Блог Тетяни Деркач_image

Блог Тетяни Деркач

Замыкая производственный цикл?..

18.09.2011, 14:22

Можно себе на минутку представить епископа, главу епархии по фамилии, например, Нусенкис. Все представили? И теоретические последствия деятельности такого епископа. Который, будьте уверены, и «двойной анафемой» не побрезгует в случае чего (если надо будет срочно, «по Божьему велению», получить в уставном фонде конкурирующего предприятия блокирующий пакет акций). Если сейчас на того же Нусенкиса-бизнесмена может повлиять хотя бы священноначалие, то на Нусенкиса-епископа не повлияет никто.

Топ-скандалом недели, несомненно, стало блоггерское расследование, связанное с богослужением патриарха Кирилла на Театральной площади в Луганске. Среди священников, присутствовавших на литургии, был обнаружен человек, ранее знакомый луганчанам (ибо всем остальным он точно незнаком) по биллбордам Партии Регионов. После долгих споров выяснили, что Владимир Гончаров является членом Партии Регионов и священником луганского храма св. Андрея Первозванного, и не является депутатом гор- или облсовета, как то ему поначалу приписывали. «Ну, и слава Богу!», - вздохнули с облегчением некоторые представители канонической православной церкви. Человек имеет законный сан, значит, хоть не ряженый трансвестит. А остальные его партийно-бизнесовые «хобби» - дело вторичное.

А так ли все «слава Богу»? Несомненно, ребята из Партии Регионов  - смекалистые люди. Прекрасно понимая, что доверие народа к власти священника носит почти сакральный характер, иногда даже с ноткой язычества (в отличие от доверия к власти светской), они решили, что подстраховка никогда не помешает. И вот местный меценат, бизнесмен, член правящей партии – еще и стал священником. Мало того, что он дает рабочие места в своем регионе, он еще и обладает правом «вязать и разрешать».

Можно себе на минутку представить епископа, главу епархии по фамилии, например, Нусенкис. Все представили? И теоретические последствия деятельности такого епископа. Который, будьте уверены, и «двойной анафемой» не побрезгует в случае чего (если надо будет срочно, «по Божьему велению», получить в уставном фонде конкурирующего предприятия блокирующий пакет акций). Если сейчас на того же Нусенкиса-бизнесмена может повлиять хотя бы священноначалие, то на Нусенкиса-епископа не повлияет никто.

В свое время Христос эту проблему решил очень просто, побеседовав с благочестивым, но богатым юношей. «Раздай свое имение нищим – и иди за Мной» (Мф.19:21). Или – или. На двух стульях одним седалищем не усидишь. Но вот регионалам удалось и в церковных делах создать замкнутый производственный цикл наподобие «уголь-кокс-металл». У нас бизнесмен, член правящей партии, даже не будучи депутатом, имеет власть (особенно в юго-восточном регионе). В этом специфика украинской (да и российской тоже) государственности. Но к власти государственной народ привык все время быть в «легкой оппозиционности», искренне считая, что государство ему должно пожизненно. А как же будешь протестовать против бесчинств светской власти, если она же – власть церковная, которой для утихомиривания не нужны ни дубинки, ни слезоточивый газ? «Достаточно одной таблэтки» – отлучения бунтовщиков от церкви и приравнивания к «раскольникам» и «еретикам». Пока церковь может не соглашаться с позицией даже своих спонсоров. А что же будет, если вдруг мы все обнаружим, что спонсоры – это и есть сама церковь? Что ты для своего священника – и пасомый, и наемный работник?

Примеры совмещения депутатства, сана и членства в той или иной партии у нас уже, увы, нередки. Иногда депутатство для священника может быть единственным способом защитить свою общину от чьего-то произвола. Но это временная и вынужденная мера. В отличие от ситуации, когда идет целенаправленная концентрация двух видов власти (светской и духовной) в одних руках. Можно тут вспомнить и о вл.Павле (Лебеде), и Агафангеле (Саввине), совмещающих сан и членство-депутатство. Однако пока почти ничего не слышно об их бизнес-империях (личное благосостояние тут не в счет).

Несомненно, может оказаться, что Владимир Гончаров, как и многие талантливые люди, талантлив во всем: и богобоязнен, и предприимчив. Однако неслучайно Новый Завет недвузначно говорит о том, что путь следования за Христом (и особенно это касается священства) должен быть очищен от всего, что может стать поводом для соблазна. Ибо никому не удавалось служить двум господам с одинаковым рвением. Хочется надеяться, что луганский пример – исключение из правил. А если – таки тенденция?..

Останні новини

Вчора