Евангельские богословы СНГ осмысливают двадцать лет служения во время религиозной свободы
18-19 ноября в Ирпине (Киевская обл.) состоялся международный евангельский «Форум-20. Двадцать лет - двадцать ключевых вопросов». Организатором конференции выступила Ассоциация «Духовное Возрождение».
Во время встречи богословов и интеллектуалов из евангельских церквей постсоветских стран рассматривалось множество вопросов, связанных с двадцатилетием религиозной свободы и евангельской миссии в постсоветских странах, а также анализом служения евангельских церквей. Подробнее о главных тезисах формума читайте в репортаже ЮРИЯ ЧЕРНОМОРЦА.
В начале конференции прозвучали приветствия Михаила Черенкова и Сергея Рахубы от Ассоциации «Духовное возрождение», а также Иван Русина от Украинской евангельской семинарии богословия. Общим мессиджем выступающих было предложение понимать церковь как миссионерскую по сущности.
«Церковь снова и снова должна реформироваться, должна духовно обновляться. И импульсы этого духовного обновления должны проникать в общество, изменяя его. Без внутрицерковного обновления духовного возрождения в обществе не будет. Нам это важно сегодня, двадцать лет спустя начала нашего свободного пути», – подчеркнул доктор философских наук, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков.
Если на путях духовного обновления встречаются проблемы и ошибки, о них нужно говорить открыто, выявляя в этой дискуссии нашу христианскую ответственность.
«Главная цель Форума – осмыслить, как церковь изменяет общество. Общество становится другим, и нам снова надо ставить самые главные вопросы о методах нашего служения», – отметил Сергей Рахуба, представитель организации "Russian Ministries". Он призвал искать новые методы служения для общества, которое за двадцать лет изменилась. И нужно найти выход из проблем, которые возникли в церкви сегодня, ярким примером которых может быть кризис церковного образования.
Иван Русин, проректор Украинской евангельской семинарии богословия (УЕСБ), настаивал на необходимости осмысления сегодняшнего положения вещей с точки зрения верного понимания самой природы церкви: «В церкви необходимо преодолевать искушение видеть только угрозы в знаках времени, но нужно смотреть и на новые возможности. Церковь должна заботиться не о своем собственном имидже, а о верности собственной природе, согласно с которой Церковь – это миссия, исполняющая Великое Поручение проповеди спасения всем народам».
Сергей Головин, президент Христианского научно-апологетического центра, в своем докладе «Трансформации мировоззрения в посткоммунистическом обществе» главной современной проблемой назвал отчуждение церкви от миссии: «Сегодняшние люди не спрашивают христиан об их учении, потому что христиане не удивляют никого своим способом жизни. Люди просто не видят отличия христиан от прочих людей. Следовательно, христиане должны пройти через внутренней преображение, трансформацию, начинающуюся с покаяния, а не с воспитания лидеров или написания стратегий. Необходимо вернутся к подлинной идентичности церкви, вспомнив о требованиях Нового завета к церкви».
Виктор Степанович Ляху представил доклад «О профанном измерении протестантских богослужений: антропоцентризм versus теоцентризм?»: «В центре протестантского церковного служения часто оказывается фигура пастора-проповедника. Церквям необходимо постоянно искать пути для возврата к благодарению как способу всего служения, к смиренному и может быть даже молчаливому предстоянию перед Богом как Тайной и Личностью. И сама проповедь должна создавать ситуацию встречи с Богом, а не воздействовать на сознание и психику верующих. Богослужение должно вырывать верующего из профанного мира, вводить его в Присутствие Божие. Нужно к просвещению добавить освещение, даваемое поклонением. Нужно органично переходить от гносиса проповеди к харизме поклонения».
