5782 год со дня сотворения мира. Что нужно знать о хасидах, Умани и Рош а-Шана
Кто такие хасиды? Правда ли, что хасидизм родился в Украине?
Хасидизм – одно из направлений в ортодоксальном иудаизме. Слово «хасид» означает благочестивый. Главные особенности хасидизма, если кратко, это приоритет религиозного чувства и нравственной жизни над сухой ученостью и ритуалами. Что, впрочем, вовсе не исключает глубокого изучения Торы и каббалы. А также в хасидизме важна связь с духовными лидерами, цадиками или ребе, как посредниками между народом и Б-гом.
Хасидизм действительно зародился в Украине – в XVIII веке. Основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов родился на Тернопольщине, умер и похоронен в Меджибоже Хмельницкой области. Множество ведущих хасидских направлений, «дворов», связано с Украиной: бэлзские, вижницкие, брацлавские, чернобыльские, садогурские и многие другие хасиды – все они из Украины.
Правда, направление, к которому я принадлежу, Хабад Любавич, в своем названии зафиксировало местечко Любавичи в Смоленской области России. Но его основатель, Альтер-Ребе, жил и работал в Украине, и похоронен тут же, в Гадяче Полтавской области. Важные лидеры нашего любавичского движения были связаны с Днепром, Николаевом и другими городами Украины.
Что означает одежда хасидов? Зачем они носят пейсы и шляпы?
Евреи во все времена и во всех странах своего проживания старались одеваться модно и красиво. Одежда хасидов зафиксировала стиль старых времен: такое решение отдельно религиозно узаконили после Катастрофы Холокоста и Второй мировой войны, когда еврейский народ в мире понес огромные потери. Такой стиль одежды символизирует непрерывность существования еврейского народа и еврейской традиции.
Что касается шляп и других головных уборов, покрытая голова для евреев имеет особый духовный смысл. Это постоянное напоминание о том, что над нами есть высшая сила – есть Всевышний, которому мы обязаны всеми своими свершениями. Ведь человек нередко может в случае каких-то своих успехов возгордиться и считать – вот какой я крутой. На самом деле, над всеми нами есть Всевышний, настоящий творец наших достижений, наш опекун и судья. И мы всегда должны об этом помнить.
Поэтому у соблюдающего еврея на голове всегда кипа, и уже на ней – шляпа или меховая шапка штраймл. А уже фасоны и виды шляп и штраймлов могут отличаться у разных хасидских направлений.
Что касается пейсов, то это прямое указание Торы, запрещающее евреям обстригать концы бороды. Ряд авторитетов традиции относит волосы на висках к бороде – поэтому многие хасиды не стригут пейсы, нередко придавая им весьма замысловатые формы. Но это по большому счету – личное дело человека.
Правда ли, что хасиды обычно не работают, зато любят веселиться?
Я думаю, такое можно сказать обо всех людях (смеется). Конечно, это совсем не так. Все хасиды посвящают много времени изучению Торы и молитве. Но при этом все они много и упорно работают в самых разных направлениях: сегодня это и IT-технологии, и торговля, и ювелирный бизнес, и финансовые системы, медицина, образование, и многое другое.
Я вам дам яркий пример: Энн Нойбергер, директор Управления кибербезопасности Агентства национальной безопасности США, заместитель советника по кибербезопасности и новым технологиям в администрации Джозефа Байдена. Она – из семьи венгерских хасидов из ультраортодоксального района Нью-Йорка Боро Парк. И она – выпускница Колумбийского университета, ведущий специалист в своей сфере. Вот вам и хасиды, которые якобы не работают.
А веселью всегда находится время, свободное от работы, изучения Торы и молитвы.
Какое положение в общине занимают женщины?
Ну, понятно уже по моему прошлому ответу. Но я скажу так – женщины в иудаизме занимают особое место. В духовном плане женщина стоит выше мужчины. У женщин больше врожденной святости, поэтому они освобождены от обязанностей молиться столько же, сколько мужчины. Еврейские женщины не должны делать те вещи, которые делают мужчины. Возможно, в сегодняшнем мире, в эпоху феминизма какие-то моменты могут не вызвать понимания, но уверяю вас: еврейские женщины по факту имеют гораздо больше привилегий и возможностей, чем их эмансипированные коллеги из других народов. В еврейском мире, где чрезвычайно высоко стоят семейные ценности, в том числе — роль женщины – матери, жены, хозяйки домашнего очага – велика и почетна. Но не ограничена ею, женщины могут петь (но только для женщин), преподавать, программировать, делать рекламу.
Много ли хасидов в Украине? А в мире?
