Когда уважаемый диакон начинает обсуждать проблемы Украины и отношения Русской Православной Церкви к украинскому народу, он начинает слишком много врать. Намерения у него, конечно, самые благие: обелить Патриарха и РПЦ, заклеймить позором всех, кто в Украине ставит под сомнение любовь Патриарха к Украине. Но благими намерениями дорога устелена известно куда. Читая интервью диакона мы оказываемся в обильных парах ненависти, лжи, домыслов и передергиваний. И все это выдается за верх любви и рассудительности, которая противостоит ненависти и сумасшествию киевлян и украинцев. Ведь каждый, кто не малоросс – он украинец из-за ненависти к России, или из-за сумасшествия. А Патриарха и РПЦ, их крепких любящих объятий вообще боятся только умалишенные. Ну, что ж попытаемся ответить беспристрастно, покинув ругательную атмосферу кураевского интервью, столько близкую к почаевским листкам, которые он сам и критикует.
Первая манипуляция звучит в вопросе Влада Головина. Патриарх о Русском мире говорил не проповедь, но программную речь – как это обозначено на его сайте. Владу Головину надо было бы различать между программной речью, тем, что сказано по случаю, проповедью. Это все разные вещи. Согласитесь – программная речь это что-то более значимое, чем проповедь.
Итак, откроем саму речь Патриарха. Делится речь на две части. В первой, вступительной, Патриарх делает научное открытие о существовании особого Русского мира. Во второй части описывает три существенные характеристики Русского мира.
Итак, согласно с Патриархом существует сегодня Русский мир как особое надгосударственное устройство с единой Церковью, во многом благодаря которой «мы духовно продолжаем оставаться одним народом» «несмотря на государственные разделения». Итак, реально существует не только и не столько независимые государства, отдельные нации, сколько Русский мир с его единым народом. Вы не видите этого единого народа? Сейчас Кураев объявит вас сумасшедшими! Вы не цените прошлого единства, отрицаете наличие единства сегодня, не хотите его завтра – Кураев объявляет Вас не только сумасшедшими, но и кистой на здоровом теле Русского мира, которую надо вырезать и растаптывать! Потому что Вы проповедники ненависти, а он Вам прописывает вот такую терапию любовью.
В этой же первой части речи Патриарх утверждает, что Украина есть не просто часть Русского мира или частично входит в него, а принадлежит к «ядру» и говорит о сущности этого самого мира: «Ядром русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия», которые населяют народы (русский, украинский, белорусский), которые «принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть». Итак, согласно с Патриархом украинский народ «принимает» «русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности» и потому входит в Русский мир и в единый «духовный народ». Украинцы удивлены и говорят, что у них есть украинская духовная и культурная традиция, которая и есть основа для их национальной идентичности? Это не украинцы, это маргиналы, которые сумасшедшие и опухоль на здоровом теле украинского народа! Ну если украинцев, имеющих украинскую культуру основой своей национальной идентичности, оказывается слишком много, мы скажем, что этих украинцев Патриарх имел в виду когда говорил «или, по крайней мере, как ее существенную часть». То есть, в целом, украинцы конечно, имеют свою духовную и культурную традицию как основу для своей национальной идентичности, но существенной частью украинской национальной идентичности является ««русская духовная и культурная традиция». Вы удивлены? Для Вас очевидна самостоятельность украинской духовной традиции? – Сумасшедшие! Для Вас очевидна самостоятельность украинской культуры? – Вы утратили здравомыслие! Для Вас очевидно, что русская культура не стала частью украинской национальной идентичности? – Вы опухоль на здоровом теле Русского мира! И вырезать Вас будут больно, но недолго! Конечно же манипуляции Патриарха есть выражение Любви, а Ваши робкие попытки заявить о праве на другую точку зрения (просто даже как мнение) – это все воплощение ненависти к русскому народу. Вы утверждаете, что вообще ничего не говорили о русском народе, а только сомневались в принадлежности украинцев к русскому миру? – Ваша ненависть изощренна и злобна, и только пещерный украинский национализм, единственная основа которого – ненависть к России и русским – побудил Вас сомневаться в принадлежности украинцев к русскому миру, построенному на русской культуре и традиции.
