддержаны правящими в Константинополе турками и признал Гедеона законным митрополитом. В благодарность Дионисий получил 400 золотых и 120 соболиных шкурок.
За это особый Собор епископов лишил его патриаршего сана, но в Москве на это не обратили внимания.
1721 г. Петр І упразднил институт патриаршества и поставил во главе церкви Синод с обер-прокурором во главе. Эту должность занимал человек светский, которого называли «оком государевым». Церковь стала частью государственно-полицейской системы.
1930 г. ІІІ Всеукраинский православный церковный Собор по «настоятельной рекомендации» НКВД объявил о самороспуске Украинской Автокефальной Православной Церкви.Из досье
УПЦ
ЕВЛОГИЙ, епископ Сумской и Ахтырский
В миру — Гутченко Евгений Анатольевич
Родился: 21 марта 1967, г. Одесса
Образование: ОДС в 1992 г., МДА в 1999 г.
C 1991 г. – назначен преподавателем Одесской духовной семинарии
В 1992 г. – рукоположен в сан иеромонаха митрополитом Одесским и Измаильским АГАФАНГЕЛОМ
1998-2007г.– ректор Одесской духовной семинарии
В 2008 г. — епископ Кременчугский и Лубенский
2008-2009 — председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ
C 2008 г. — член Церковного суда УПЦ
С 17 ноября 2008 г. — епископ Сумский и Ахтырский
УПЦ КП
Владыка Мефодий СРИБНЯК
Родился в Ивано-Франковской области, Жил в Красноярском крае, закончил Сибирский технологический институт по специальности «Лесная промышленность». Еще одна специальность — фельдшер. Имеет незаконченное медицинское образование.
Закончил Московскую духовную семинарию и Львовскую духовную академию. Десять лет работал секретарем Днепропетровской епархии. С 2004 г. - епископ Сумской и Ахтырский УПЦ КП.
Сергій СОКОЛОВ, Олексій СІКОРСЬКИЙ