Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые

03 марта, 16:01
Репортажи
Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 1
«Украинизаторы московского патриархата» не без предупреждения пришли в последний день зимы в монастырь на окраине Коломыи. Накануне община города выдвинула ультиматум: в сложное военное время приход церкви Иконы Божьей Матери «Всецарица» УПЦ МП должен подчиняться ПЦУ или покинуть помещение. Активисты призвали утром в воскресенье прийти в эту церковь на переговоры. Призыв молниеносно распространился в соцсетях. 28 февраля у стен монастыря собралось несколько десятков человек: бойцы территориальной обороны, ветераны АТО, общественные деятели, капелланы.

Двуглавый орел среди бражки

Общественный активист, глава общественной организации «Совет национально-демократических сил» Геннадий Романюк, который несколько каденций был депутатом Коломыйского горсовета, рассказал, что собравшиеся коломыйцы подождали до завершения богослужения, чтобы поговорить с паствой и священником.

Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88404
Накануне защитники храма МП показали "документ" от МП, что она не претендует на "движимое и недвижимое" имущество УПЦ
Источник: Все фото Ольга Баранецкая, фейсбук-страница

«Мы считаем, что во время войны у нас ничего не должно быть московского. К тому же много информации было из восточных регионов Украины, что люди при обстрелах забегают в церкви Московского патриархата – а там проводится московская пропаганда. Поэтому мы пошли посмотреть, что происходит в нашей московской церкви, - объяснил Геннадий. – Священник на камеру подтвердил, что он принадлежит к Московскому патриархату. Мы начали петь Гимн Украины – а прихожане в ответ демонстративно повернулись к нам спинами. Тогда наши активисты были вынуждены им сказать: «Или переходите в ПЦУ, или освобождайте помещение, потому что вы здесь представляете страну-агрессора».

По словам общественного активиста, батюшки выставили вперед женщин, надеялись, что те спровоцируют ветеранов и терроборонцев на драку. Скандала не произошло, переговоры шли спокойно. Наконец, насельники монастыря согласились уйти, забрав церковные вещи, корову и двух свиней.

Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88413
Прихожанки готовы снимать спровоцированную ими же агрессию. Но Гимн уже выучили

 

«Но открылось кое-что вопиющее для нас, – говорит Геннадий Романюк. – Кроме разных московских символов типа позолоченной палки с российским двуглавым орлом, мы нашли там много спиртного. Насчитали около 40 литров. Самогонка, коньяк, спирт, элитные алкогольные напитки, две кастрюли с брагой».

Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88417
Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88415
Монастырские закрома... для двух батюшек? Или все-таки ждали дорогих гостей

 

Общественные активисты нашли в «женском монастыре» также оружие: два травматических пистолета и карабин. А заглянув в печь, увидели кучу обгоревшей бумаги. Хотя некоторую документацию все-таки удалось изъять, и сейчас специалисты ее проверяют.

Сухпайки, зубные щетки и новенькие кровати

С прихожанами, а это преимущественно жители Коломыи, разговор не сложился. «Со мной пошел на контакт один из прихожан, мой знакомый, – говорит Геннадий. – Но аргументы у него были какие-то непонятные. Он стал рассказывать, что на Закарпатье один священник хотел перейти в ПЦУ – и ему из-за этого отняло руки… И я понял, что продолжать разговор нет смысла».

Стоит отметить, что церковь «Всецарица» – последний «бастион» МП в Коломые. Церковь Благовещения, которую арендовали верующие МП, вернулась к греко-католикам, а когда украинское православие получило Томос, приход Николаево-Успенского собора перешел в ПЦУ. Оставшаяся церковь МП стоит над трассой в поле, между Коломыей и селом Ценява. В 300 метрах от нее – посадочная полоса военного аэродрома возле села Корнич. Тот самый, что был обстрелян на рассвете 24 февраля.

Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88418

«Все оружие, которое мы нашли на территории так называемого монастыря, имело регистрационные документы согласно государственному законодательству, – утверждает участник общественной акции, военный капеллан о. Михаил Арсенич. – Впрочем, все на территории было готово, чтобы принять большое количество людей, может высадку десанта».

Из продовольствия в запасниках нашли более 50 мешков муки, много готового напеченного хлеба, тонн десять картофеля. Также была еда, упакованная в виде сухпайков, готовая к использованию в ходе боевых действий. По словам капеллана, все комнаты в доме были подготовлены к проживанию большого количества человек. «На кроватях чистое белье, у кроватей – тумбочки. Кровати в комнатах самодельные, трехъярусные, из свежего дерева еще пахнут лаком, – описывает отец Михаил. – Полотенца, носки, зубные щетки, мыло, шампуни – все, что мы закупаем обычно для наших военных, – стояло в ящиках».

В общем, в здании «монастыря» около 15 комнат, каждая на 5–10 человек и учебный центр. На первом этаже – карематы и спальные мешки еще человек на 30. Всего можно было бы разместить около 150 человек. Во дворе построена крытая площадка, где в летнее время можно было бы поселить еще немало мужчин.

База беженцев и добровольцев?

В помещении монастыря проживали двое священников и матушка, которая занималась коровой, свиньями и курами. Находились, но не жили, еще женщины 20–45 лет. «Мы изъяли у них помещение не из религиозной ненависти, а согласно положению о военном положении. Это стратегический объект, расположенный почти на территории воинской части. Взлетная полоса военного аэродрома просматривается с бани церкви. Все они попросили, чтобы мы гарантировали им их безопасность в домах, где они проживают. Мы им гарантировали, что никто из наших их трогать не будет», – сообщил капеллан Михаил Арсенич.

Тайны монастыря-алкомаркета Московского патриархата в Коломые - фото 88419

По словам отца, богослужения там пока не совершаются. Помещение используется как база добровольческого корпуса «Правый сектор» и волонтерской организации помощи украинским военным. Коломыйцы также принимают там женщин-беженок с детьми из Харькова, Киева, Чернигова, Николаева и других городов, где сейчас наибольшие проблемы с военными действиями.

Страница в ФБ и сайт Черновицко-Буковинской епархии УПЦ МП отреагировали на акцию остро: «Бандиты захватили храм «Всецарица» в селе Ценява Коломыйского района». Мол, «поклонники УГКЦ под руководством Михаила Арсенича варварски отобрали храм – срезали замки, выбили двери, вытолкали прихожан». По словам настоятеля общины этой церкви, протоиерея Георгия Малыша, «захватчики имели оружие, в том числе автоматы». «Пока из каждого православного храма воины отправляются на передовую, откормленные быки УГКЦ на Коломыйщине захватили православный храм. С Российскими войсками им в рядах Вооруженных Сил Украины воевать жутко и не хочется, – отмечают медийщики родной епархии предстоятеля МП в Украине, – а с женщинами, бабушками – охотно».

А вот Ивано-Франковская епархия УПЦ МП ограничилась заверением, что «при обысках в храмах епархии оружие не найдено» и что УПЦ – Церковь украинского народа и во время войны своего Государства с Российской Федерацией откровенно осуждает действия последней и всячески помогает украинским воинам и вынужденным переселенцам».