• Головна
  • Моніторинг
  • Киевский феномен исследователи пытаются найти ему научное объяснение, однако до сих пор «вопрос остается открытым»...

Киевский феномен исследователи пытаются найти ему научное объяснение, однако до сих пор «вопрос остается открытым»

30.09.1997, 16:37
Лидия СУРЖИК — «Зеркало недели», № 38 (51), 23 - 29 вересня 1995 року (рос.)

Чудотворная икона Более двух лет назад настоятель Свято-Введенской церкви (этот храм возобновлен в 1991 году) игумен Дамиан заметил, что икона Богоматери «Призри на смирение» потускнела. Решено было ее отреставрировать. В храме шла служба, когда пришел художник-реставратор. Два молодых церковнослужителя вынесли икону в коридор. Осмотрев ее, художник сказал, что тяжелую раму со стеклом нужно снять, он возьмет только икону. Когда же извлекли живопись из рамы, то с изумлением обнаружили, что краски сочные, яркие, а помутнело, словно покрылось изморозью, лишь стекло. Да не просто так покрылось — на нем отпечатался силуэт Богоматери с Младенцем. И что самое удивительное — это было негативное изображение. Теперь во храме рядом с иконой находится киот с необычным изображением. Как утверждают верующие, от иконы Пресвятой Богородицы исходят чудеса исцеления и заступничества. Приток верующих и паломников к чудотворной иконе постоянно возрастает. Считается, что икона «Призри на смирение» (разм.1х0,7 м) является копией (XVIII— начало XIX в.) известной одноименной иконы, которая, как свидетельствует богословская литература, явилась в 1420 г. около города Пскова на озере Каменном. Оттуда она была перенесена в соборную церковь Пскова. День чудесного явления ее на Псковщине Св. Церковь чтит как великий праздник — 29 сентября (по новому стилю). После 1917 года судьба православной святыни неизвестна. Существует версия, что автор чудесной копии, находящейся ныне во Введенском храме, — женщина, схимонахиня, имевшая талант живописца и совершавшая аскетические подвиги. Икону «Призри на смирение» принесла в дар Свято-Введенскому храму осенью 1992 г. схимонахиня Феодора незадолго до своей кончины. (Когда-то, до разгрома Введенского храма в начале шестидесятых, она была его монахиней, а потом переселилась во Флоровский, взяв туда с собой икону.) Эта святыня всегда находилась в ее келье и в прошлом передавалась по родовому наследству монахинями трех поколений. Изображение нерукотворное Собственно, поводом для изучения отпечатка иконной росписи послужила возникнувшая у многих аналогия с феноменом Туринской Плащаницы: в обоих случаях имеется негативное изображение Святого образа. Отпечаток на стекле (см.снимки) является одновременно и негативом (на темном фоне), и позитивом (на светлом фоне). Понятно, что изучение киевского феномена началось с исследования состава беловатого налета на стекле иконы. Научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи Украины, «под крышей» которого собрались заинтересовавшиеся феноменом ученые, обратилось в научные учреждения Киева, располагающие техническими возможностями для соответствующих исследовательских работ. Образцы соскобов вещества (кстати, его едва удавалось снимать острым лезвием бритвы, так плотно оно «прилипло» к стеклу) были исследованы в лаборатории радиоспектроскопии Института органической химии Национальной академии наук Украины методами инфракрасной спектроскопии и ядерного магнитного резонанса. В результате выяснилось, что вещество имеет органическую природу (была выведена его формула) и является смесью органических кислот. Далее в заключении химиков отмечалось, что соединения подобного типа входят в состав натурального воска. Исследовались также остатки церковных свечей (допускалась мысль о возможности появления налета от испарения свечей). Однако в них не нашли соединений, входящих в состав образца с иконного стекла. Поначалу исследователи в основном склонялись к тому, что на стекло (оно находилось почти вплотную с иконой) под воздействием тепла и света перешла (диффундировала) какая-то масса вещества от иконы. Однако физики это сразу отвергли, аргументируя тем, что будь то простое испарение, на стекле образовался бы сплошной налет. А есть ли это вещество в красках иконы? — следующий вопрос, на который попытались найти ответ исследователи. Тщательные и длительные исследования с помощью современной аппаратуры специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз лишь подтвердили, что вещество на стекле органическое, однако в красках оно не обнаружено. Экспертизой не было выявлено нигде ни малейших следов кисти и другого вмешательства человека. Исследователи пришли к выводу, что «данное изображение