От несчастной любви в монастырь уже не идут

11.06.2004, 12:50
Ростислав ЦУРКАН. - "Сегодня", 9 червня 2004 р.(рос) Корреспондент "Сегодня" побывал в самом большом при Советском Союзе женском монастыре

Мой начальник -- дай Бог ему здоровья -- вызвал меня и дал необычное задание: посетить женский монастырь. И не просто посетить, а с головой "окунуться" в тамошнюю жизнь, узнать "правила приема", разнюхать все тайны и секреты. Адрес выбрали не случайно. Женский Свято-Троицкий монастырь в городе Корец Ровненской области -- один из самых известных в Украине. При Советском Союзе он считался -- ни много ни мало -- самым большим действующим женским монастырем. САМЫЙ БОЛЬШОЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В СССР Сегодня Корецкий монастырь считается "трехпрестольным" (имеет сразу трех святых "покровителей") и наделен статусом "ставропигии" (не подвластен местному архиерею, а подчиняется непосредственно Патриарху). Из девяти монастырей Ровенской области такой высокий статус имеет только он. Сейчас в Свято-Троицком монастыре постоянно живет более ста монахинь. Правильно вообще-то всех обитателей монастыря принято называть "насельницами". Точное их количество установить почти невозможно: кроме самих монахинь, тут живут послушницы, собирающиеся принять духовный сан, и учатся девушки-регенты -- будущие руководители церковных хоров. Нам рассказали, что сегодня в училище почему-то нет ни одной девушки из Ровенской области. Их общежитие находится прямо напротив входа в главный монастырский храм. Попасть на территорию монастыря можно только через церковь. Внутри все, как обычно: иконостас, роспись на стенах, монахини продают свечки, образки, иконки. Настоятельница монастыря игуменья Наталья занята делами, и к нам спускается матушка Анна. По ее собственному выражению, она заведует в монастыре "связями с общественностью". Мы начинаем приставать к матушке с расспросами, но чудесным образом любой ответ постепенно и незаметно превращается в небольшую проповедь. ПОЧЕМУ В ХРАМ НЕЛЬЗЯ С КРАШЕНЫМИ ГУБАМИ Мое внимание привлекают две таблички. Большая мраморная гласит, что "здесь в 1990 году останавливался Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй". На второй -- свод правил по посещению церкви. Узнаю, что мужчинам в храме положено стоять в правой части, а женщинам -- слева. О том, что дамам в храме нужно покрывать голову платком, я знал, а вот что нельзя красить губы -- новость. Ответ находится сам собой: матушка Анна как раз рассказывает об иконах в церкви, и женщины начинают прикладываться к святыням. Сразу заметно, когда на губах была помада -- на стекле остаются разводы. Присоединяюсь к экскурсии и узнаю, что самая ценная реликвия в монастыре -- икона Божией Матери "Споручница грешных". Икона издавна находилась в замке основателей монастыря князей Корецких и уже тогда называлась "благодатной". После того, как убили последнего православного корецкого князя, его брат-католик предложил своей сестре игуменьи Серафиме, основавшей монастырь, забрать икону из княжьей молельни. В четверг после Троицы 1622 года икону перенесли в церковь, и с тех пор проводится празднование в ее честь. В этот день приезжают паломники со всей Украины, ведь икона считается чудотворной. Только в ХХ веке документально зафиксировано два случая, когда она сотворила чудо. Эту икону пытались украсть в ноябре 2001 года, но грабителям удалось снять только серебряный оклад с украшениями. Святотатцы украли несколько старинных икон, алтарный Голгофский крест и серебряный потир. Экспортная официальная стоимость украденных ценностей -- 75 тысяч долларов. Уже установлено, что грабители прокрались в храм под видом экскурсантов, затаились на чердаке и ночью обворовали церковь. Кража, судя по всему, была заказная. Это был уже третий раз, когда монастырь обворовали. В монастыре царит почти солдатская дисциплина, часы расписаны, как в армии, и посвящены определенному занятию. Каждая монахиня в зависимости от срока своего пребывания, здоровья или таланта, имеет свой "послуг", то есть определенные обязанности. Есть электричество, но нет газа, есть религиозная литература, но нет телевизора и радио. На монастырском дворе -- идеальная чистота, все светится заботой и уходом. На клумбах -- полно цветов, над ними как раз трудится пожилая монахиня. В черные одежды одеты не все -- для огорода