Редакционная колонка

"Если в Интернете зарегистрированы миллионы украинцев, то есть ровно столько же шансов рассказать им о Боге"

16.11.2010, 15:05
"Если в Интернете зарегистрированы миллионы украинцев, то есть ровно столько же шансов рассказать им о Боге" - фото 1

Почти половина редакции РИСУ и несколько наших постоянных партнеров и коллег 13-14 ноября были участниками конференции "Медиа-Мобилизация", организованной Ассоциацией "Духовное возрождение", Союзом молодых христиан Украины и Ассоциацией интернет-евангелистов. РИСУ выступила генеральным медиа-партнером и подготовила несколько выступлений. Считаем нужным поделиться своими впечатлениями от этого важного и интересного мероприятия.

Почти половина редакции РИСУ и несколько наших постоянных партнеров и коллег 13-14 ноября были участниками конференции «Медиа-Мобилизация», организованной Ассоциацией «Духовное возрождение», Союзом молодых христиан Украины и Ассоциацией интернет-евангелистов. РИСУ выступила генеральным медиа-партнером и подготовила несколько выступлений. Считаем нужным поделиться своими впечатлениями от этого важного и интересного мероприятия.

ta.jpgТарас АНТОШЕВСКИЙ, директор РИСУ: «Шаг вперед»

Наверное, впервые после такого мероприятия у меня осталось впечатление, что ездил с пользой. На нескольких предыдущих таких мероприятиях, организованных другими учреждениями, было впечатление, что они интересны и полезны только для тех, кто делает первые шаги в церковном пиаре. Слушать постоянно о том, что это нужно и как это нужно – утомляло. А особенно пустопорожние «благословенные» речи в «гламурном» стиле. И этого на ММ не было. Хотя было и об азах церковного пиара, и о его необходимости, и о духовной составляющей этого всего. Но не было пустопорожнего… возможно я его не заметил :)

Подход к выбору абсолютного большинства спикеров положительно характеризует намерения организаторов. Четыре оратора из газеты «Коммерсант» задавали деловой стиль, народный депутат Леся Оробец аргументировала, почему и как гражданское общество и современные медиа могут влиять на принятие решений на высшем уровне. С другой стороны, положительный опыт религиозного журнала «CREDO» или социального блогинга Николая Малухи или богословское и философское осмысления медиа-благовествования Юрия Черноморца и Михаила Черенкова. Все это не давало времени на прогулку по городу или бездельничанье в соцсетях, потому что каждая сессия и все пленарные выступления были очень интересными. И чаще возникал вопрос: почему таких интересных докладчиков не развести в отдельные временные рамки, чтобы больше их могли послушать?

Как по мне, эту встречу отличало от предыдущих подобных христианско-медийных «тусовок» то, что представители ортодоксальных конфессий (хоть и в меньшинстве) не чувствовали себя дискомфортно в среде молодых (часто обращенных в новую веру) протестантов, а это важно. Как раз на Медиа-Мобилизации царил дух единства, согласие, как и есть к лицу христианам. Возможно, это было из-за того, что преобладала умеренная и более интегрирующая мировоззренческая мысль, а не конфессиональные «отходы от темы», а возможно потому, что преимущество получил профессиональный подход и понимание того, что не время искать бревно в чужом глазу, тем более, когда «другие» могут поделиться положительным опытом. И одиночные фундаменталистские высказывания (например, нардепа Унгуряна) только подчеркивали такую мою оценку.

Более всего этой встрече, по мне, не хватало не только времени, а именно отдельной встречи журналистов, которые занимаются религиозной тематикой в светских СМИ. Некоторые из них, здесь представленные, больше учили коллег из церковных пресс-служб, чем имели шанс в секционном формате обсудить сферу своей профессиональной деятельности. А эта сфера нуждается в особом внимании, потому что именно светские журналисты имеют значительно большее влияние на формирование взглядов общества о религиозном пространстве Украины. Возможно, такую встречу нужно проводить отдельно, чтобы разделить пиар и журналистику.

km.jpgМарьяна КАРАПИНКА, заместитель директора РИСУ по вопросам развития: «Не хочу в армию… даже журналистов».

