Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые
Двуглавый орел среди бражки
Общественный активист, глава общественной организации «Совет национально-демократических сил» Геннадий Романюк, который несколько каденций был депутатом Коломыйского горсовета, рассказал, что собравшиеся коломыйцы подождали до завершения богослужения, чтобы поговорить с паствой и священником.
«Мы считаем, что во время войны у нас ничего не должно быть московского. К тому же много информации было из восточных регионов Украины, что люди при обстрелах забегают в церкви Московского патриархата – а там проводится московская пропаганда. Поэтому мы пошли посмотреть, что происходит в нашей московской церкви, - объяснил Геннадий. – Священник на камеру подтвердил, что он принадлежит к Московскому патриархату. Мы начали петь Гимн Украины – а прихожане в ответ демонстративно повернулись к нам спинами. Тогда наши активисты были вынуждены им сказать: «Или переходите в ПЦУ, или освобождайте помещение, потому что вы здесь представляете страну-агрессора».
По словам общественного активиста, батюшки выставили вперед женщин, надеялись, что те спровоцируют ветеранов и терроборонцев на драку. Скандала не произошло, переговоры шли спокойно. Наконец, насельники монастыря согласились уйти, забрав церковные вещи, корову и двух свиней.
«Но открылось кое-что вопиющее для нас, – говорит Геннадий Романюк. – Кроме разных московских символов типа позолоченной палки с российским двуглавым орлом, мы нашли там много спиртного. Насчитали около 40 литров. Самогонка, коньяк, спирт, элитные алкогольные напитки, две кастрюли с брагой».
Общественные активисты нашли в «женском монастыре» также оружие: два травматических пистолета и карабин. А заглянув в печь, увидели кучу обгоревшей бумаги. Хотя некоторую документацию все-таки удалось изъять, и сейчас специалисты ее проверяют.
Сухпайки, зубные щетки и новенькие кровати
С прихожанами, а это преимущественно жители Коломыи, разговор не сложился. «Со мной пошел на контакт один из прихожан, мой знакомый, – говорит Геннадий. – Но аргументы у него были какие-то непонятные. Он стал рассказывать, что на Закарпатье один священник хотел перейти в ПЦУ – и ему из-за этого отняло руки… И я понял, что продолжать разговор нет смысла».
Стоит отметить, что церковь «Всецарица» – последний «бастион» МП в Коломые. Церковь Благовещения, которую арендовали верующие МП, вернулась к греко-католикам, а когда украинское православие получило Томос, приход Николаево-Успенского собора перешел в ПЦУ. Оставшаяся церковь МП стоит над трассой в поле, между Коломыей и селом Ценява. В 300 метрах от нее – посадочная полоса военного аэродрома возле села Корнич. Тот самый, что был обстрелян на рассвете 24 февраля.
«Все оружие, которое мы нашли на территории так называемого монастыря, имело регистрационные документы согласно государственному законодательству, – утверждает участник общественной акции, военный капеллан о. Михаил Арсенич. – Впрочем, все на территории было готово, чтобы принять большое количество людей, может высадку десанта».
Из продовольствия в запасниках нашли более 50 мешков муки, много готового напеченного хлеба, тонн десять картофеля. Также была еда, упакованная в виде сухпайков, готовая к использованию в ходе боевых действий. По словам капеллана, все комнаты в доме были подготовлены к проживанию большого количества человек. «На кроватях чистое белье, у кроватей – тумбочки. Кровати в комнатах самодельные, трехъярусные, из свежего дерева еще пахнут лаком, – описывает отец Михаил. – Полотенца, носки, зубные щетки, мыло, шампуни – все, что мы закупаем обычно для наших военных, – стояло в ящиках».
В общем, в здании «монастыря» около 15 комнат, каждая на 5–10 человек и учебный центр. На первом этаже – карематы и спальные мешки еще человек на 30. Всего можно было бы разместить около 150 человек. Во дворе построена крытая площадка, где в летнее время можно было бы поселить еще немало мужчин.
База беженцев и добровольцев?
В помещении монастыря проживали двое священников и матушка, которая занималась коровой, свиньями и курами. Находились, но не жили, еще женщины 20–45 лет. «Мы изъяли у них помещение не из религиозной ненависти, а согласно положению о военном положении. Это стратегический объект, расположенный почти на территории воинской части. Взлетная полоса военного аэродрома просматривается с бани церкви. Все они попросили, чтобы мы гарантировали им их безопасность в домах, где они проживают. Мы им гарантировали, что никто из наших их трогать не будет», – сообщил капеллан Михаил Арсенич.
По словам отца, богослужения там пока не совершаются. Помещение используется как база добровольческого корпуса «Правый сектор» и волонтерской организации помощи украинским военным. Коломыйцы также принимают там женщин-беженок с детьми из Харькова, Киева, Чернигова, Николаева и других городов, где сейчас наибольшие проблемы с военными действиями.
Страница в ФБ и сайт Черновицко-Буковинской епархии УПЦ МП отреагировали на акцию остро: «Бандиты захватили храм «Всецарица» в селе Ценява Коломыйского района». Мол, «поклонники УГКЦ под руководством Михаила Арсенича варварски отобрали храм – срезали замки, выбили двери, вытолкали прихожан». По словам настоятеля общины этой церкви, протоиерея Георгия Малыша, «захватчики имели оружие, в том числе автоматы». «Пока из каждого православного храма воины отправляются на передовую, откормленные быки УГКЦ на Коломыйщине захватили православный храм. С Российскими войсками им в рядах Вооруженных Сил Украины воевать жутко и не хочется, – отмечают медийщики родной епархии предстоятеля МП в Украине, – а с женщинами, бабушками – охотно».
А вот Ивано-Франковская епархия УПЦ МП ограничилась заверением, что «при обысках в храмах епархии оружие не найдено» и что УПЦ – Церковь украинского народа и во время войны своего Государства с Российской Федерацией откровенно осуждает действия последней и всячески помогает украинским воинам и вынужденным переселенцам».