Конечно, Вам скажут что Вы безграмотны – и русский – это «руський», относящийся к Руси. Вы заявите, что Вам и так хорошо – Вас объявят предателем предков. По этой логике французы и немцы должны подчиниться Риму, американцы вернуться в британское подданство. Вы считаете такую логику устаревшей, не соответствующей современным реалиям – Вы сумасшедший и всех ненавидите! Вы обращаетесь к официальному переводу речи Патриарха на украинский, где четко проведено различие между «руським» и «російським», «Русью» и «Росією», убеждаетесь, что речь идет именно о русской культуре как основе для украинской национальной идентичности – Вы злостный и злобный сумасшедший!
Патриарх говорит в своей речи о первой опоре Русского мира. Это жизнь народа согласно с духовными ценностям православного христианства. Вы не видите воплощения этих ценностей в жизни народов? Вспоминаете, что в храмы РФ в воскресение заходит 0,5% населения? Думаете, что остальные смотрят ТВ и «культурно отдыхают»? – Вы сумасшедший! Россия – страна победившего православия! Хотя, конечно, Патриарх признал, что еще есть отдельные недостатки и не до конца оправославились. Не везде еще привились православные ценности. Например, в Украине за счет злобной Западной Украины в воскресение храмы посещает 10% населения! Ничего, перевоспитаем!
«Другой опорой Русского мира является русская культура и язык». Вы равнодушны к русской культуре и языку? – Это ненависть! В Украине основой единства нации является украинский язык и культура? – Это сумасшествие! Вы не согласны с Патриархом, когда тот делает филологическое и историческое открытие, утверждая что русский язык «возник как средство общения между разными народами»? – Это метастазы опухоли национализма помрачают Ваше сознание! Вы как-то равнодушны к тому, что украинская культура обогатила русскую, а украинский язык – «общерусский язык» (кстати, что это?). – Мы уже идем Вас растоптать!
«Третьим основанием Русского мира является общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие». Вы говорите о праве украинцев на свою собственную историческую память? – Анафема! О праве украинцев самостоятельно оценивать события истории? – Трижды анафема! Вы говорите, что переоценка истории – нормальный постоянно происходящий в обществе процесс! – Врачи скоро за Вами приедут! Вы говорите, что у Вас могут быть свои собственные взгляды на общественное развитие? – Это требует хирургического вмешательства! Согласно с патриархом «В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всем мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной и общественной традиции». Вы говорите, что Вам как не хочется быть в русской государственной традиции? Что у Вас есть своя традиция творения Украинского государства? – Верх ненависти к России и тяжелейшее сумасшествие! Вы говорите, что традиционный для России способ общественного бытия Вам не нравиться и хочется чего-то своего? – сейчас диакон Кураев придумает Вам диагноз пожестче!
Вы заподозрили Патриарха в русском национализме? – Вы идиоты! Тезисы о Русском мире похожи на тезисы российского МИДа о «соотечественниках», которых согласно с последним вариантом закона РФ о национальной безопасности можно защищать и на территории других стран? – Это Вам кажется, Патриархия никаких социальных заказов РФ не выполняет. Сотрудники российского МИДа дают интервью, в которых хвалят РПЦ и Патриарха лично за хорошую совместную работу на благо РФ? – Это Вам показалось, у РПЦ с РФ идет война за введение ОПК в школу!
Вы считаете, что в пасхальном послании Патриарх оправдывается за Русский мир, когда пишет о необходимости «воплощения христианства в истории»? – Но ведь прямо он не написал, значит не является русским националистом. Вот Кураев в каждом выступлении не говорит о симонии, значит он вообще об этом не говорит! Ах он говорит об этом в интервью? – Это Вам показалось!
