Религиовед, доцент Львовского государственного университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "Кончина митрополита УПЦ КП Андрея (Горака) - большая утрата для православного духовенства не только Львова, но и Галиции"
И 8-ого, в день похорон, с самого утра пришел архиепископ Августин, глава Львовской и Галицкой епархии, с секретарем, и тоже молча помолился у гроба митрополита Андрея, потом он, правда, удалился. Он не присутствовал на самих похоронах, он пришел до начала литургии, что отметило большое количество людей. Но как только ударили в колокол, возвестивший о прибытии Патриарха Филарета, то архиепископ Августин поспешно удалился из храма.
"Портал-Credo.Ru": Андрей Васильевич, у Вас произошло такое грустное событие - умер митрополит Андрей. Как бы Вы могли прокомментировать его? Какие перспективы с ситуацией во Львове в связи с кончиной митрополита?
Андрей Юраш: Конечно, это большая утрата для православного духовенства не только Львова, но и Галиции. Дело в том, что по масштабу своей личности митрополит Андрей был не просто одним из руководителей епархии. Когда-то, в советское время, существовала огромная, самая большая в Православной Церкви Львовско-Тернопольская епархия, объединявшая до 1988 г. более 1 тысячи храмов - это из меньше чем 7 тысяч, которые вообще имела РПЦ МП. То есть, каждый 7-ой храм РПЦ МП был во Львовско-Тернопольской епархии. Сейчас на этой территории образовано более 10 православных епархий. Только во Львовской области есть 4 епархии: две – Киевского патриархата, Автокефальной Церкви и Московского патриархата. И так в каждой из трех областей и даже более - почти 15 епархий получается на территории бывшей Львоско-Тернопольской епархии, если взять все три юрисдикции и все три области.
Но что в этом смысле самое важное: покойный митрополит Андрей был духовным сыном и продолжателем традиций чрезвычайно уважаемого иерарха, митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика), который возглавлял епархию с середины 60-х годов до 1983 г.
Как продолжатель традиций митрополита Николая, митрополит Андрей был человеком, перераставшим церковные рамки. Он был человеком, вовлеченным в огромное количество культурных явлений. Например, он был известным ценителем оперы. Он имел тесные контакты со многими деятелями культуры. В таком качестве он был выше местного и большинства не местного духовенства.
Насколько важной фигурой был митрополит Андрей, свидетельствует тот факт (я не знаю таких прецедентов не только во Львове, но, наверное, по всей Украине), что по решению местного совета, мэра города Андрея Садового, был объявлен день траура и вывешены государственные флаги с траурными лентами.
Память митрополита почтили представители местной власти и иерархи всех церквей, включая Московский патриархат. В неформальном табеле о рангах местного епископата покойный митрополит Андрей в всегда занимал самое высокое положение. То есть, даже не обсуждая этого вопроса, на всех собраниях всегда именно ему предоставлялось первое слово. Его выступление, его приветствие всегда было самым значительным. И не только по формальным признакам. Как отмечали многие аналитики и просто верующие Галиции, его слово всегда было весьма убедительным, аргументированным и значительным.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, сказать сложно, потому что замену такого же уровня найти невозможно.
- Кто может претендовать на эту должность?
- Претендентов называют более семи. Но это конфиденциальные упоминания. Официальных дебатов по этому вопросу не было, поэтому я бы не хотел называть все имена, которые упоминаются. Что для меня кажется наиболее вероятным? Назначенный временным управляющим Львовско-Тернопольской епархией митрополит Ровенский и Островский Евсевий (Политеу), наверное, будет самой адекватной фигурой, которая в данном случае устроит всех. И, наверное, временные полномочия, которые ему были сразу же после смерти митрополита Андрея переданы, у него останутся. И я думаю, что в этой ситуации Синод поступит таким образом, чтобы оставить митрополита Евсевия на Львовской кафедре. Он сам - коренной житель Львова, прослуживший более тридцати лет настоятелем главного городского собора. Потом более 10 лет он был ректором Львовской православной академии и семинарии, сначала Автокефальной Церкви, а потом Киевского патриархата. Его все прекрасно знают. Я думаю, что он стал бы наиболее достойной фигурой. Несмотря на свой возраст — ему почти 85 лет, он довольно энергичен, уверен, знает духовенство. Когда проходили похороны, он показал, что может руководить всеми делами такой довольно сложной и объемной епархии, как Львовская.
