Блог Михайла Черенкова_image

Блог Михайла Черенкова

One way

27.07.2010, 17:06

Путь на фоне бездорожья

Религиозный мир удивительно богат и интересен. Религиоведы, философы, да и просто любознательные или набожные люди, могут до бесконечности изучать детали религиозных обрядов, историю духовных традиций, толковать изречения пророков и учителей, спорить о первенстве и истинности учений. Протагор, один из честных софистов древности, преуспевал в этом, но затем признался: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, – и вопрос темен, и людская жизнь коротка», за что афиняне, известные любители дискуссий о духовности, изгнали его из города как несостоятельного «религиоведа». Жаль, что нынешние софисты не так честны и спекулируют темными вопросами, водя за нос доверчивых людей, короткая жизнь которых проходит в тумане и сумерках, без света и ясности.

Нельзя не согласиться с Протагором, что вопрос о духовности и религиях темен, а жизнь человека слишком коротка, чтобы ее тратить на вопрос заведомо не решаемый. Очень трудно взвесить зерна истины в разных религиях, для большинства людей на это нет свободного времени и нужных познаний. Но в каждом человеке живет сердечная интуиция, что настоящий Бог доступен, светел, благ. Историки копаются, религиозные лидеры спорят, а Истина оказывается совсем рядом.

История религий отражает метания, блуждания человеческого разума в поисках Бога. Это путь восхождения от земли, лестница в небо, которая неизбежно обрывается. Христианство же исповедует живого Бога, Который Сам вышел навстречу человеку, примирил в Себе Бога и человека, Собой проложил путь, Сам стал путем.

Беды человека от своеволия, он упорно выбирает свой путь, а не Божий. Человек сам усложняет то, что Бог сделал простым. Бог посадил сад, человек строит город. Бог ведет народ из египетского рабства в страну молока и меда, а народ придумывает себе царя и государство, отдаваясь в новое рабство. Бог дает заповеди для счастливой жизни, а человек пишет свои законы и объяснения, чтобы Божьи заповеди обходить или «законно» нарушать.

Получается, что даже религию человек создает для себя, подгоняя образ Бога под свои интересы. В начале истории Бог общался с человеком лицом к лицу. В религиях же Бог помещается в храмы, куда человек заходит лишь изредка, проводя почти всю жизнь на дистанции. Простота и естественность жизни, непосредственность общения с Богом заменяются сложностью ритуала, эзотерических знаний, множеством посредников, жертв и приношений.

Далеко не все религиозные люди задаются вопросом, угодна ли Богу их жизнь и вера. «Опиум для народа», сладкий обман туманной духовности позволяют жить как угодно и оправдывать себя. Бог же ищет Себе поклонников в духе и истине. Вопрос об истине (а не о выгоде, традиции, предпочтении) рассеивает туман лжедуховности и открывает дорогу к Богу как Он есть.

Библейский пророк Михей принес своему народу плохие вести о грядущем наказании за нечестие и идолопоклонство. Он напоминает о простых истинах, которые цари, пророки и священники забыли. «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?» О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:6-8).

Нашим заумным современникам пророк сказал бы похожее: «Человек, не хитри. Богу не нужны твои подарки, подачки, взятки. Ты знаешь, как нужно верить Богу, знаешь, чего Он от тебя ждет. Живи в Его присутствии, перед Его лицом, Он все видит».

Люди научились хитрить, уходить от ответственности перед Богом, увиливать с прямого пути в свою сторону. Человек эпохи постмодерна легко оправдает любой грех, сославшись на относительность ценностей, конфликт истолкований, специфику ситуации. А слово Михея разоблачает эти спекуляции: не говори, что не знаешь истину, если ты человек, то тебе все Богом сказано, не мудрствуй лукаво, делай не по-своему, а по-Божьи.