Свыше 200 участников из разных регионов Украины и разных конфессий, интересные спикеры-профессионалы, нужны темы, безупречная организация – это безусловный успех конференции Media Mobilization, за которую организаторы заслуженно получили много слов благодарности от участников и титул лучшей христианской медиа-конференции на постсоветском пространстве. Это одна из немногих инициатив, которая помогла многим христианским журналистам – как профессионалам, так и любителям – посмотреть за пределы узких задач и целей своей среды и понять, что они не одни во вселенной, и сделать шаг к взаимопониманию и сотрудничеству. Это безусловные позитивы, однако, будучи медиа-партнером, было бы нечестно по отношению к организаторам промолчать о тревожных «звоночках», которые звучали во время конференции, а именно чрезмерном радикализме среды и призывах некоторых спикеров к борьбе.

Сам термин «мобилизация» является милитаристским, армейским и предусматривает борьбу, а, следовательно, врага. Кто является врагом христианского журналиста или журналиста, пишущего о религии? Во время конференции прозвучали мысли, которые меня насторожили – об угрозе мусульманского экстремизма и либерализма, с которыми следует бороться, и журналистам также. Тяжело себя идентифицировать с такими призывами. Все будто бы правильно, но любая борьба предусматривает радикализацию, а, следовательно, экстремизм борющейся группы. Что же, смерть врагам толерантности? Как по мне, во избежание экстремизма во многих рассуждениях о борьбе не хватало одного следующего шага. За что бороться? И в ответе на этот вопрос совпадают и журналисты-христиане, и журналисты-агностики – за правду, которая является высшей ценностью для христиан и первейшим постулатом журналистской этики.

Именно правда, как стандарт журналистики и богословская концепция, способна сгладить острые углы христианской журналистики – профессионализм vs духовность, нарушение авторского права «во славу Божью», критика и цензура в церковных медиа – которые горячо обсуждали журналисты и духовные лидеры во время ток-шоу, организованного журналом «Кредо» и РИСУ. Именно утверждение правды – а, следовательно, борьба с собственным страхом и ограничениями – способно мобилизировать журналистов, часто разделенных конфессиональными принадлежностью и идентичностями.

Оленка.jpgЕлена КУЛЫГИНА, редактор русской версии, руководитель Pr-Проектов РИСУ: «Взрослеем!»

Что мне больше всего не понравилось на конференции Media Mobilization – это недостаток времени для общения со всеми интересными людьми, которые приехали на два дня в Ирпень не только из Украины, но и из-за границы.

Видеть давних знакомых, узнавать живые аватарки – невероятная отрада для таких жителей виртуальной сети как я. А также понимать: и радости, и проблемы украинской христианской журналистики ты переживаешь не сам. Нас – сотни. Более двух сотен на этой конференции, как минимум. Молодых и старших, тех, кто только что учится, и тех, у кого уже есть незаурядные достижения в профессиональной деятельности.

Для меня было огромной ответственностью обращаться к этим людям. Потому что говорить приходилось не только о приятном и победном, но и о нерешенных проблемах, на которые часто в среде христиан просто закрывают глаза. Вечернее обсуждение острых углов христианской журналистики могло затянуться на многие часы. И очевидно, что это было не развлекательным ток-шоу, хотя так оно было представлено в программе, а откровенный разговор, будто на приеме у врача, которому можно без прикрас и стыда рассказать о тревожных симптомах и услышать диагноз – не приговор, а первый шаг к лечению.

Многие участники о своем опыте журналистской работы говорили с надрывом. И с болью. Потому что в своих Церквях нас не всегда понимают или воспринимают серьезно. А здесь – все свои, единомышленники. Даже, если не практикующие журналисты, то именно те служители, которым не безразлично, как мы работаем. Несмотря на разный опыт, разные конфессии и даже разные страны. Мы разные, но проблемы переживаем одинаково. И это более всего объединяет.