- А митрополит Николай, о котором Вы упоминали, он не ученик ли Никодима (Ротова)?
- Он был близким другом Никодима (Ротова). Митрополит Николай входил в его близкий круг. Он представлял другую культурную среду в Русской Церкви - прозападного, прокатолического типа, которая импонировала всегда митрополиту Никодиму. Сам митрополит Николай получил иерейскую хиротонию еще как греко-католик в конце 30-х годов.
Символично, что покойный митрополит Андрей получил иерейскую хиротонию из рук митрополита Никодима. Я думаю, что это было тоже обусловлено личными контактами митрополита Николая и митрополита Никодима.
- И все же, что ждет в ближайшее время Львовскую епархию? Что тут будет происходить?
- Я думаю, что каких-то катаклизмов не произойдет. Духовенство будет внимательно наблюдать за прибывшим архиереем. Если это будет отец Виталий, то, вероятно, сохранится существующий статус кво в епархии, если выберут какого-то молодого иерарха, то все будет зависеть от политики этого иерарха. Общее настроение, которое вчера было задекларировано духовенством, таково, что они примут любое назначение. Я думаю, что в этом есть огромная доля правды, потому что эта епархия за все 20 лет управления митрополита Андрея была самой стабильной, и вряд ли кто-то из среды духовенства хотел бы ее пошатнуть.
- В свете предстоящего визита Патриарха Кирилла в Украину, хотя он и не собирается в Западную Украину, но как позиция Москвы может повлиять на внутреннюю ситуацию во Львове?
- Я думаю, что вряд ли визит Патриарха Кирилла может каким-то образом повлиять на расстановку сил, симпатий или какие бы то ни было движения в среде галицкого духовенства. Об этом в какой-то гипотетической форме рассуждали и в прошлом году, накануне предыдущего визита, но, как Вы видите, ничего не произошло. На уровне отдельных священников звучали заявления о том, что их не устраивает канонический статус, возможность сближения с УПЦ МП, но это были пробные шары, забрасываемые отдельными представителями духовенства, чтобы прощупать и ощутить реакцию верующих. И поняв, что никакие движения в плане сближения не будут поддержаны паствой, все те, кто выступал год или два назад, я думаю, отказались от каких-либо планов по юрисдикционному переориентированию общин.
- На похоронах митрополита Андрея присутствовал представитель Московского патриархата?
- Да, представители Московского патриархата дважды приходили прощаться с Митрополитом Андреем. Накануне, 7 июля, пришли два священника и тихо молись возле труны, где лежало тело покойного митрополита. Каких-то песнопений - панихиды, как это совершили у гроба покойного митрополита представители Автокефальной и Греко-Католической Церквей, - не было. И 8-ого, в день похорон, с самого утра пришел архиепископ Августин, глава Львовской и Галицкой епархии, с секретарем, и тоже молча помолился у гроба митрополита Андрея, потом он, правда, удалился. Он не присутствовал на самих похоронах, он пришел до начала литургии, что отметило большое количество людей. Но как только ударили в колокол, возвестивший о прибытии Патриарха Филарета, то архиепископ Августин поспешно удалился из храма.
- Сколько народу было?
- Мне трудно сказать, но, наверное, около 3-5 тысяч человек присутствовало на похоронах. Был крестный ход с телом по центральной части города до Оперного театра, потом ждали автобусов, которые отвезли на кладбище духовенство и верующих. Погребение состоялось на Яновском кладбище. Митрополит Андрей в своем устном завещании говорил, что хотел бы быть похороненным в том же самом склепе, что и митрополит Николай (Юрик). Там он и был похоронен.
Володимир ОЙВІН. - "Портал-Credo.Ru", 14 липня 2010 року (рос.)