Вторая смерть генерала Деникина
Сообщение о ликвидации Константинопольским патриархатом Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе многие украинцы восприняли в качестве свидетельства нового поражения Русской православной церкви. Формально это, конечно, не так. Более того, в РПЦ ликвидацию архиепископии, скорее всего, будут воспринимать как победу – потому что всегда воспринимали ее как конкурирующее учреждение, а после воссоединения с РПЦ за границей это представление только усилилось. Но важно другое – архиепископия была фактически последним осколком белого движения, которое, как и красные, пыталось уничтожить украинскую государственность во время войны 1918-1920 годов. Удивительно, как история с украинским Томосом ударила и по «красным» - а «сергианская» РПЦ патриарха Кирилла, это, конечно же, «красная» церковь, и по белым – а архиепископия, конечно же, церковь белых.
По иронии судьбы, она является прямой наследницей учрежденного ровно сто лет назад в Томске Временного высшего церковного управления. Еще через несколько месяцев назад в Ставрополе учредили Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России, признанное позже патриархом Тихоном. Управление мигрировало вслед за белой армией – и уже в Симферополе в октябре 1920 года назначило архиепископа Евлогия управляющим западноевропейскими русскими церквями – это решение опять-таки подтвердил патриарх Тихон, возведший Евлогия в сан митрополита.
Евлогий управлял приходами РПЦ вплоть до 1930 года, пока не съездил в Лондон помолиться о русской церкви с архиепископом Кентерберийским. И тогдашний глава РПЦ митрополит Сергий – будущий первый патриарх Сталина – отрешил его от должности. И тогда Евлогий – как сейчас Филарет – обратился к Вселенскому патриарху Фотию ІІ с апелляцией. Именно после этого патриарх и преобразовал русские приходы под управлением Евлогия во временный экзархат.
Митрополит Евлогий, между прочим, в 1944 году, когда Сталин «легализовал» РПЦ, пытался вернуться к Сергию и даже добился согласия Вселенского патриарха Вениамина – но не согласилась паства. Тем не менее, для РПЦ русский экзархат Константинополя всегда был как кость в горле. В 1965 году Москва добилась его упразднения от Вселенского патриарха Афинагора, благословившего возвращение верующих в РПЦ. Но верующие…опять не согласились и в 1971 году Константинополь создал архиепископию, автономия которой была уже в 1999 году подтверждена томосом патриарха Варфоломея I .
Фото: EPA/UPG.Вселенский Патриарх и архиепископ Константинопольский Варфоломей I (слева)
Что произошло сейчас? Очевидно, что Константинополь в преддверии предоставления томоса об автокефалии Украинской церкви старается оградить себя от любых претензий относительно вмешательства в дела РПЦ и конкуренцию за ее собственных верующих. Верующие экзархата никуда не денутся, просто будут находиться не в ведении своего экзарха, а в ведении главы соответствующего экзархата Константинополя в той или иной европейской стране.
Еще одним обстоятельством, которое могло повлиять на решение патриарха, могло стать желание предотвратить появление внутренней оппозиции в самой Константинопольской церкви. Вот любопытная деталь из недавней истории архиепископии. В ноябре 2013 года, буквально за несколько недель до Майдана ее возглавил архиепископ Иов (Геча), выходец из семьи украинских эмигрантов. Однако уже в 2015 году ему пришлось покинуть эту кафедру в связи с конфликтами со священниками архиепископии и преподавателями Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Думаю, не нужно объяснять, что произошло за это время в душах выходцев из «белой» духовной среды и какими глазами они стали смотреть на украинского предстоятеля. Последним экзархом архиепископии вообще был француз Иоанн (Ренето), выпускник того самого богословского института и, кстати, ученик одного из самых известных священников-эмигрантов – архимандрита Софрония (Сахарова), успевшего побывать и на фронтах Первой мировой, и в подвалах ЧК. И вот, его воспитаннику придется решать, что делать с архиепископией…
Фото: EPA/UPG.Богослужение в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя, Москва
Конечно, за это столетие в архиепископии, мягко говоря, сменился состав паствы. И, тем не менее, именно она была прибежищем тех, кто не хотел быть прихожанином «красной» церкви, а храмы РПЦ за границей считал неканоническими. И именно поэтому архиепископия по праву может считаться последней тенью генерала Деникина на этом свете.
Тенью, уничтоженной украинским Томосом.