на стекле является нерукотворным», так и не найдя ответа на вопрос: откуда и как вещество взялось на стекле. Высказывались предложения о том, чтобы попробовать смоделировать процесс переноса изображения на стекло. Но как? На этом исследования застопорились, чтобы, возможно, со временем обрести «второе дыхание». Необычные фотографии Любопытный научный факт привел меня в отдел молекулярной фотоэлектроники Института физики НАН Украины, возглавляемый доктором физико-математических наук Михаилом Куриком. Дело в том, что еще в 1971 г. институтом был предложен принципиально новый метод записи изображений на органических люминофорах (на что имеется авторское свидетельство). — В чем же заключается новый способ получения изображения несеребряной фотографии? — прошу объяснить Михаила Васильевича, рассматривая планшет с образцами таких фотографий. — Механика в принципе несложная. Берется люминисцирующее органическое вещество (например, антрацен), наносится на какой-то носитель (например, стекло) и потом делается фотохимическая запись, — рассказывает М.Курик. — Изображение получается великолепное. Мы пробовали делать такую фотографию на разных носителях, особенно интересен был вариант фотолитографии на металле. Но разработанные нами необычные способы фотографии, несмотря на то, что позволяют обходиться без дорогого серебра, не нашли применения на практике. Ныне все пошло путем электронной обработки информации. Поэтому наш метод, как неперспективный, остался всего лишь научным фактом. В процессе проводимых исследований было замечено одно, как нам тогда показалось, забавное явление. После того, как прогреть носитель, на котором что-то заэкспонировано, получается изображение-позитив. Таким образом, под действием тепла происходит как бы проявление. — Знаю, что вы пытаетесь найти объяснение изображению на стекле иконы с позиции науки. Метод получения необычной фотографии не позволяет ли хотя бы частично обосновать феномен? — Когда я впервые увидел изображение Богоматери на стекле, притом и негатив, и позитив, то первое, о чем подумал, что здесь произошло то же самое. Когда икона находилась под стеклом в плотном обрамлении, происходил постоянный процесс фотохимии, вещество (с иконы или это мог быть воск) диффундировало и на стекле образовался ее негатив-позитив. Но потом, когда мы начали глубоко анализировать, я пришел к выводу, что это не так. В несеребряной фотографии мы имеем дело с ультрафиолетовым и видимым излучением. С точки зрения фотохимии, казалось бы, можно легко объяснить черно-белый вариант изображения на стекле иконы, но... Какое излучение дало это изображение? В кельях, где постоянно находилась икона, света, достаточного для получения хорошего изображения, наверняка, не было. В церкви тоже. Но и там, и тут присутствовала энергетика молитвы. К тому же икона написана человеком высокой духовности и несет в себе высокую энергетику. То есть я полагаю, что в этом случае получения изображения источник излучения принципиально иной. В общем, я склоняюсь к тому, что явление этого феномена связано с биоэнергетикой или как там ее еще называют. У людей высокой духовности очень сильное энергетическое поле. Когда читаются молитвы и особенно при богослужениях происходят мощные и длительные энергетические вибрации. Информационная обработка через вибрации, возможно, и проявила изображение на стекле иконы. Что может это подтвердить?.. Ну хотя бы опыты по засветке чакр, которые проводила Тамила Петровна Решетникова. Не все то свет, что видимо В это сразу трудно поверить. И, наверное, видя сомнение в моих глазах, моя собеседница, кандидат биологических наук Т.Решетникова достает и показывает пленки. «Это обыкновенная фотопленка, чувствительностью в 64 единицы, которую мы использовали для эксперимента по засветке чакр — энергетически активных зон человека, — рассказывает она. — Подходит также пленка для рентгеновских снимков. Итак, завернутая в светонепроницаемую бумагу пленка размещалась вдоль позвоночника человека (или спереди в области груди). После, скажем так, энергетического сеанса пленку проявляли. Мы сами были изумлены тем, что увидели. Казалось бы, ни к чему, кроме света, нечувствительная пленка тем не менее была засвеченной в некоторых местах. У верующего человека после молитвы в церкви пленка засветилась в области сердца, зафиксировав таким образом его энергетические потоки. Интересно, что у людей неверующих пленка оказалась незасвеченной, хотя некоторые из них считали себя сильными биоэнергетиками, а один даже контактером. У других засветка наблюдалась в области горла и «разряды» в области