Белорусский теолог Алесь Дубровский с радостью отметил созвучие всех докладчиков, которые опубликовали свои статьи в сборнике «Форум 20». По его словам, есть пять основных проблем современного отечественного протестантизма. Во-первых, неодокетизм, которые проявляется в недооценке человеческой стороны Писания, признании в нем только Божественной стороны. Во-вторых, стихийный традиционализм, благодаря которому истины христианства вытесняются «преданием старцев». Необходимо творческое отношение к традиции, поскольку консервативное отношение к традиции ведет к застою, а нигилистическое – к примитивизации. В-третьих, проблемой является догматоверие, то есть уверенность, что спасение дарует не вера как отношение с Богом, а вероисповедание тех или иных догматов. В-четвертых, вызовом для церкви стал иррационализм, то есть признание разума злом. Отказ от разума ведет к тому, что судит о христианстве не вся разумная душа, а только человеческая психика. В-пятых, проблемами современного протестантизма является глухая оппозиция научному изучению Библии, делающая церковь настолько обскурантисткой, что неудивителен отток из общин значительного числа верующих. Сегодня церковь стоит перед выбором – изменение собственной идентичности путем отказа от обозначенных пяти недостатков, или наоборот, пассивное следование пути кризиса, в который церкви уже попали.
Евгений Гречко в докладе «Есть ли будущее у церкви?» отметил, что видение будущего отечественных протестантских церквей должно включать веер различных возможностей, чтобы все творческое, что есть в христианской практике, нашло себя в этом будущем.
Елена Моренчук в своем докладе настаивала на необходимости разорвать современные шаблоны относительно СМИ, пишущих на христианские темы. Необходимо не только давать новости, но и давать христианскую оценку как событиям, происходящим в церквях, так и событиям и явлениям, которые имеются в современном обществе. Елена Моренчук признала, что необходимо разделить журналистику и пиар. Журналистика должна оставаться свободной, не превращаться в пиар. Но свободный журналист-христианин не должен бояться высказать собственную христианскую оценку всему, что только происходит в мире.
Михаил Черенков в своем комментарии на доклад Елены подчеркнул, что христианский журналист должен быть прежде всего быть профессионалом, а уже потом – по возможно, христианским миссионером, открывающим христианские основания всего позитивного в современной культуре. Если завтра у христиан не окажется места в мире, то только потому, что сегодня мы оставляем этот мир. Михаил Черенков призвал всех христиан к активному присутствию во всех современных дискуссиях о судьбах культуры, образования, человечества.
Пастор Михаил Дубровский, руководитель отдела богословия РОС ХВЕ, секретарь межсоборного присутствия Евангельского Собора (РФ), рассказал об опыте проведения двух евангельских соборов, задача которых – дать христианские ответы на вопросы, объективно ставшие сегодня интеллектуальным и духовным вызовом для современных отечественных протестантов. Важнейшими вехами для дискуссий становятся предсоборные и постсоборные тезисы, интеллектуальные дискуссии на самом соборе. Практическим продолжением деятельности собора стала, в частности, подготовка к празднованию Пятисотлетия Реформации в 2017 году. Вовлеченность украинских христиан в общие современные дискуссии возможна, в частности, благодаря тому, что третья сессия собора будет проходить в 2012 году в Украине.Руслан Загидулин, координатор проекта «Школа без стен» в Кыргызстане, в своем докладе «Миссия Церкви и вовлеченность членов церквей: опыт церквей Центральной Азии в период 1991-2011» остановился на проблемах и перспективах их решения. Строгая иерархичность церквей приводила к тому, что прекрасные идеи «верхов» угасали по мере их передачи «низам». Люди реально живут в мире сетевых отношений, и ценные указания, сообщенные от руководства, не работают практически всегда. Местное образование было направлено на формирование идеологической идентичности, но не давала практических навыков. В результате выпускники христианских учебных заведений оказались просто не востребованными. Сегодня исламизация не оставила христианам в Центральной Азии никакой альтернативы, кроме развития сетевых структур. И сама жизнь заставляет местное христианское образование переориентироваться на контекстуальное богословие.