Лично я думаю, что Кураев не читал выступления о Русском мире, не читал критики этого выступления, которая была в Украине, а говорит об украинском национализме и безгрешном Патриархе, по принципу «что-то я об этом слышал и думаю». И считает это истинной. Поразительная самовлюбленность, ничего общего с христианством не имеющая. Но в упоении самовлюбленности себя (Кураева, православного, русского и совкового) с христианством отождествляющая. И когда оказывается рядом кто-то другой – в данном случае не-кураевски и не-русски мыслящий, делается вывод: это – не христианин. Он нас (кураевых-русских-православных-христиан) ненавидит. А мы сейчас будем его лечить: ложью по голове. И дальше на голову «любимых украинцев» выливается любая ложь, выдаваемая за истину, и приправленная широко поставленными «диагнозами». Воздержимся от диагностирования этого самовлюбленного в себя человека. Все-таки он влюблен больше в свою русскость и специфически понимаемую православность, чем в собственное Его.
Странно в очередной раз читать об какой-то оранжевой группе в руководстве УПЦ. Не странно только в очередной раз читать ложь и клевету. УПЦ является Церковью, открытой для всех граждан Украины, желающих к ней принадлежать. УПЦ старается быть своей не только для русских, но и украинцев. Не только для людей русской культуры, но и для тех, кто не мыслит себя без украинской культуры. И такие старания – слабы и вынуждены. Ведь без таких стараний УПЦ просто бы раскололась. 68 % приходов, находящихся в областях, чуждых русской культуры, нашли бы способ достучаться сами или с «раскольниками» к сердцу Вселенского Патриарха. Кураев далеко. Он приезжает в Украину и судит о верующих УПЦ по тем людям, которые ходят к нему на лекции. Но Патриарх Кирил, например, более осведомлен и говорил в 2008 году вслух: если Константинополь войдет в Украину, к нему присоседиться и УПЦ КП, и УАПЦ, а УПЦ МП обвалится». Но в азарте построения Русского мира УПЦ МП кураевы хотят раскачать изнутри. Сделать ее такой, чтобы украинские раскольники никогда к ней не присоединились. Развалить УПЦ МП. Зачем?
Самостоятельная Украина даже при президенте Януковиче «их» не устраивает. Им нужна расколотая Украина. И ради этой цели – разделения по линии Збруча – разваливается УПЦ МП, блокируется возвращение УПЦ КП и УАПЦ в УПЦ МП. Ради раскола Украины дискредитируется украинский епископат. В личных беседах Кураев признает, что весь епископат РПЦ требует перевоспитания. Но нападает только на украинский, приписывая ему не только мнимые вины, но и даже будущие мнимые вины. К последним относиться посвящение во епископы Виктора Бедя, которое должно произойти когда-то в будущем по слухам. Кураева говорит о газетных публикациях. Но ведь в Украине печатают все что угодно. Вот летом друг Кураева при помощи Васи Анисимова написал большую статью «Блажен ли Блаженнейший?», в которой говорилось о том, что в ближайшие месяцы УПЦ разорвет единство с РПЦ. Ну как-то месяцы эти прошли, никто никуда не отчалил, потому что не собирался. Но напечатанная ложь осталась. Давайте эту статью, написанную в стиле «одна баба сказала» положим в основание своих выводов? И заодно заклеймим всех верующих УПЦ МП как мнимых пособников мнимого преступника? И подкрепим наши рассуждения мнением Филарета – благо он желательное для себя выдает за действительное с завидной регулярностью? Ну и к чему мы так прейдем? Про Патриарха Кирилла тоже много критических публикаций было. Так что, делать оргвыводы?