Бесценен опыт других – именно поэтому так важно общение, диалог, коммуникация, а не просто монологи. Мне, да и, думаю, каждому из нас, было чему поучиться у коллег. В первую очередь – стойкости в вере и выносливости в борьбе с теми острыми углами. Для кого-то это – постоянный недостаток финансирования церковных СМИ, для кого-то – нарушение авторских прав или «псевдодуховна кража» контента коллегами по цеху. Почему-то мы об этом не говорили раньше, когда собирались на подобных мероприятиях. Обсуждали на кухнях, в очень узких кругах. Но на публику все продолжали делать вид, что этих проблем у нас не существует. Наверное, были не готовы. И эта первая попытка заглянуть в углы и выместить оттуда сор оказалась, имхо, довольно удачной. Мы взрослеем, учимся отделять зерна от плевел, учимся принимать вызовы и не бояться ответственности. Не только за физическое существование, количество, но теперь уже и качество христианских медиа-ресурсов.

Уже ради этого следует было приехать на Media Mobilization.

ab.jpgАнатолий БАБИНСКИЙ, главный редактор журнала «Патриархат», редактор РИСУ: «Позитивов больше»

Насыщенная программа и новые знакомства – это первый и безусловный плюс сборища под названием Media Mobilization. Второй – то, что это первая и наиболее массовая встреча в своем роде. Третий и не менее важный позитив – разрушение стереотипов относительно друг друга. Правда, хотелось бы видеть на таких встречах как можно больше католиков и православных, это было бы полезно как для самого собрания, так и для участников из традиционных христианских Церквей Украины.

Среди не очень удачных элементов собрания я бы назвал легкую политизированность и чрезмерный фундаментализм. Чем лучше христианский, или же протестантский (потому что большинство участников встречи были протестанты) фундаментализм исламского (это в частности было очень ярко видно в обращении господина Унгуряна в последний день)?

В Украине уже было несколько попыток создать собственное христианское профессиональное сообщество работников медиа. Пока что эти попытки не вышли за свои узко-конфессиональные рамки. Хочется надеяться, что такое удачное начинание как Media Mobilization не пойдет по этому пути.

im.jpgИрина МАТВИЕНКО, студия «VITAGRAF»: «О том, что люблю. Рефлексии»

Не люблю массовых мероприятий. Люблю кухонные посиделки. Разговоры по душам. Открыто. Честно. Как есть. Не боясь выглядеть неуклюже. Не боясь, что тебя не поймут или поймут как-то не так. Не нужно умничать. Быть лучше, чем ты есть. Пытаться нравиться. Ты такая, как есть. Те, с кем ты пьешь чай, такие, как есть. Живые. Интересные. Радостные.

Не люблю массовых мероприятий. Люблю, когда виден человек. Личность. Каждый в отдельности. Со своим конкретным предназначением. Своей миссией. Своим характером. Цельный. Многогранный. Талантливый.

Не люблю массовых мероприятий. Люблю прислушиваться. Анализировать. Делать выводы. Самостоятельно. Не по указке. Без навязывания чужого мнения. Без манипуляции. Без принудительного заталкивания: «Съешь! Это то, что тебе нужно! Нам лучше знать».

Парадокс: все, что люблю, я обнаружила в массовом мероприятии под странным названием «Media Mobilization»! Как удалось это сделать? Кто так постарался? Сложно ответить однозначно. Но мозаика сложилась удивительно красиво: люди, место, время, атмосфера, качество, идея, цель, цена, солнце, сосны…

Несколько лет назад во время интервью с одним представителем украинской интеллигенции услышала следующее: «Христиане упустили в свое время радио. Потом телевидение. Из-за запретов и своих страхов перед непонятно-чуждым. Сегодня очередь за Интернетом. Сколько можно?.. Когда же мы поумнеем…»

Мне вспомнились эти слова седовласого человека, когда я смотрела на молодых энергичных христиан, собравшихся вместе, чтобы что-то изменить. Сломать стереотипы. Христиан, откликнувшихся на призыв к мобилизации.