Михаил Новолин, представитель миссии «Возвращение к Богу» в России, в докладе «Двадцать лет свободы: достижения и проблемы» проанализировал изменения в судьбе церквей, выделяя главные тенденции и проблемы. С одной стороны, русский протестантизм развивался всегда в связи с западным протестантизмом. Двадцать лет назад эти связи активизировались, и эту открытость к Западу уже невозможно уничтожить. И сегодняшняя тенденция подчеркивать оригинальное происхождение русского протестантизма от русских православных «сект», является не более чем капризом интеллектуалов, не отвечающим исторической действительности.
Александр Зайченко, кандидат экономических наук, главный редактор интернет-издания gazetaprotestant.ru, представил доклад «Духовный потенциал евангельских церквей России за последние 20 лет: проблемы идентификации и роста», в котором не только оценил исторический опыт отечественного протестантизма, но и потенциал протестантских церквей. Парадокс ситуации состоит в том, что сегодня, когда протестанты переживают кризис, общество остро ощущает потребность в «протестантской этике», в том духовном потенциале, который может давать церковная и общественная практика христиан, верных христианскому социальному учению.По словам докладчика, главная проблема современного российского протестантизма состоит в том, что церковь сконцентрировала свою деятельность на социально ущербных категориях населения. Не охвачены вниманием церквей студенты, люди интеллектуального труда, обычные социально успешные люди. Важнейшими проблемами все еще являются низкое качество христианского образования, неумение наладить широкое сотрудничество различных церквей, неумение наладить работу христианских СМИ. Докладчик высказал надежду на улучшение ситуации в будущем, поскольку сегодня протестанты уже научились признавать и анализировать собственные ошибки.
«Если у Вас нет социального капитала, Вы не сможете построить социальные связи», – подчеркнул Александр Зайченко. Таким образом, сами по себе сетевые связи христиан не могут преобразить общество, если христиане не будут носителями духовного потенциала.
Доклад директора Содружества студентов-христиан Украины Дениса Горенькова: «Как разрешается проблема “отцов и детей”, преемственности и конфликта поколений в служении?» – вызвал живой интерес у аудитории. По мнению докладчика, часто то, что предлагают «отцы» «детям», последним просто не интересно. И наоборот, «отцам» не интересно, к сожалению, прислушиваться к «детям». Выходом из кризиса должны стать умение участвовать в диалоге, особенно – умение «отцов» слушать «детей», а не игнорировать их. Молодежь нуждается в общих делах, в своей миссии, а в не общих разговорах. Вместо поиска своего места в церковной иерархии, молодежи лучше найти свое собственное служение ради общей пользы церкви или ради христианского служения нуждам общества. Христианской молодежи нужно не завоевывать позиции в церквях, а завоевывать для Христа весь мир. В том числе, с помощью собственной профессиональной деятельности, для эффективности которой необходимо высшее образование у всей христианской молодежи.
Михаил Черенков подчеркнул, что христиане должны быть везде, где формируется будущее: в университете, в школе, в церквях. Необходимо сравнивать современное состояние евангельских церквей не с 90-ми годами, а с теми возможностями, которые даны нам Богом.