Так что надо быть благодарными людям, которые хоть что-то делают для того, чтобы УПЦ была украинской в Украине. Хоть в такой же мере, как и русской. Этих людей можно упрекнуть только в одном: УПЦ до сих пор еще слишком мало сделала для того, чтобы быть украинской для украинцев. Во много раз меньше сделала, чем Партия регионов, например. И душить в УПЦ открытость к Украине и украинству – это убивать не только будущее для УПЦ, но и настоящее.
Если бы Предстоятелем УПЦ или помощником Предстоятеля был бы сам Кураев, то в Киеве были бы открыты десятки приходов со служение на украинском (сегодня отсутствуют), выходили тысячи книг на украинском (сегодня – десятки), принимались бы декларации о любви к Украине самого радикального патриотического настроя, демонстрировалась бы полнота любви к раскольникам. И все Кураев бы делал просто потому, что у него есть христианская вера в сердце и рассудительность в голове.
И Кураев бы писал в Москву: ребята, полегче выбирайте выражения о Русском мире, а то мы тут ели держимся. Давайте больше о каноничности и христианстве, а то нам тяжело вписать руссмир в украинские реалии. Тем более, что Кураев бы заметил около тысячи богословских книг, выпущенных УГКЦ и понял бы, что в УПЦ не печатают из-за страха перед Московой (как бы чего не вышло), а не из-за того, что богословская благодать заканчивает свое действие на украинской территории. И требовал бы Кураев большего понимания украинской специфики со стороны Москвы – каждый день и даже несколько раз на день.
Но сегодня у Кураева нет главного свойства христианской любви – поставить себя на место другого. Подумать – а каково ему, этому украинцу из митрополии УПЦ МП? А как элементарно образованный украинец воспринимает наши речи? И почему он настолько разочарован в патриархе, что даже не хочет полемизировать?
Сегодня Кураев уверен, что он бы не говорил бы ничего «оранжевого». Предлагаю посадить его в Киеве и назначить идеологом УПЦ при сегодняшнем «бело-голубом режиме». Уверен, что через месяц он напишет что-то об украинском языке или еще чем-то – и москвичи обвинят его в украинском национализме, принадлежности к оранжевому лобби и всех прочих грехах. А Кураев бы убеждал москвичей: «даже если Вы в чем-то частично правы – например, в малости богословских книг, изданных УПЦ МП, — не занимайтесь критикой, потому тут и так тяжело. И расшатав своей критикой лодку, получите не обновление УПЦ МП, а ее утопление. Лучше помогите со спонсорами, а я Вам уже нашел сотню рукописей, достойных издания».
Так что диакону надо вспомнить о простой вещи: еще до того, как он диакон, русский, верующий РПЦ – он просто христиан. И это налагает определенные обязанности. Не врать, не выдавать мнимое за истину, ставить себя на место других. Пока что же Кураев – это большой проект по самооправданию. Есть такой грех: самооправдание. Это когда человек совершил ошибки, но отрицает упорно это, обвиняет всех и вся в чем угодно, лишь бы не признать своей вины хоть в чем-то. Патриарх действительно в речи о Русском мире сказал что-то не очень приемлемое для украинцев. Русское ухо воспринимает этот текст как слишком либеральный по отношению к Украине. Но украинцам сказанное Патриархом кажется все-таки ошибочным. И в открытой дискуссии они обратили внимание на эти ошибки. Но их объявляют национал-маргиналами, сумасшедшими, зараженными ненавистью… Что-то часто плюете в киевский колодец, из которого же самим придется еще пить, господин Кураев! Не по-христиански как-то. Лучше признайте, что не все в речах Патриарха и Ваших безошибочно. И есть повод задуматься над необходимостью более толерантного тона по отношению к Украине, украинцам, УПЦ МП. А то уже новая власть может объявить Кураева нежелательным в Украине. Например, по просьбе Партии регионов или Предстоятеля УПЦ МП.
«Левый берег»
http://lb.ua/author/kitchen/2010/05/12/43727_kuraev_lozh_zameshannaya.html