сгодится и простая, но скромная одежда. Вокруг много лавочек, где можно посидеть и отдохнуть. Идем вглубь сада и возле стены храма видим красивое, слишком пышное для монастыря надгробие. Оказывается, здесь похоронена одна из самых известных женщин России -- Анна Андро, любимая женщина Пушкина. Именно ей он посвятил известное стихотворение «Я вас любил». Как же она тут оказалась? КАК В МОНАСТЫРЕ ОКАЗАЛАСЬ ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА ПУШКИНА Пушкин просил ее руки, но родители отказали пусть и известному поэту, но "праздному гуляке". Спустя какое-то время Анна, в девичестве Оленина, вышла замуж за Федора Андро. Обойденный Пушкин презрительно называл его "о двух ногах нулек горбатый". Анна отправилась с мужем в Польшу, а после его смерти переехала на Украину к сыну. Уже в глубокой старости она приняла постриг, отдала Корецкой обители свои земли, а для украшения иконы Божьей Матери подарила свой бриллиантовый фрейлинский шифр. В благодарность монастырь попросил Синод позволить похоронить ее здесь. Просьбу удовлетворили, и за могилой "музы" великого поэта до сих пор бережно ухаживают. Рядом с ней -- еще несколько могил победнее и явно монашеских. Идем дальше -- матушка Анна приглашает нас взглянуть на монастырское хозяйство. Огороды и хозяйственные постройки монастыря тянутся на два гектара до речки Корчик. Продукты монахини не покупают -- овощей и пшеницы с собственной земли вполне хватает для нужд общины. Вокруг интересуются, что монахини "закапывают" в землю. Услышав слово "морковка" многие улыбаются, вспомнив пошлый анекдот о завозе в женский монастырь морковки... Слева, в стороне от дорожки, в форме цилиндра высотой этажа в два сложены дрова на зиму. Кругом "пасутся" куры. Неожиданно мы натыкаемся на нескольких мужчин, но наш "экскурсовод" опережает готовые посыпаться вопросы: "Это сезонные рабочие. Когда тепло, они чинят постройки, что-то достраивают. Нет, к монахиням не пристают, воспитываем их только, когда тайком здесь курят или на жару оголяются..." У монастыря крепкое натуральное хозяйство -- десяток коров, свиньи. Живность попадает как на монастырский стол, так и сдается за деньги. Надо ведь платить тем же рабочим. Корецкий женский монастырь -- не из бедных и всегда считался зажиточным. Сегодня, кроме подсобного хозяйства, у него имеется 20 гектаров посевочных и... молокозавод! Матушка Анна рассказывает, что монастырь не закрывался ни при какой власти и всегда занимался благотворительностью, помогал воинам. Принято, что в монастырях обязательно есть пасека. Корецкий -- не исключение. Нам с гордостью показывают небольшую поляну с тремя десятками уликов. Внимание приковывает громадный улей в форме церкви. Там живет пять пчелиных семей. Такие улики есть не в каждой монастырской обители, но становятся все более популярными. Дело в том, что церковь считает пчел едва ни священными созданиями. Жизнь пчелы, посвященная работе и созиданию до самой смерти, -- идеальный пример для человека. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ИДУТ В МОНАСТЫРЬ? Пока все фотографируют пасеку, я задаю матушке вопрос, ради которого, собственно, сюда и приехал: "Почему люди уходят в монастырь?" Ответ был ясен заранее: "Призвание служить Богу". Кроме этого удается "вытянуть", что монастырь -- удел одиноких. От несчастливой любви сюда никто не попадает, часто бывают женщины, неспособные иметь детей. Сегодня в женский монастырь можно идти с 16 лет, а ограничений по возрасту нет. Женские монастыри больше, чем мужские. Объясняется это тем, что львиную долю мужских обителей составляют юноши -- выходцы из духовных семинарий. Они готовились стать так называемым "белым" духовенством, с приходом, возможностью жениться, а потому многие не выдерживают монашеской аскезы. На солнышке все утомились, и матушка приглашает нас испить водицы. Хотя в Корецком районе не очень хорошая вода из-за слишком высокого содержания железа, монахинь это не беспокоит. У них собственный колодец, при том освященный. Вокруг него построено укрытие, окна и проем в потолке украшают цветные витражи с религиозными сюжетами. Когда смотришь в колодец, они красиво отражается в воде. Пьем вкусную воду из привязанных к колодцу кружек и благодарим за приют.
http://today.viaduk.net/todayol.nsf/4cb2fca9bb602c14c2256eae0032ecac/c2256713004f33f5c2256ead0039001e!OpenDocument