Католическая Церковь чествует 12 ноября святого родом из Украины
Иван, а в монашестве Иосафат, Кунцевич, родился в 1580 году в городе Владимире на Волыни. Отец его был купцом и старался дать сыну соответствующее образование. В шестнадцатилетнем возрасте отец направляет юношу в науку к своему другу – великому купцу в Вильно. В 1596 году церковная жизнь столичного города бурлила вокруг заключенной того времени Берестейской унии. Вильно становится едва ли не самым большим городом сопротивления унии; воеводой города тогда был кальвинист Христофор Радзивилл - он воспринимал унию как часть большого движения контрреформации в Католической Церкви, направленной, в том числе, на противодействие протестантизму. Заручившись поддержкой воеводы, мещане, пользовавшиеся правом суда над священниками и распоряжение церковным имуществом, стали против унии.
В то же время унию принял Свято-Троицкий монастырь. Именно в этот монастырь начал ходить и петь на крылосе Иван Кунцевич. В период своего обучения купеческому делу он занимался в первую очередь самообразованием церковным, и только завершил в 24 года учебу купечеству – выбирает монашеский путь и вступает в Свято-Троицкий монастырь. Тогда же рукоположен Иван на диакона с именем Иосафат.
Настоятели церкви времен послушничества Иосафата не отличались ни большими знаниями церковной жизни, ни образцовостью поведения, поэтому в монастыре у Иосафата нет наставника, и учится главным образом из церковных книг. Это самообразование становится причиной многочисленных аскетических нагрузок, которые свалил себе на плечи Иосафат, руководствуясь примером отцов-отшельников из житий святых. В то время диакон проводил для бесчисленных верных все богослужения суточного круга, в частности, при частом отсутствии пресвитера. Кроме того, Иосафат спит на полу, а зимой молится, простаивая ночи на камне возле церкви.
Тогда же Кунцевич переписывает в своей келье исихастов, мистика Нила Сорского и, вдохновленный ими, находится в затворе, практикуя молитву Иисуса. Это состояние ревности и горячей веры монаха приводит к тому, что Иосафат, не имея других наставников, едва не убегает из монастыря с юродивым путешествующим монахом, чтобы подражать его жизни.
Несмотря на создание при монастыре семинарии, с учителями и учениками которой Иосафат контактирует, его одинокое монашество длится почти четыре года, пока новым настоятелем церкви Святой Троицы в 1607 году становится Иосиф Велямин Рутский. Иосиф Рутский получил образование в Праге, Вюрцбурге и Риме и, став настоятелем, уже имел план реформы монастыря по католическим образцам. С приходом нового настоятеля и благодаря примеру жизни Иосафата начинают появляться и новые монашеские призвания. После того, как Иосиф Рутский свое наследие вложил в строительство монастыря – растет и количество священников. В 1609 году Иосафата рукоположен в пресвитера.
Как священник, особое внимание Иосафат уделяет исповеди и проповеди. Он не ограничивается монастырскими стенами и выходит к проповеди и исповеди в город. Исповедует он бесплатно и исповедует всех, чему люди, привыкшие исповедоваться раз в год и за деньги – искренне удивляются. Иосафат даже стал исповедником наемного убийцы, покушавшегося на предстоятеля униатской митрополии Ипатия Потия. Покушение провалилось, но ни один священник – противник унии, не желая выдавать свою связь с покушением, не шел исповедовать убийцу перед казнью. Единственным священником, пришедшим к нападающему, был Иосафат Кунцевич. Он заключенного исповедовал и причастил.
Не меньшее внимание он уделяет и уличным проповедям. Известно, что на его проповеди стекается множество народа, а благодаря разговорам и дебатам Иосафату удается обращать в унию молодежь. Поэтому оппоненты называют Иосафата «Душехватом» и даже рисуют его в аду в притворе церкви Святого Духа – главной ячейке противников унии.
В 1613 году Рутский становится Киевским митрополитом, а Иосафат возглавил Свято-Троицкий монастырь. За это время слава о монастыре и его порядках, позже легших в основу василианского чина, ширится. Обитель растет и находится в ней уже до шестидесяти монахов. Также о. Иосафат занимается созданием новых монастырей и реформированием старых. В частности, он реформировал служение в Жировицах и приложился там к основанию монастыря. На гербе Жировичей впоследствии изобразили св. Иосафата.