Много ли хасидов? Я бы сказал: недостаточно. (смеется). И в мире тоже. Точной статистики ни по Украине, ни по миру я вам не приведу: традиция запрещает считать евреев. Отмечу, что хасидов разных направлений немало в разных странах мира. Больше всего – в США и Израиле. Хасиды блюдут обычаи своих «дворов», хранят память о своих корнях, о странах и краях своего происхождения.
Так, в Иерусалиме хасиды направления Бэлз (это местечко на Львовщине) построили синагогу, в точности копирующую историческую синагогу в Бэлзе, разрушенную во время войны. Это самая большая синагога в Израиле. А гурские хасиды, из города Гура Кальвария, тоже воспроизвели в Иерусалиме свою синагогу. Если бэлзская синагога очень красива снаружи, то гурская красива внутренним убранством. Хасиды разных направлений не конкурируют между собой: мы все – евреи, у нас один Б-г, одни праздники, одни Шаббаты и одна Тора. А фасоны шляп различают только знатоки.
Зачем хасиды каждый год приезжают в Умань?
В Умани находится могила великого хасидского цадика Нахмана из Брацлава, правнука основателя хасидизма Бааль Шем-Това. Он родился в Меджибоже, а умер в 1810 году в Умани. Он поселился в Умани незадолго до смерти, специально – в память о трагическом для евреев событии времен Колиивщины, известном как Уманская резня 1768 года. Тогда тысячи евреев Умани отказались сменить веру и приняли страшную смерть. Рабби Нахман велел похоронить себя в этом городе и завещал своим последователям, брацлавским хасидам, приезжать молиться на его могиле – особенно на Рош а-Шана.
Паломничество в Умань стало очень популярным. Молитвы у могилы рабби Нахмана дают людям духовное обновление, заряд энергии, меняют судьбы, творят чудеса. Поэтому в последние годы сюда регулярно приезжают до 50 тысяч паломников из разных стран мира – Израиля, США, Канады, стран Европы. Кстати, Брацлав — это украинское местечко в нынешней Винницкой области.
Можно ли могилу цадика Нахмана перенести в Израиль?
Технически, наверное, да. Но это невозможно в принципе. Во-первых, как я уже сказал, сам рабби Нахман завещал похоронить себя именно в Умани – вкладывая особый духовный смысл в локацию своего захоронения. Нарушать его волю было бы кощунственно по отношению к его памяти. Во-вторых, иудаизм вообще негативно относится к вопросу перезахоронений, к тому, чтобы тревожить останки мертвых. Это может происходить только в особых случаях.
Только ли в Умань едут паломники из Израиля?
Вовсе нет. В Украине есть целый ряд мест, священных для хасидов, куда постоянно совершаются паломничества. Это места, связанные с захоронениями великих цадиков. Это и Меджибож, где находится могила основателя хасидизма Бааль Шем-Това. Это и Гадяч, где похоронен основатель нашего движения Хабад Любавич Шнеур-Залман по прозвищу Алтер Ребе (Старый ребе). Могилы великих цадиков есть в Бердичеве и Шепетовке, в Нежине, Херсоне, Черновцах, в других городах Украины.
Просто Умань наиболее известна – в силу многочисленности паломников и внимания СМИ. На самом деле множество паломников-хасидов регулярно приезжают в Украину – не только в Умань и не только на еврейский новый год. И не только из Израиля — со всего мира!
Почему на праздники в Украину приезжают только мужчины?
Как я уже отметил, женщина занимает особое, почетное место в еврейской традиции. Поэтому не принято подвергать женщин трудностям паломничества – далекому путешествию, проживанию в чужом месте, пребыванию в скоплении большого числа мужчин, находящихся в состоянии эмоционального религиозного возбуждения.
Отсутствие женщин среди паломников это знак не дискриминации, а наоборот – искренней заботы.
Почему после визитов евреев в Умань там остаются горы мусора?
Ну, это абсолютно естественное явление для маленького города, куда в одночасье прибывает огромное количество людей. Коммунальные службы Умани в такие дни просто не успевают убирать территорию – тем более, что там днем и ночью полно людей.
Собственно, возьмите для сравнения, например, большой футбольный матч на современном стадионе. К концу игры туалеты там всегда имеют не самый аккуратный вид – как бы сотрудники арены ни старались поддерживать порядок, слишком много народу производит отходы. Так и в Умани порядок наводят уже потом, когда основная масса народу уже покидает город. Это в порядке вещей. Фотографии замусоренных улиц могут вызывать у публики какие-то эмоции, но здесь нет ничего страшного и специфически еврейского.
Кто-то из представителей еврейских общин следит за безопасностью таких празднеств?
