"Я желаю развития богословского диалога между нашими церквами"

09.07.2010, 16:37
"Я желаю развития богословского диалога между нашими церквами" - фото 1
Основными носителями лютеранского вероисповедания в Украине долгое время были выходцы из Германии, Швеции, прибалтийских земель и их потомки. В настоящее время мы наблюдаем приход в нашу Церковь людей, не имевших прежде лютеранских корней.

25 июня 2010 года исполнилось 490 лет с момента обнародования важнейшего символического текста Лютеранской церкви — Аугсбургского исповедания веры. В связи с этим редакция сайта «Религия в Украине» попросила рассказать как об этом документе, так и о жизни лютеран в современной Украине президента Синода Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины пастора Андрея Гамбурга. Поскольку современный читатель мало знаком с историей создания Аугсбургского исповедания, мы решили предварить текст интервью небольшой исторической справкой.

Историческая справка. Свое название Аугсбургское исповедание получило от немецкого города Аугсбурга, в котором в 1530 году работал очередной Имперский сейм во главе с императором Карлом V. К этому времени немецкие князья четко разделились на две партии. Первая сохранила верность Католической Церкви, а вторая открыто поддержала реформаторскую программу Мартина Лютера, отлученного от Католической Церкви. Аугсбургский сейм как раз и должен был обсудить конфессиональные проблемы империи.

Карл V не допустил на сейм самого Лютера. Однако протестантам было предложено письменно представить свое мнение по спорным вероучительным вопросам. Эту задачу выполнил ближайший соратник Лютера — Филипп Меланхтон. Он и написал исповедание веры, представленное в Аугсбурге. Текст, подготовленный Меланхтоном, одобрил сам Лютер. 25 июня 1530 года на сейме в Аугбурге этот документ был впервые публично оглашен.

Аугсбургское исповедание состоит из 28 статей, разделенных на две части (21 и 7 статей соответственно). В первой части («Статьи о вере и учении») содержится положительное изложение основных пунктов лютеранского вероучения, во второй («Спорные статьи об отмененных злоупотреблениях») — содержится критика основных спорных пунктов между католиками и лютеранами. Изначально текст был написан на двух языках: латинском и немецком.

Аугсбургское исповедание стало первой символической книгой лютеран. В нем в краткой форме изложены основные положения вероучения Лютеранской Церкви. И по сей день Аугсбургское исповедание остается одним из наиболее авторитетных изложений лютеранского учения.

— Отец Андрей! В нынешнем году исполнилось 480 лет с момента написания Аугсбурского исповедания. В свое время этот вероучительный документ сыграл важную роль в формировании облика Лютеранской Церкви. Скажите, что сегодня значит для лютеран Аугсбургское исповедание? Это лишь исторический документ? Или нечто большее?

События 25 июня 1530 года в Аугсбурге играют для нас важную роль и по нынешний день, так как Аугсбургское вероисповедание, или Confessio Augustana (латинское название документа — прим. ред.) остаётся для нас основополагающим вероисповедным документом, определяющим и формирующим духовную жизнь нашей Евангелическо-Лютеранской Церкви. При всей своей исторической важности Аугсбургское исповедание 1530 года неизмеримо больше, чем просто эпохальный документ.

 

 


Ведь речь в нём идёт о вечном, а именно о поклонении и служении Богу, о вочеловечении Сына Божия, о нашем оправдании и спасении пред Всевышним. Всё это не просто преходящие исторические ценности и истины. Именно поэтому отцы-реформаторы были готовы скорее расстаться с жизнью, чем отречься от того, что они намеревались исповедать в последний день пред Господом.

 — Позвольте несколько провокационный вопрос. Лютеранство вошло в историю как конфессия, которая отстаивает приоритет Писания как источника вероучения. И сам Лютер, и лютеранское богословие принципиально отвергает священное предание в его православном понимании. Однако, не является ли наличие в лютеранстве авторитетных вероисповедных текстов, таких, как, например, Аугсбургское исповедание, свидетельством существования определенного «лютеранского предания»?

— Спасибо за этот «провокационный» вопрос. Наша Церковь действительно признаёт Священное Писание единственным источником всего вероучения и основанием верожития Церкви, как написано: «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105). Только оно является для нас духовным мерилом свыше. Но было бы неверно утверждать, что мы отвергаем предание Церкви и её духовный опыт. Отцы-реформаторы никогда не стремились к этому, и само Аугсбургское вероисповедание рассматривалось его авторами и продолжает рассматриваться нами как подтверждение соборности нашей веры. Предания отцов Церкви и их духовный опыт с благодарностью принимаются нами во всём, что соответствует Священному Писанию Церкви Христовой. Как свидетельство и толкование слова Божия, Священного Писания Аугсбургское вероисповедание можно смело назвать «лютеранским преданием», которое призвано соблюдать и оберегать душеспасительную чистоту евангельского слова. Наряду с Писанием (norma normans) этому документу отводится второстепенная роль (norma normata[1]).