Может, мы, наконец-то, поумнели?..

vp.jpgВасилий ПЫШКОВИЧ, фоторепортер УКУ, сайт «Дивенсвіт»: «Много хороших людей»

Прежде чем сказать о своих впечатлениях от медиа-конференции, хотелось бы сказать, что лично меня вдохновляет ехать на подобные встречи — это люди, которые там будут и то, что они будут говорить. Итак, когда получил информацию о спикерах — сразу понял, что очень много крутых людей до сих пор не видел и даже не слышал. Не менее важно было узнать, о чем они будут говорить — каждый, наверное, был по-своему интересен, по крайней мере, каждый раз надо было выбирать, к кому же идти на доклад. Следующее, что привлекает принять участие в таких мероприятиях — участники: многие из них — это люди, которых знаю виртуально, которыми начинаю восхищаться и с которыми хочу встретиться.

Последнее из трех — банальное, сколько это удовольствия тебе будет стоить. Оказалось — совсем немного.

Итак, поехал: встретили, поселили, накормили, рассказали. Не буду рассказывать, кто больше, мудрее, интереснее докладывал, — наверно, это скажут более профессиональные участники конференции, только вспомню бесподобное ток-шоу с о. Николаем Мышовским и Еленой Кулыгиной – молодцы! Еще понравилось, что участники конференции, независимо от своей конфессиональной принадлежности, здесь чувствовали себя комфортно — благодарю друзей-протестантов. В общем, сложилась положительное мнение: «Есть намного больше хороших людей — духовных интеллектуалов, чем это может показаться пессимисту». У меня утверждается убеждение, что Церковь вполне достойно может выражаться и через Интернет. И для этого есть очень много эффективных инструментов. Думаю, не один участник конференции призадумался о большой пользе создания собственного аккаунта в соцсети, будь то общение в твиттере, или заведение Живого журнала, потому что это все может быть активным на пути евангелизации людей, в частности, молодежи. Если в Интернете зарегистрированы миллионы украинцев, то есть ровно столько же шансов рассказать им о Боге.

Оксана.jpgОксана ШКОДЗИНСКАЯ, журналист отдела информации УКУ, сайт «Дивенсвіт»: «Информационный шок»

На «Media Mobilization», несмотря на не первую в моей жизни мобилизацию на «коммуникативный фронт», пришлось пережить, так сказать, информационный шок – столько разных тем и спикеров было представлено. Выделю только два пункта из программы конференции, которые оставили особое впечатление.

Первый – это лекции журналистов « Коммерсантъ-Украина» Ирины Мироновой и Вероники Гаврилюк. Ирина прибавила силы для преодоления одного из моих «вечных» комплексов: идя на любое интервью, всегда внутренне очень волнуюсь о том, чтобы не задать ненароком «глупый» вопрос. Так вот теперь буду хранить в памяти рецепт от Ирины: как можно больше вопросов, даже если они кажутся глупыми и банальными – только так можно узнать то, что нужно, а нередко и то, что спикер хотел бы от журналиста утаить J. Жаль только, что не обошлось в ее презентации без военных мотивов относительно пиарщиков, к которым я в какой-то мере тоже принадлежу. Лекция же Вероники запомнилась конкретностью и точностью подобранных примеров, ощутимым желанием спикера в самом деле поделиться опытом с менее «крутыми» коллегами и вместе с тем – абсолютным отсутствием превосходства профессионала в отношении к любителям, что нередко можно наблюдать  на других подобных мероприятиях.

Вторым пунктом хочу отметить ток-шоу Елены Кулыгиной и о. Николая Мышовского об острых углах христианской журналистики. Потому что на нем речь шла о в самом деле актуальных проблемах – например, «недуховность» журналистов, которой их клеймят, если они вдруг осмелились сказать «неудобную правду» о Церкви или сообществе, к которому принадлежат, или же, с другой стороны, откровенные плагиаты, которые практикуют довольно часто те же самые журналисты, прикрываясь высокими словами о том, что « для Бога не имеет значения, кто написал материал, главное – идея того материала». То, что христианские журналисты сумели посмотреть в глаза этим проблемам, а не только рассказывать друг другу о том, какие они хорошие, а мир плохой и не умеет оценить их работу, – как по мне, было одним из основных достижений конференции. Ведь, чтобы нести кому-то весть о высшей Правде – Боге, нужно иметь мужество самим быть правдивыми, прежде всего, относительно себя.

Последние колонки

Последние новости

Вчера
20 ноября
19 ноября