Александр Негров, ректор Санкт-Петербургского христианского университета и руководитель Высшей школы лидерства при СпбХУ, в своем докладе «Лидерство на стыке поколений» подчеркнул, что эта проблема неисчерпаемая. Христианское лидерство не может измеряться жизненным успехом в этом мире. Настоящий христианский лидер заранее признает, что он не будет иметь успеха в светской жизни – если он подлинный христианин. Лидерство – это взаимодействие лидера и последователей, а не только влияние лидера на остальных. Только последователь (Христа) может стать лидером для христиан. Лидерство возможно только, если есть общая цель и общие ответы на вызовы современности. Проблема осложняется тем, что различие поколений сегодня уже перестало иметь значение изменений за 20 лет. Сегодня так происходит, что поколения сменяются чаще. Но в целом после поколения людей, встретивших 1988 год христианами, пришло «харизматическое» поколение начала 1990-х. Обратившиеся в 1995-2005 годах налаживают связи между поколениями. Те, кто пришли после 2005-го – скорее хотят влиять на общество и мало интересуются диалогом поколений в самой церкви. Сегодня церкви нуждаются во взаимодействии лидеров различных поколений. Необходимо также кросскультурное лидерство, большее вовлечение женщин в лидерство, воспитание христианских лидеров для всех сфер профессиональной деятельности, которые есть в социуме. Лидерами должны быть люди, имеющие мудрость своим личным качеством. Лидерами будущего будут люди, имеющие глубокие богословские знания, кем бы они не были по своему профессиональному признанию.
Михаил Черенков подчеркнул, что сегодняшнее поколение лидеров, которые сегодня начинают свою деятельность, своим призванием имеет утверждение аксиом. Церковь открытая, а не закрытая. Церковь культурная, церковь для всех, а не только для рабочих и крестьян.
Сергей Градировский, член рабочей группы Межсоборного Присутствия Евангельского Собора, эксперт в области конфессиональной политики, представил доклад: «Некоторые вызовы, на которые придется отвечать Церкви следующие двадцать лет».
«Необходимо смотреть в будущее, осознавая каким было прошлое. А наше прошлое – это борьба евангельского и византийского типов христианства. Христианство на Руси было до крещения Владимира, и люди становились мучениками в ранний период правления этого князя. Надо осознавать себя наследниками не только и столько имперской традиции, сколько мучеников и апостолов. Сегодня необходимо идти на встречу новой богословской парадигме, по примеру каппадокийцев, христианизировать современные философские понятия. Нашему поколению христиан придется «давать ответ в своем уповании» в условиях, когда библейские истины подпадают под обвинение в обскурантизме и отсутствии толерантности.
Большой вопрос: на какую школу современного мышления христиане должны сегодня опираться? Нужно ли создавать свою собственную философскую школу или все-таки принять какую-то из наличных? Это повестка дня не только для отечественного, но и для всего современного христианского богословия. Важнее всего – принятие сегодняшнего и будущего разнообразия христиан, нахождение единства на все новых и новых основаниях», – отметил спикер.
Второй день конференции был не менее насыщен интересными выступлениями и дискуссиями, чем первый.
Павел Бегичев, координатор образовательных и богословских проектов Всероссийского содружества евангельских христиан, остановился в своем эффектном выступлении на теме «Особенности постсоветского богословия». По мнению докладчика, положительными особенностями постсоветского богословия являются: приверженность идеям духовного пробуждения, сохранение ортодоксальности, понимание необходимости связи богословской теории с духовной практикой, интерес к различным традициям и контекстуальному богословию, поиски общезначимого библейского богословия. Павел Бегичев заметил такие отрицательные тенденции, как подмена систематической работы хаотическими дискуссиями, присутствие в общем дилетантской категоричности, утрата понимания важности сотериологии, неготовность отвечать на вопросы, которые ставятся или современностью, или местным контекстом.
Андрей Пузынин в своем докладе «Мировоззрение: утраченное измерение?» попытался доказать, что не существует и никогда не существовало универсальных ценностей и культурных понятий. По мнению докладчика, проповедь христианства должна всегда быть призывом радикально перейти от мирского мировоззрения к церковному. Только требование признания церковных истин о Христе может быть содержанием позиции богословов и христиан вообще во время диспутов с современными философами и учеными, политиками и общественными деятелями.