— Скажите, а что представляет собой Лютеранская Церковь в современной Украине?

— В дореволюционной России Лютеранская Церковь была второй по численности христианской конфессией после Православной Церкви. Времена гонений и репрессий не прошли для неё бесследно. Последние двадцать лет были для нашей Церкви годами обновления и возрождения наших духовных традиций. В настоящее время Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Украине насчитывает 35 приходов как в городах, так и в сельской местности. Духовным главой нашей Церкви является епископ. Семнадцатого апреля этого года был освящен кафедральный собор святого Апостола Павла в Одессе — главный храм Евангелическо-Лютеранской Церкви в Украине.

— Из кого сегодня состоит Ваша паства? Это исключительно этнические немцы? Есть ли тенденция притока в лютеранство этнических украинцев?

— Основными носителями лютеранского вероисповедания в Украине долгое время были выходцы из Германии, Швеции, прибалтийских земель и их потомки. В настоящее время мы наблюдаем приход в нашу Церковь людей, не имевших прежде лютеранских корней.

— Как строятся взаимоотношения Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в Украине с Украинской Лютеранской Церковью? Каковы Ваши взаимоотношения с другими конфессиями в Украине?

— Мы относимся с большим уважением и вниманием к нашим братьям из Украинской Лютеранской Церкви и надеемся на развитие и углубление наших отношений и связей в будущем. На сегодняшний день мы не видим причин, препятствующих молитвенному общению между нашими церквями. Мы так же дружественны к другим конфессиям в Украине и благодарны за интерес и внимание к нам. Совместные молебны, обмен информацией и сотрудничество в диаконической сфере — вот только некоторые аспекты наших взаимоотношений с ними.

— Недавно взаимоотношения Евангелической Церкви Германии и Русской Православной Церкви оказались в серьезном кризисе. Отразилось ли это как-то на взаимоотношениях лютеран в Украине с Украинской Православной Церковью?

— Мы с интересом наблюдали и наблюдаем за диалогом между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью Германии и сожалеем о возникших осложнениях. Но это никак не повлияло на наше братское и дружественное отношение к Украинской Православной Церкви, которая всегда будет оставаться для нас нашим добрым другом, как на официальном, так и на личностном уровне. От всего сердца я желаю развития богословского диалога между нашими церквами.

 — Каковы взаимоотношения Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви в Украине с государственной властью?

— Отношения с высшими властями Украины основываются на взаимном уважении. Мы всегда благодарны им за помощь и содействие в нашем служении Богу и ближнему.

 — В последние годы в украинском обществе ведется активная дискуссия по проблеме участия религиозных конфессий в политической жизни. Какую позицию занимает в этом вопросе Лютеранская Церковь?

— Лютеранская Церковь избегает участия, вмешательства или влияния на политическую жизнь нашей страны. Мы стремимся не только быть вне политики, но и над политикой с её страстями. Следуя апостольскому совету, мы молимся «за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всём благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2). Если от нас ожидают ответа на злободневные вопросы, беспокоящие нашу страну, мы отвечаем на них, руководствуясь непреложным мерилом заповедей Божиих.

— Насколько эффективным Вы считаете взаимодействие христианских конфессий в рамках Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций?

— Наша Лютеранская Церковь численно не велика и потому нуждается в поддержке и содействии Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций. Его поддержка, к примеру, в области коммунальной политики, оказалась неоценимой для наших поместных церковных приходов. Мы искренне надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках этого органа, который неоднократно доказывал свою эффективность.

— Считаете ли Вы совершенным украинское законодательство о религиозных организациях? Есть ли у лютеран свои пожелания по внесению изменений в действующее законодательство?

— Несмотря на то, что любое человеческое законодательство несовершенно и нуждается в изменениях, должен отметить, что в Украине мы имеем позитивный пример законов в сфере религии. Если говорить о пожеланиях, то хотелось быть в недалеком будущем быть свидетелем позитивных изменений в сфере реституции и преподавания религии в учебных заведениях.

Володимир БУРЕГА. — "Релігія в Україні", 8 липня 2010 року (рос.)