Пастыри с мечом наперевес

27.02.2015, 12:00
Украинские священники не только служат капелланами, но и сами принимают участие в боях

«От имени Украинской православной церкви я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать друг друга», – с таким обращением 11 февраля выступил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский), представляющий в этой стране Московский патриархат. Напомним, неделей ранее глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) обратился к президенту США с просьбой о поставках вооружений для украинской армии.

Возможно, именно с подобной разницей в отношении к военным действиям в Донбассе связана заметная диспропорция числа армейских священников от разных конфессий в дислоцированных там украинских частях. Как сообщил «НГР» (см. номер от 03.12.14) заместитель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины архимандрит Лука (Винарчук), в зоне АТО есть лишь один капеллан, представляющий эту крупнейшую по числу приходов религиозную организацию страны. Совсем иная ситуация с клириками Киевского патриархата, который уступает УПЦ МП в несколько раз по числу приходов. «Тех, кто официально прошел через назначение Генерального штаба Вооруженных сил, примерно 15 капелланов. А вообще около 40 человек, а может, и больше», – сообщил в декабре журналистам патриарх Филарет.

Несколько скромнее на первый взгляд количество в зоне АТО военных священников Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), по числу приходов вполне сравнимой с Киевским патриархатом. «Там уже побывали 12 наших капелланов, сейчас в зоне АТО  их 10», – сообщил 22 июля 2014 года информагентству «Укринформ» замруководителя Департамента патриаршей курии УГКЦ по делам душепастырства силовых структур Украины священник Любомир Яворский. Цифру в 12 греко-католических капелланов, находящихся в зоне АТО, назвал в сентябре сайту iPress.ua и секретарь Синода епископов УГКЦ епископ Богдан Дзюрах. «Когда после начала боевых действий мы обратились к священникам с предложением стать капелланами, то немного желающих согласилось, потому что одно дело работать в миру, а другое – идти на фронт», – пояснил Дзюрах.

Однако клирики УГКЦ представлены на фронте и в другом качестве. «Есть капелланы, которые представляют официальные капелланские службы Украинской греко-католической церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата, а есть те, кто представляет наш отдел помимо этих официальных служб», – заявил 10 февраля с.г. на пресс-конференции в Днепропетровске священник УГКЦ Николай Мединский, руководитель отдела военных священников в «Добровольческом украинском корпусе «Правого сектора». Мединский, получивший известность год назад как «капеллан майдана» и гордо носящий прозвище Железняк в честь культового среди украинских националистов устроителя Уманской резни 1768 года, в сентябре 2014 года уже получал предупреждения со стороны священноначалия УГКЦ за свою активную деятельность в формированиях «Правого сектора» (признанного экстремистским и запрещенного в России). Однако ни для него, ни для окормляющих вместе с ним отряды националистов-клириков УГКЦ, таких, например, как главный капеллан «Тризуба имени Степана Бандеры» (признанного экстремистским и запрещенного в России) священник УГКЦ Петр Буряк, это не является весомым доводом, ведь, по словам Буряка, сейчас с востока «азиатская орда пришла уничтожить» Украину. Однако они подчеркивают, что среди капелланов «Правого сектора» есть не только греко-католики, но и православные, и римско-католические священники (например, в батальоне корпуса, который воюет в поселке Пески близ донецкого аэропорта, есть францисканец), и протестанты. Всего в четырех фронтовых и нескольких запасных батальонах корпуса несут служение около 20 клириков.

Гораздо более многочислен созданный в июле Первый батальон военных капелланов. Как сообщил 22 января с.г. сайту ProChurch.Info создатель батальона, пастор киевской пятидесятнической Церкви «Скиния» Игорь Оклик, в его соединении «уже около 40 человек». Помимо «Скинии» создание батальона, как сказано в сообщении в его группе в Facebook, «поддержали две Церкви «Новое поколение» в Киеве (пастором одной является Сергей Орешник, второй – Игорь Лемещук), а также Церковь «Спасения» (Бровары), Церковь «Виноградник» (Киев)… и «Слово жизни» (Белая церковь)». Как сообщил 22 января Оклик Религиозно-информационной службе Украины (РИСУ), он набирал своих служителей прежде всего среди протестантов, поэтому в батальоне представлены «в основном баптисты, пятидесятники, харизматы».

В феврале с.г. под Днепропетровском открылась школа военных капелланов, связанная с Первым батальоном. «Обучение, – сообщил телеканал ТВi, – будет проходить на базе украинской христианской Церкви «Новое поколение» в городе Першотравенске Днепропетровской области». Телеканал привел и слова старшего епископа Церкви Андрея Тищенко: «Большинство студентов этой школы – наши простые прихожане».

Помимо Первого батальона военных капелланов, сообщил РИСУ Игорь Оклик, есть и еще один, который, по его словам, «организовали люди из пятидесятнической Церкви, отдельно от нас». Об этой части, впрочем, мало что известно в отличие от Первого батальона, целый ряд представителей которого –  Оклик, диакон киевской церкви «Дом небесного архитектора» Олег Маринченко, диакон киевской Церкви «Возрождение» Валерий Педченко, служитель одесской реформатской Церкви Возрождения Александр Пастух – регулярно появляются в репортажах украинских СМИ.

Несколько протестантских пасторов находятся на фронте, но уже в качестве военнослужащих. Например, пастор луганской Церкви «Живое слово» Олег Реута, служивший в батальоне МВД «Днепр-1» и погибший в Песках в ночь с 23 на 24 ноября 2014 года, или пастор Церкви «Новое поколение» в городке Петропавловске Днепропетровской области Вячеслав Черный, ранее сержант ВДВ, в марте 2014 года поступивший добровольцем на службу в 25-ю бригаду ВДВ и занявший там пост командира отделения. Самый, конечно, нашумевший случай представляет собой история пастора мариупольской «Церкви добрых перемен» Геннадия Мохненко, который не только сам взял в руки автомат, но активно агитировал в пользу войны в Донбассе. Не уступают ему в воинственности и клирики «Правого сектора». Как заявил Николай Мединский, «в левой руке капеллан держит меч веры, а иногда приходится в правую брать и меч двуручный».

Владислав МАЛЬЦЕВ

"НГ-религии", 18 лютого 2015