Конечно. Мы в такие дни находимся в постоянном контакте с руководителями Министерства внутренних дел, с местными властями – от губернатора до мэра. Координируем разные вопросы – логистики, безопасности, документов. Кроме того, из Израиля регулярно прибывают полицейские, спасатели, парамедики и другие специалисты. Это очень важный момент, и о нем никогда не забывают.
То же касается и вопросов здоровья, особенно – в ситуации пандемии коронавируса. Еврейский закон обязывает заботиться о своем здоровье и соблюдать все требования врачей.
Почему евреи празднуют новый год в сентябре и откуда ведут летоисчисление?
Еврейский календарь – лунно-солнечный, каждый месяц начинается в новолуние. Это очень точный календарь, в котором не теряются дни: варьируется количество дней в месяцах и месяцев в году. Собственно, первый месяц года в календаре – это весенний месяц Нисан. Но счет лет идет, начиная с седьмого месяца – Тишрея, который приходится на сентябрь-октябрь. День 1-е Тишрея и есть праздник Рош а-Шана, еврейский новый год.
Согласно Торе, Рош а-Шана это день, в который Всевышний сотворил первых людей – Адама и Еву, то есть, это день рождения человечества. Летоисчисление ведется с начала сотворения Б-гом мира, наступающий год будет 5782.
Как празднуют новый год? Что означает Рош а-Шана?
Слова Рош а-Шана означают «голова года». То есть, это есть начало нового года, нового годичного цикла человеческой жизни. Очень важно в канун праздника подвести итоги предыдущего года, отдать долги, завершить незаконченные дела, попросить прощения у тех, перед кем мы вольно или невольно провинились.
Поэтому мы больше молимся и слушаем звуки шофара – бараньего рога, в который трубят как символ пробуждения совести и возвращения к Б-гу.
Рош а-Шана как духовный праздник дает нам дополнительные силы от Всевышнего. На новый год мы, так сказать, качаем духовные мышцы.
А на уровне ритуала и обычаев устраивают праздничную трапезу, где на столе обязательно должна быть фаршированная рыба с головой и хвостом. Когда ее едят, то говорят: чтобы в новом году мы были в голове, а не в хвосте. Также обязательно едят яблоки, макая их в мед – чтобы новый год был хорошим и сладким. Гранат или виноград на праздничном столе, фрукты с большим количеством зерен, символизируют пожелание многочисленности еврейскому народу. Есть ряд и других ритуалов, но главное, повторяю – духовный смысл праздника, молитва и общение с Всевышним.
Ну, и Рош а-Шана открывает целый цикл осенних новогодних праздников, куда входят также Йом Кипур (Судный день), Суккот (праздник кущей) и Симхат-Тора (Радость Торы, праздник завершения годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла). Но снова подчеркиваю: речь идет не о банкетах с танцами и развлечениями, а о молитвах и работе души.
Что хасиды едят по праздникам и в обычной жизни?
Практически каждый еврейский праздник имеет свои специфические блюда. Например, на Песах это маца, на Хануку – пончики, на Пурим – треугольные коржики «гоменташн» и так далее. На Рош а-Шана, как я уже сказал, на столе должна быть фаршированная рыба, яблоки с медом. Все праздничные блюда помимо гастрономического эффекта обязательно имеют духовный смысл, свою символику.
Ну, а в обычной жизни евреи стараются кушать вкусно и разнообразно, но главное – кошерно. Кашрут – обязательное и строгое условие питания для еврея. Принципы кашрута обозначены в Торе и сформулированы нашими мудрецами. Основные правила кашрута – это запрет на смешение мясных и молочных блюд, на употребление в пищу некоторых запретных видов животных, птиц и рыб, на то, чтобы в пище была кровь, и ряд других запретов. Про свинину, конечно, знают все: это тема множества шуток и анекдотов, но на самом деле ограничений гораздо больше.
Кошерные продукты в силу строгого контроля за их изготовлением всегда полезны для здоровья. Правила кашрута проверены тысячелетним опытом многих еврейских поколений.
Какие еще праздники отмечают так же весело, как и новый год?
Да как бы все еврейские праздники отмечают весело. Важно понимать, что наши праздники – не повод для застолья с шампанским, тортиком и апельсинами. Главное здесь – духовная основа, религиозный смысл, связь с Всевышним и многовековой историей еврейского народа. Еврейские праздники – всегда повод того, чтобы взглянуть на себя со стороны, повод для осмысления, анализа, очищения, засвидетельствования перед Создателем своей верности еврейской традиции. А ритуалы, символы, атрибуты, меню – все это вторично.
Новый год — возможность для самоанализа, возможность попросить прощения, и даже там на могиле праведника в Умани — кроме веселья, многие плачут, рыдают и раскаиваются, прося у Всевышнего прощения.