Онуфрий не для перемен
Что вообще означает избрание нового предстоятеля Украинской православной церкви? В чем принципиальная важность этого события для общества? Казалось бы, внутрицерковное дело: кому какая разница, кого выберут себе в управляющие несколько десятков бородатых мужчин в странных одеждах?
Но, накануне избрания предстоятеля УПЦ собору епископов шлют письма президент и премьер-министр Украины, Киево-Печерскую Лавру охраняет конная милиция, а ведущие телеканалы посвящают кандидатам в митрополиты целые сериалы похлеще «Санта-Барбары».
У церкви, согласно результатам опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова, самый высокий уровень доверия в украинском обществе. Ей доверяют 65,6% опрошенных. Это больше, чем средствам массовой информации и Вооруженным силам Украины.
Украинская православная церковь (МП) – наибольшая конфессия в стране: фактически она управляет 11 000 приходов, тогда как УПЦ (КП) не более чем 5000.
В стране как минимум 9 млн человек, которые являются воцерковленными верующими, то есть теми, для кого мнение нового Митрополита Киевского как минимум важно.
Но еще большее количество людей являются верующими номинальными. Такие в детстве крещены, но нерегулярно посещают храмы и вообще живут не согласно Священному Писанию, а как получится. Но для них в критический момент слово главы пусть далекой, но и их церкви тоже может кое-что значить.
Церковь имеет влияние на умы и сердца людей. И главное – она заставляет их жертвовать многим совершенно бескорыстно. Иногда даже жизнью…
Именно поэтому в царской России РПЦ занимала место министерства пропаганды. Священный Синод, управлявший церковью, по сути, и был министерством. А сейчас патриарх Русской православной церкви Кирилл (Гундяев) донельзя обласкан президентом Владимиром Путиным. По этой же причине в свое время Леонид Кравчук вместе со Службой безопасности Украины активно поддержал создание Киевского патриархата.
Если бы церковь не имела влияния на умы и сердца людей, депутат от партии «Свобода» Андрей Мищенко накануне выборов митрополита не обратился бы в Генеральную прокуратуру с требованием наказать за поддержку сепаратизма митрополита Онуфрия (Березовского). Того самого, который возглавил в среду Украинскую православную церковь.
Теперь расскажу немного о новом предстоятеле как о личности. О человеке лучше всего говорят его поступки. Понять митрополита Онуфрия (Березовского) помогут два случая.
Первый. Еще будучи митрополитом Черновицким и Буковинским, он принимал у себя в гостях патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева). Как это обычно бывает, патриархия прислала список людей, которых нужно было разместить вместе с Кириллом. Грубо говоря, его свиту. Это было восемьдесят человек. В ответ митрополит Онуфрий набрал Москву и сказал, что больше сорока он не примет, поскольку епархия маленькая и прокормить всех желающих он не в состоянии. До него этого не делал ни один епископ. Ни у кого не хватало духа. Мало того, когда патриарх Кирилл, приехав, попросил сократить одну из служб, чтобы у него было время отдохнуть с дороги, митрополит Онуфрий снова лично набрал его, чтобы отказать. Здесь Западная Украина, и люди не поймут сокращение службы, даже если приехал руководитель РПЦ, заявил он.
Второй. Весной, когда ссора двух митрополитов – управделами УПЦ Антония (Паканича) и секретаря предстоятеля Александра (Драбинко) разгорелась с новой силой, митрополит Онуфрий настоял на том, чтобы они оба вместе с ним полетели за благодатным огнем в Иерусалим. Противник публичных выяснений отношений, он по старинке думал примирить двух христиан… паломничеством. Этот наивный и несколько неловкий шаг тогда изрядно удивил одних и потешил других. Впрочем, попытка помирить враждующие стороны не удалась. По возвращении из Иерусалима митрополит Александр (Драбинко) сделал новую порцию резких публичных заявлений в сюжетах на телеканале «1+1».
В общем, митрополит Онуфрий (Березовский) – это старое доброе западноукраинское православие. Это человек закрытый для медиа и перемен, не любящий, когда выносят сор из избы, любящий молитвы, посты, правила и каноны, лояльный к церковным людям и никогда не стремившийся к власти. И на самом деле весьма и весьма предсказуемый.
Именно как наиболее «безупречный» и «правильный» с точки зрения канонов он был еще в 2007 году выбран главой Церковного суда. Впрочем, за это время никакими громкими делами этот суд так и не запомнился.
Поэтому, наверное, и несложно просчитать, какую именно позицию он займет в тот момент, когда по тому или иному вопросу встанет очередная дилемма. И к чему призовет Украину.
Ну, и последнее. Наверное, в том, что в такое время самую большую церковь страны возглавил такой человек, есть свой промысел. Вероятно, время горячих голов и споров скоро пройдет. И мы будем постепенно возвращаться к спокойной и размеренной жизни.
Как там поется на православной литургии: «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте».