Десятые Международные Успенские чтения в Киеве: впечатления участников

04.10.2010, 12:14
Я вважаю, що Успенські читання взагалі – головний богословський форум України. І те, що він проходить вже вдесяте, свідчить і про його рівень, і про його статус, і про його значення.

В четверг, 30 сентября, завершили свою работу Х Международные Успенские чтения. В течение четырех дней в различных научных и богословских аудиториях проходили пленарные и секционные заседания. В этом году участникам была предложена красивая и глубоко философская тема: «Праздник: благодарение, освобождение, единение».

Сайт «Православие в Украине» предложил участникам Чтений поделиться своими впечатлениями и ответить на два вопроса:

1. Насколько значимым событием являются для Киева и Украинской Православной Церкви Успенские чтения в целом и Десятые в частности?

2. Отобразилась ли на работе конференции тема праздника, заявленная для Десятых чтений, присутствует ли в атмосфере конференции дух праздника?

«Чтения создают совершенно особую атмосферу. По своему духу они являются конференцией европейского уровня» — Владимир Бурега, проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе, доцент.

1. Успенские чтения — это традиционная конференция, аналогов которой, по крайней мере, в Киеве я не вижу. Это событие достаточно высокого, серьезного уровня уже хотя бы потому, что сюда приезжают ученые и богословы, имеющие достаточно высокую репутацию в Европе. Это не только православные исследователи, но и представители других христианских конфессий. И, пожалуй, в таком формате, в таком количестве и на таком уровне люди в Украине, в общем-то, больше нигде больше не собираются. Поэтому Успенские чтения по своему духу и составу участников, скорее, перекликаются с некоторыми европейскими мероприятиями.

Например, ежегодно в начале сентября проходит известная конференция в монастыре в Бозе, в Италии, посвященная духовности Восточной Церкви. И там собираются многие из тех, кто затем приезжает в Украину на Успенские чтения. И зачастую, когда приходишь на открытие Чтений в Киеве, то видишь те лица, которые видел за две недели до этого в Бозе. Можно говорить о том, что Успенские чтения создают совершенно особую атмосферу, которая не так часто встречается на конференциях в Киеве.

2. Дух приподнятого, праздничного настроения для Успенских чтений традиционен. И, насколько я могу судить по последним годам, праздничное настроение там всегда присутствует. Эта атмосфера связана, во-первых, с непринужденным братским общением, а во-вторых, с очередной встречей старых знакомых.

Если говорить о теме Успенских чтений в нынешнем году, то, конечно же, она достаточно интересна, серьезна, глубока и обширна. Мы давно привыкли к слову «праздник». Но, на самом деле, осмысление этого понятия с догматической, литургической и канонической точек зрения — вопрос чрезвычайно интересный. Эта тема вдохновляла множество исследователей. Как мы, христиане, относимся ко времени? Как позиционируем себя в потоке времени? Почему выделяем какие-то дни и их особо почитаем? Каково церковное представление о том, что такое праздник? Чем оно отличается от светского? Как формируется круг церковных праздников? Почему православные праздники отличаются от праздников других христианских конфессий? И так далее. Над этими вопросами нужно размышлять глубоко и серьезно.

Поэтому и доклады были чрезвычайно разнообразны. Они касались как литургических, так и культурологических аспектов нашего представления о праздниках. Так что выбор темы нынешних Успенских чтений вполне оправдан. Об этой теме можно много говорить, ее хватит еще не на одну конференцию.

Так что праздничная атмосфера Чтений, которая в них всегда присутствует, в нынешнем году стала еще и хорошим фоном для сосредоточенного размышления на эту тему, обсуждения темы праздника в рамках пленарных и секционных заседаний, и круглых столов.

«Чтения открыты для всех людей, живущих верой во Христа и надеждой», – священник Андрей Дудченко.

1. Успенские чтения стали событием для киевских, да и вообще украинских интеллектуальных религиозно-философских кругов. Формат форума можно охарактеризовать как интеллектуальный клуб единомышленников и друзей. Организатору чтений Константину Сигову, профессору университета Сорбонна и руководителю научно-издательского центра «Дух и литера», удается собирать интересных докладчиков из разных стран, создающих пространство единого дискурса в атмосфере открытости и диалога.

Успенские чтения стали желанным событием киевской осени. Это настоящий праздник общения и радости, где все, кто приезжает участвовать, становятся друзьями. Это встреча друзей, из которых некоторые, может быть, раньше и не знали друг о друге, но здесь обнаружили свое единство в главном. Вспоминаются слова апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Успенские чтения – встреча граждан Неба в киевском Иерусалиме, предвкушающая встречу в Иерусалиме горнем. Наверное, из этих слов кто-то может подумать, будто речь идет о закрытом кружке «избранных» или «посвященных», но это не так. Чтения открыты для всех людей, живущих верой во Христа и надеждой, ценящих дружбу, стремящихся видеть прекрасное в этом сложном человеческом мире.

2. Сами эти чтения стали праздником общения, открытости, дружбы, восходящим «от силы в силу». Последний день работы форума был ознаменован докладом Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира о задачах православного богословия. Этого выступления ждали все участники, и не только ради того чтобы услышать глубокий и компетентный анализ состояния богословской науки в Украине, но и чтобы прикоснуться к личности Его Блаженства, быть рядом. Киевский митрополит выступал в митрополичьем доме при Святой Софии – разве это не знаковое событие? Когда участники форума разъезжались, было ощущение, что прощаются старые добрые друзья, которые когда-то вновь обязательно встретятся.

«Успенські читання – це головний богословський форум України» – протоієрей Георгій Коваленко, голова Синодального інформаційно-просвітницького відділу УПЦ

1. Я вважаю, що Успенські читання взагалі – головний богословський форум України. І те, що він проходить вже вдесяте, свідчить і про його рівень, і про його статус, і про його значення. Вже десять років збираються богослови з усього світу саме у Києві, розмірковують про ті чи інші важливі аспекти нашого життя. Успенські читання це не суто внутрішньоцерковний богословський форум. Це богослов'я, яке повертається обличчям до світу, і розмірковує над важливими темами людського життя взагалі. Це були теми сім'ї, теми освіти. Темою Х Успенських читань обрано «свято». Гадаю, що це символічно, бо саме цього року Православна Церква святкує 75-річчя нашого Предстоятеля, Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Володимира. Гадаю, що це ще один богословський інтелектуальний подарунок нашому Предстоятелю від вселенського богослов'я православного і не тільки.

2. На жаль, я був тільки в останній день. Але для мене це було свято. Так сталося, що моя участь у читаннях була випадковою, випадковою була участь і Блаженнішого Митрополита Володимира, бо він затримався на один день, перебуваючи з візитом у Донецьку. Тому Митрополит Володимир взяв участь не 29-го, а 30-го вересня, коли засідання проходило у Софії Київській у Митрополичому домі. Ми бачили виставку, присвячену Блаженнішому, ми бачили фактично Митрополита у Будинку митрополита. Тому для нас було дуже радісно, важливо і святково, що у день Віри, Надії, Любові та матері їх Софії ми були в Софії Київській.

"Православіє в Україні", 1 жовтня 2010 року