Философ и проповедник Григорий Сковорода однажды сказал: «Благодарю Бога, что он сделал нужное простым, а сложное ненужным». Философские споры о религии, мистические опыты, тайные познания, финансовые взносы, фарисейская праведность не приближают к Богу, это ненужный труд. А действительно нужное принимается сердцем, потому называется Благодатью, Божьим даром. Это трудно дается превратному уму homo sapiens, который на то и разумный, чтобы отвергая простой путь, предложенный Богом, идти своим бездорожьем, пачкаясь, падая и ругаясь.

Мудрый царь Соломон, уставший от скитаний кривыми путями, предупреждал других об опасной кажимости: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Прит.14:12).

Человек всегда ставил в центр себя. «Все дорогие ведут в Рим», - говорили древние язычники. «Все религии приводят к Богу», - говорят сегодня. Некоторые утверждают и большее: «Главное верить в сердце, Бог у меня здесь, внутри», т.е. не стоит волноваться, Бог уже со мной, все оправдает, все простит.

Но оказывается иначе, все человеческие пути и перепутья религиозных поисков, может, и ведут в Рим, но к Богу не ведут точно. В римском пантеоне есть место многим идолам, но Богу там тесно. Бог не там, куда идет большинство, Бог не там, куда ведут все дороги. «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших» (Ис.55:9).

Подобно римской империи, наш мир достиг вершин цивилизации и при этом - нравственного дна, ощущения духовной пустоты. Духовность более не связана с Богом, она служит самому человеку, удовлетворяет его интересы. Искренняя вера в Бога называется «наивной» и вызывает циничную насмешку. «Духовность вообще» приветствуется, но прямая и принципиальная вера принимается как угроза глобальному обществу верующих «как угодно».

Апостол Павел не боялся насмешек над евангельской простотой, он был в культурной столице мира Афинах, а под занавес жизни принял решение идти в столицу цивилизации Рим. Он не стыдится веры в Христа перед языческой мудростью и силой империи, блеск Рима не повергает его на колени. Апостол возвещает Божий суд для тех, кто знал истину о Боге, но отверг ее: «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели<…> И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:1-32).

Quod licet Jovi, non liced bovi[1]. То, что простительно дикарю, не простительно культурному римлянину. Невежество примитивных народов можно понять, но как оправдать религиозную темноту нашего цивилизованного мира? Грех нашего времени в том, что при невиданных возможностях познавать Бога и служить Ему, жить по Его принципам, человек служит себе, обращает своей гений, свою науку и технику против Бога. Он успешно открывает тайны творения, но не для того, чтобы благодарить Бога, а чтобы изменить все под себя, вплоть до своей собственной природы. Он не ищет пути, он прокладывает свой путь, сбрасывая в пропасть всех, кто ему мешает. Духовность для него – ни к чему не обязывающий разговор, внутренний выбор уже сделан. Ужаснее всего то, что религия часто поддерживает этот путь, поддакивая человеку, угождая его гордости. Великий Инквизитор говорит слишком простому и «наивному» Христу: «Мы давно уже не с Тобой, а с ним».  

Тема духовности побуждает людей к религиозным поискам. Но что можно найти в круге того же самого? Как найти Бога в мире людей, Его отвергнувших? Как достигнуть духовного просветления в темноте обезбоженного мира? Как найти себя в диком поле, среди нравственного бездорожья? Люди бродят в заколдованном круге порочного умствования, отвергая прямоту и простоту Божьего пути. Все пути куда-то ведут, но не все приводят к Богу.

Христианство всегда говорит что-то непопулярное и невыгодное, истину нельзя продать и нельзя купить. На рынке религиозных услуг или в религиозном супермаркете можно найти все, кроме истины. Слова Христа не успокаивают, а тревожат знатоков религии и экспертов в вопросах духовности. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Бога не нужно придумывать, Его нужно признать. Истину не покупают, а принимают. Жизнь не моделируют, а живут. Путь не нужно изобретать, по нему нужно идти.


[1] Что позволено Юпитеру, не позволено быку (римская поговорка)