В 1614 году возвращается Иосафат в Вильно, но уже в статусе архимандрита Свято-Троицкого монастыря. Благодаря этой обители Вильно становится интеллектуальным центром унии. Во время архимандритства Кунцевича печатается первый униатский служебник, приложением к которому помещена наука о совершении богослужения. Эта наука была адаптацией аналогичного римско-католического трактата, но оказалась настолько актуальной, что оказало влияние не только на униатскую традицию, но и на украинское и московское православие. До сегодняшнего дня, в переработанном виде, наука эта присутствует в служебниках РПЦ под названием "Учительное известие".
1617 номинирован Иосафат на епископа-помощника Полоцкой архиепархии. Сам Иосафат избегает этого назначения многими способами и даже серьезно размышляет над возможностью побега. В этом случае дело скорее не в патериковых историях, где номинант убегает от епископского достоинства из-за ощущения своей недостойности, а в самой архиепархии. Ближайшая к Московскому царству была она дальше от ячеек унии. Церкви во всей епархии контролировались тогда не 90-летним епископом Гедеоном, а местной шляхтой, которая ключи от храмов у себя имела и по своему усмотрению священникам выдавала. Также шляхта получала из церквей, принадлежавших архиепархии, доходы и пользовалась предоставленными церквям правами.
Рутский, который предложил кандидатуру Иосафата, настаивал, что именно Иосафат может справиться с наведением церковного порядка и возвращением законного имущества. Иосафат эти ожидания оправдывает. В 1618 году, после смерти предшественника, он становится епископом Полоцким и начинает реформу архиепархии.
Прежде владыка собирает духовенство на синоды, где отмечает, что они не подвластны суду светских людей, подкрепляя свои слова канонами Восточной Церкви. Иосафат создает правила для священников своей архиепархии, поощряя их к молитве и исповеди, а также к обучению людей Иисусовой молитвы.
Другим направлением деятельности владыки является отсуживание в светских судах церковного имущества и поиск денег для построения Полоцкого собора, у которого проваливалась крыша.
В это же время начинает Иосафат строить и собственную гробницу в кафедральном соборе и готовится к смерти, чувствуя опасности, которые подстерегали владыку повсеместно. Создан тайный союз для убийства владыки. Совершено несколько покушений на жизнь Иосафата. Полоцкая власть советует Иосафату как можно больше держаться города и своей кафедры и не разъезжать архиепархией. Иосафат отправляется с визитом в города, которые много лет не видели в своих стенах ни одного епископа, ведь предшественник Иосафата за деньги "отступил" право на управление церквями и священниками этих городов мещанам. На въезде в Могилев встречают Йосафата с пушками. Тем не менее, Полоцкий владыка не отступает и то и дело выигрывает судебные иски против мещан и восстанавливает власть над церквями.
Покушение на Иосафата увенчалось успехом в Витебске 1623 года.
Поводом к восстанию горожан стало задержание слугами Иосафата противника унии — священника-провокатора Ильи. Даже после того, как Иосафат приказал отпустить Илию, нападение на резиденцию епископа не остановилось. Иосафат запретил стрелять в нападающих, поэтому они беспрепятственно ворвались в епископские палаты. Владыка вышел на встречу толпы со словами "Дети, почему бьете моих слуг: если имеете что-то против меня, вот я". По словам свидетелей — народ остановился и усмирился, но вышли вперед два человека и зарубили Иосафата топором.
После смерти начался грабеж дома епископа. Из-за того, что одет был Иосафат скромно и на теле имел волосеницу, убийцы не поверили, что убили епископа, а потому пытались найти кого-то для опознания тела. Кроме немногочисленных слуг, привлекли к свидетельству, что убит действительно Иосафат Кунцевич, местных иудеев. Они не только засвидетельствовали, что убитый действительно владыка Полоцкий, но и спасли от смерти раненого диакона владыки.
Убит Иосафат в воскресенье 12 ноября 1623 года. Убийцы хотели, чтобы тело Иосафата никогда не нашли, а потому бросили его в реку, но через несколько дней тело удалось найти и похоронить в Полоцке. Позже, во времена царствования Петра I, скрыты от московских агрессоров мощи Иосафата были переданы в Рим и они находятся сейчас в базилике св. Петра. В 1643 году, после исследования жизни и обстоятельств смерти, Иосафат провозглашен блаженным, а в 1867 году — святым целой Католической Церкви.
##DONATE_TEXT_BLOCK##