В своем выступлении доктор философских наук Юрий Черноморец указал на необходимость привести современного человека ко встрече со Христом, а не к «единственно правильному богословскому дискурсу». Мир находится в таком же положении, как Ниневия во времена пророка Ионы. Было бы странно вместо проповеди миру о необходимости возврата к христианству пытаться обучить его всякого рода «правильным языкам и идеям». Сегодняшний кризис и будущие исторические испытания говорят об одном: необходим новый возврат к истокам, к требованиям Писания, к христианской этике обязанностей, к христианской солидарности. Богословие переживает кризис: миру не интересен фундаментализм, христианскому мировоззрению не отвечает либерализм. Уже в ближайшем будущем востребованной будет только радикальная ортодоксия, как богословское движение, начавшее в протестантизме, но предвосхищенное православными богословами о. Александром Шмеманом и митрополитом Антонием Сурожским. Сегодняшнее бурное развитие радикальной ортодоксии «параллельными путями» в протестантском, католическом и православном богословии вселяет надежду и на новую экуменическую перспективу в теологии XXI века. Только радикальная ортодоксия как способ богословского мышления, возможный в условиях краха и всякой метафизики, и банкротства постмодернизма с его «языковыми играми», может быть основанием для социального учения церквей сегодня. Последний тезис Юрий Черноморец проиллюстрировал на примерах социальных идей протестанта Дж. Милбэнка, папы Римского Бенедикта XVI, православного Девида Бентли Харта и греко-католического патриарха Святослава.
Тарас Дятлик во время дискуссии на тему «Образование и богословие: осмысление перемен» поднял ряд вопросов: «Христианское образование в бывшем СССР: двадцать лет развития или застоя? В чем причина интеллектуальной и культурной слабости евангельского протестантизма? Почему при двадцатилетней практике служения так и не появилась теория? Нужна ли церкви христианская интеллигенция?»
В ходе обсуждения участники дискуссии пришли к выводу, что двадцать лет были для христианского образования периодом развития, хотя сегодня объективно назрела необходимость в поиске новых возможностей для реализации богословского и педагогического потенциала протестантских церквей. Ситуацию с видимой интеллектуальной и культурной слабостью евангельского протестантизма можно исправить в результате организации соответствующего «социального заказа». Богословы и церковная интеллигенция сегодня имеют высокую степень готовности к выполнению такого «заказа» – и это плод предыдущих двадцати лет. В том числе, возможна полноценная теоретическая самопрезентация отечественного богословия, а также участие в богословских дискуссиях современности.
Пастор Федор Райчинец, декан магистерской программы УЕСБ, свой доклад «Есть ли социальная и политическая позиция у Евангельских Церквей Украины?» начал с трех вопросов: «Первое. Готовы ли мы последовать примеру Христа в своей миссии? Согласны ли мы стать надеждой для обездоленных и соблазном для власть имущих? Второе. Готовы ли мы вернуться к Евангелию из нашей церковной ситуации? Что было бы, если бы вместо догматических споров соборы занимались вопросом: «как Нагорную проповедь воплотить через миссию Церкви?» Наверное, мы бы жили в другом мире и в другой церкви! Третье. Что же для нас христиан, является тем христианским, что мы намереваемся воплотить в мире?»
По мнению докладчика, преподавание социального учения церкви – это часть ее миссии. Миссия – сама сущность церкви. Поэтому преподавание социального учения принадлежит к самой евангелизационной сущности церкви. «Мы не можем говорить о церкви как о чем-то завершенном. Мы можем говорить о церкви тогда, когда она исполняет свою миссию, в том числе предлагает социальное учение и пытается реально преобразить мир в ответ на его нужны».
Константин Тетерятников представил доклад «Церковь вчера и сегодня: почему евангельские церкви остаются маргинальными в обществе?». Докладчик сразу оговорился, что когда говорится о маргинальности, надо понимать, что речь идет не о церкви как теле Христовой, а о церкви как социальной реальности. Чтобы выйти из пограничного состояния и маргинальной зоны, занять свое достойное место в обществе и начать преображать его, евангельским церквям необходимо выйти из положения закрытости и начать оказывать преображающее влияние на общество.
