• Головна
  • Моніторинг
  • Ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний: "В сфере богословского образования нашей основной задачей остается достижение духовными школами того же статуса и прав, которыми обладают светские учебные заведения"...

Ректор КДАиС архиепископ Бориспольский Антоний: "В сфере богословского образования нашей основной задачей остается достижение духовными школами того же статуса и прав, которыми обладают светские учебные заведения"

07.06.2010, 11:30
Данный вопрос Украинская Православная Церковь поднимала уже давным-давно. Можно даже говорить о том, что это решение принято с некоторым опозданием.

Богослов.ru, 3 червня 2010 року (рос.)

Высшая аттестационная комиссия Украины своим распоряжением от 15 мая 2010 года включила богословие в перечень специальностей, по которым будет проводиться защита диссертаций на соискание научных степеней кандидата наук и доктора наук. Редакция портала Патриархия.ru обратилась к председателю Учебного комитета и Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, ректору Киевской духовной академии и семинарии архиепископу Бориспольскому Антонию с просьбой прокомментировать это решение, а также оценить перспективы его утверждения и развития богословского образования на Украине.

Ваше Высокопреосвященство, Высшая аттестационная комиссия Украины приняла решение о внесении специальности «Богословие» в перечень научных дисциплин. Если решение ВАК будет утверждено украинским правительством, высшие учебные заведения получат возможность готовить студентов, организовывать аспирантуры и докторантуры по этой специальности, ученые смогут защищать диссертации по богословию. Как Вы оцениваете этот факт, и что ему предшествовало?

Я думаю, что факт этот должен оцениваться положительно. Данный вопрос Украинская Православная Церковь поднимала уже давным-давно. Можно даже говорить о том, что это решение принято с некоторым опозданием. Насколько нам известно, в ряде стран бывшего социалистического лагеря, где главенствовала атеистическая идеология, в том числе в отдельных странах на постсоветском пространстве, процесс признания государством теологии и богословского образования развивается более успешно.

Эта тема была поднята во время встречи представителей Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви с министром образования и науки Украины Дмитрием Владимировичем Табачником. Само введение теологии в перечень специальностей для защиты диссертаций следует расценивать как определенный волевой акт государства, без которого богословская наука на Украине продолжала бы пребывать в маргинальном статусе по отношению к дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного профиля.

Однако это только первый шаг. Мы очень надеемся, что за ним со стороны государства последуют и другие решения, которые позволят реализовать намеченную интеграцию богословия в глобальную государственную интеллектуальную систему. Без таких решений включение специальности «Богословие» в перечень дисциплин для защиты диссертаций может не реализовать наших положительных ожиданий. Ведь специфика возникшей ситуации состоит в том, что в Украине появилась возможность получать самые высокие научные степени за иcследования в области теологии, но при этом отсутствует лицензированный государством механизм подготовки бакалавров и магистров богословия, то есть специалистов, имеющих фундаментальное богословское образование. Без этого образования сложно рассчитывать, что сами собой появятся качественные богословские диссертации. А процесс выработки стандарта даже бакалавриата теологии в нашем государстве не может сдвинуться с мертвой точки уже много лет. Некоторые вузы, не дожидаясь решений государственных органов, самостоятельно создают так называемые экспериментальные стандарты богословского образования. Несмотря на востребованность этого образования, их дипломы не имеют государственного признания.

Вы упомянули, что около месяца назад состоялась встреча с министром образования. В связи с этим позвольте задать вопрос: является ли данное решение ВАК следствием последних политических изменений на Украине или это решение - естественный результат процесса, который уже давно назревал?

Для всех причастных к развитию богословского образования в Украине это, безусловно, долгожданный признак положительных сдвигов в области церковно-государственных отношений. Президент Украины и представители министерств гуманитарного профиля сегодня четко высказываются за поддержание наметившейся динамики в этой сфере.

Предстоит утверждение решения ВАК в кабинете министров Украины. Можно ли прогнозировать какие-то сложности в этом процессе? Существуют ли какие-то «подводные камни» в данном вопросе или утверждение должно пройти без проблем?

Сейчас сложно судить, как это будет происходить. Мне кажется, основные сложности в этом вопросе связаны не с готовностью властей утвердить это решение, а с тем, что в достаточной степени не разработана нормативная база, которая позволила бы данное решение воплощать в жизнь.

Нужно не упускать из внимания пестроту межконфессиональной ситуации в Украине по сравнению с другими нашими странами-соседями. В диалоге с Министерством образования и науки мы стараемся отстаивать позицию, учитывающую этот фактор. Тот стандарт богословского образования, который, я надеюсь, рано или поздно будет принят, должен иметь определенную гибкость, позволяющую развивать не абстрактную мертвую, так называемую светскую теологию, а живую богословскую мысль. Эта мысль рождается только в недрах Церкви и является естественной церковной рефлексией.