селезенки, а вот сердце у них молчало. — Тамила Петровна, вы как-то упомянули о том, что под воздействием биоэнергетики можно получить изображение... — Это тоже своего рода феномен — создание картины без участия кисти художника. Автором этого метода является дизайнер из Эстонии. Он получает картины с помощью биополя. Каким образом? На картон пульверизатором наносится слой красок. Затем накладывается букет цветов или растений, сверху накрывается пергаментной бумагой и оператор-биоэнергетик движениями рук взаимодействует с биополем растений. Это приводит к тому, что краски на картоне начинают перемещаться. И когда через несколько минут он снимает пергаментную бумагу и растения, то получается картина с «живыми» цветами. — Если есть доказательства возможности получения изображения на поверхности бесконтактно, с помощью только энергетического воздействия, не послужит ли это своего рода толчком для последующего этапа исследований киевского феномена? Михаил Курик: — Я думаю, сегодня ни естественники, ни биоэнергетики — никто не сможет достоверно ответить, что же послужило спусковым крючком, вызвавшим это явление. Хотя, как мне кажется, эти два метода, или научные факты — получение несеребряной фотографии и засветка чакр (значит, есть фотографический эффект от этой энергии) могут послужить основанием для научного обоснования феномена. — Тамила Петровна, вы разделяете высказанное выше мнение вашего коллеги о его природе? — У меня несколько другой взгляд и понимание киевского феномена. Изучение его еще продолжается и, по-видимому, интересные открытия еще впереди. Но, по-моему убеждению, это явление значительно глубже, чтобы искать в нем лишь физическую природу. На данное время существует несколько гипотез относительно механизма возникновения этой уникальной фотокопии. Они затрагивают такие вопросы: генезис, происхождение вещества налета; механизм его конденсации на стекле в виде образа; вид энергии, вызвавший эти процессы; выяснение наличия первичного (авторского) рисунка. Кстати, вы, наверное, заметили, что между иконой и ее отпечатком на стекле видны различия (я их нашла около десяти), по мнению некоторых исследователей на нем мы видим именно авторский рисунок. Как предполагают ученые, органическое вещество могло диффундировать из красок, выделиться из паров горячих свечей, образоваться из атомов воздуха или материализоваться (я придерживаюсь этой точки зрения) из Высшей энергии. — Что подразумевается под «Высшей энергией»: энергия Высшего Разума, космическая? — Я ее называю как есть: Божественная. Многие исследователи склоняются к мнению, что рисунок на стекле образовался после возникновения (на энное время) на иконе высокоэнергетического объемного изображения, подобного голограмме. Настоящее явление можно сравнить по аналогии только с «негативным эффектом» на Туринской Плащанице. Как и Туринская святыня, киевский феномен таит в себе много загадок, которые, по-видимому, будут открываться постепенно, по мере его изучения и воли Провидения. Чудотворность икон — ведь это реальность. Они в определенный момент как будто оживают, от них исходит какая-то энергия. Как и от святых мощей, что уже никто отрицать не станет. — Тамила Петровна, как бы там ни было, мне кажется, мы должны согласиться, что не все пока посильно и подвластно человеческому пытливому уму. Та же Туринская Плащаница, сколько и какими совершенными методами ученые ни пытались постичь ее тайны, во многом остается загадкой. А сколько вокруг таинственного и загадочного! Может, подобные феномены надо воспринимать как они есть, учиться понимать их больше сердцем (которое у многих пока «молчит»), а не только умом?.. — Глубоко убеждена, что феномен иконы «Призри на смирение» — не случайное явление. Недавно я подняла исторические источники и нашла там очень интересные моменты. С середины XIV до конца XV века псковские земли были свободными. Они уже не подвластны ослабевшей Киевской Руси, получили политическую свободу от Новгорода и добивались церковной независимости. На фоне этой ожесточенной борьбы в Пскове появились еретики, которые не поклонялись кресту и критиковали богочеловечество Иисуса Христа. Затем эта ересь перекочевала в другие города и прочно осела в Москве. Примечательно, что социально-религиозная ситуация тех времен в северной части Киевской Руси сходна с нынешней в южной части бывшей Киевской Руси. Вспомним хотя бы недавние события на Софийской площади, связанные с похоронами патриарха Владимира. Тогда Богородица взывала к людям в Пскове, теперь в Киеве через чудотворную икону с символическим названием. Услышат ли люди ее призыв?