Для преодоления маргинальности, по мнению Константина Тетерятникова, необходимы четыре решительных шага. Первое, нужно понимать причины закрытости. А они часто кроются в неверном понимании собственного положения как возрожденного человека, имеющего «новую природу» и стремящегося к ее сохранению. Необходимо избегать крайностей, заключающихся в негативном отношении к прошлому и настоящему. На самом деле, прошлое и настоящее – это тот «хаос», который нам необходимо преобразить, а не отторгнуть! Второе, необходимо понимать, что Бог действует всегда и через других, если они руководствуются Словом Божьим через веру. Третье, церкви необходимо быть подлинным открытым обществом в любых социумах. Четвертое, необходимо стремиться к преобразованию религиозной матрицы общества. Необходимо побуждать молодых христиан стремиться к высшему образованию, становлению профессионалами, чтобы евангельское преобразование общества происходило во всех социальных сферах.
Михаил Дубровский представил доклад «Обретение себя: Пути формирования новой идентичности».
«За двадцать лет главный итог – это то, что у нас появились важные вопросы, и это показатель, что мы повзрослели. Мир оказался не черно-белым, а гораздо более сложным. И мы осуществляем свою миссию в этом сложном мире. И наша собственная идентичность оказалась не простой, а совершенно неоднозначной. И эта сложность нашей идентичности – не наша проблема, а наше преимущество, позволяющее нам разнообразно действовать, соответственно со сложностью мира. Выстраивая свою идентичность, мы должны исходить не только из нашей сложной истории и сегодняшнего состояния. Конструировать идентичность надо, уже сейчас отвечая на вызовы будущего. Церковь, которая отвечает на вчерашние вопросы общества, – это церковь, которая не выполняет своей миссии, перестает быть спасением для реально существующего общества. Мы свободны интерпретировать свое прошлое. И мы свободны не быть маргиналами в обществе. Не удивительно, что государство хочет, чтобы мы были маргинальны. Но удивительно, когда мы хотим стать маргинальными, перестать быть закваской для мира, уподобиться амишам в Америке или старообрядцам в России. Маргиналы не могут долго существовать в таком качестве – или маргиналы вымирают, или находят силы выйти в мир со своей проповедью, отказавшись от маргинальности. Разнообразие призваний внутри общины уже признается христианами как норма, но еще не признано нормой в отношениях между общинами, между деноминациями, между конфессиями. Важнейшая проблема – мы не готовы ответить на вопросы общества, если нас вдруг позовут публично ответить на эти вопросы. И важнейшая проблема – уже сегодня общество ждет от христиан единства в разнообразии, не понимая наших доктринальных разделений и нашего взаимного отчуждения», – подытожил докладчик.
Михаил Черенков подчеркнул: «Кризис был всегда. И маргинальность – это то, что преодолевается христианами каждый день эти две тысячи лет».
Сергей Рахуба поблагодарил всех докладчиков, назвав их лидерами будущего, готовыми к все новым и новым вызовам.
Заместитель председателя Всеукраинского объединения церквей христиан-баптистов Игорь Бандура подчеркнул: «Если будущее у евангельского движения? Библия свидетельствует о торжестве Божьего замысла. Но когда предвечный Бог осуществляет свои замыслы в пределах времени, это подразумевает участие людей. И их веру. И их ответственность. И нужно осознавать, что не христиане влияют на мир, а Христос влияет на мир через христиан».
Один из принципов протестантизма звучит так: церковь есть церковь всегда реформирующаяся. Отечественный протестантизм отмечает 20 лет активной проповеди во времена религиозной свободы дискуссией о необходимости нового этапа христианского обновления, связанного с новыми вызовами, стоящими перед христианами сегодня. Смелость с которой ставились вопросы была порождена глубоким осознанием ответственности. Такой честной и открытой дискуссии могут только позавидовать христиане других конфессий.