Сегодня в этом вопросе еще нет определенности. Специальность «Богословие» появилась в перечне украинской Высшей аттестационной комиссии не как самостоятельная отрасль, а лишь как подраздел философской науки. При всей положительности этого решения необходимо продолжать работу по приобретению теологической наукой самостоятельности и равноправия в ряду иных областей человеческого знания. Если этого достигнуть не удастся и так называемые светские теологи получат приоритетное право в определении векторов развития отечественного богословия, Церковь может оказаться перед угрозой развития секуляризационных процессов изнутри. Она окажется в новых интеллектуальных тисках, лишающих богословие актуальности и динамичности по отношению к процессам, на фоне которых осуществляется ее миссия.

Имеющаяся у нас информация пока не позволяет сделать вывод о том, будет ли при выработке стандарта учитываться конфессиональная специфика.

Да, и меня этот вопрос беспокоит.

То есть этот вопрос еще не решен и есть возможность повлиять на его решение?

Я, по крайней мере, на это надеюсь. Были озвучены намерения учесть подобные пожелания, но каким образом это будет сделано, пока неясно. Со стороны государства есть заверения в том, что заинтересованные стороны могут принять участие в обсуждении этого вопроса, а поскольку Украина в религиозном отношении является в основном православной страной, то, разумеется, должно быть учтено мнение Православной Церкви.

Как включение богословия государственной аттестационной комиссией в перечень научных дисциплин повлияет на вопрос о статусе церковного образования? Когда дипломы и степени, полученные в духовных школах на Украине, в том числе в возглавляемой Вами Академии, будут приравнены к светским? Появляется ли ясность в этом вопросе?

Об этом шла речь во время встречи ректоров ведущих духовных учебных заведений Украинской Православной Церкви с министром образования и науки Украины. Пока что вопросов в этом отношении гораздо больше, чем ответов и конкретных механизмов реализации признания государством статуса духовных семинарий и академий.

Проблема заключается в поиске оптимального юридического механизма лицензирования духовных вузов. Духовное и светское образование в нашей стране почти столетие не имело точек соприкосновения. И сегодня Министерству образования и науки необходимо быть готовым к принятию решений, аналогов которым невозможно найти не только в отечественной, но и зарубежной нормотворческой практике. А об аккредитации речь тем более не может идти до тех пор, пока, как я говорил ранее, не будет принят стандарт богословского бакалавриата и магистратуры, по которому можно было бы осуществлять аккредитацию наших богословских учебных заведений.

Однако тот факт, что представители Министерства уже неоднократно высказывали заинтересованность в решении этого юридического уравнения со многими неизвестными, вселяет в нас надежду на то, что признание государством духовного образования произойдет уже в обозримом будущем.

А каков сейчас юридический статус существующих на Украине церковных учебных заведений?

Сегодня православные духовные академии и семинарии с точки зрения украинского законодательства не являются учебными заведениями в собственном смысле слова. Государство не выдает им лицензию на ведение образовательной деятельности. К сожалению, они не имеют особого статуса и регистрируются как религиозные общины, подобно обычным приходам и монастырям. Эта проблема имеет много причин. Одна из главных связана с тем, что в Украине Церковь не наделена правом юридического лица и, как следствие, лишена возможности учреждать общецерковные юридические структуры. Данная ситуация является рудиментом атеистического прошлого. Она противоречит логике церковной жизни, создает множество правовых коллизий и нуждается в скорейшем изменении.

Планируется ли какое-то системное взаимодействие Украинской Православной Церкви с теми вузами, которые будут открывать богословские факультеты?

На Украине уже сегодня есть ряд крупных университетов, желающих открыть на своей базе такие факультеты. Между Киевской духовной академией и руководством этих вузов ведется активный диалог. Его цель - способствовать всестороннему признанию государством богословия как важной области человеческого знания. Это признание даст зеленый свет для развития качественного богословского образования.

Безусловно, данный вопрос не может замыкаться на уровне контактов отдельных вузов. Он входит в сферу приоритетных общецерковных интересов. Именно поэтому изучению современной ситуации с функционированием теологических факультетов было посвящено последнее заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения. Все участники были единодушны в том, что факт теснейшей интеграции этих факультетов с церковными структурами не может быть дискуссионным. Более того, на мой взгляд, оптимальной была бы схема, при которой богословские факультеты светских университетов входили бы в структуру Учебного комитета Украинской Православной Церкви. Подобные примеры взаимодействия Церкви и академической науки существуют во многих западных университетах.

То есть Вы полагаете, что учебные программы и общие критерии преподавания на этих факультетах должны формироваться или утверждаться Учебным комитетом?

Это было бы вполне естественно. Именно таковой является международная практика крупных европейских вузов с многовековой историей. К примеру, в некоторых странах изменения в учебной программе богословского факультета могут происходить только с согласия правящего епископа. Без согласования с Церковью не происходит и много других организационных процессов в этих учебных заведениях.

В то же время более важной задачей остается достижение собственно церковными богословскими школами того же статуса и прав, которыми обладают светские учебные заведения. После решения Высшей аттестационной комиссии Украины мы в какой-то степени приблизились к этой цели. Однако, по сути, данное решение является одним из начальных шагов в нужном направлении.

Беседовал Виктор Радзиевский