Месяц назад статья - "Релігійні меншини України", т. 7: скромна спроба самоствердження", вызвала недовольство у читательницы (видимо, связанной с изданием этой книги), которая увидела в ней только осуждение, без веских аргументов: "Однак, як ішлося вище, хотілось би в рецензіях зустрічатися із аргументованим аналізом." Вот мне и хочется предъявить претензии к конкретным статьям, содержание которых я могу адекватно оценить.
Месяц назад статья al_friendster - ""Релігійні меншини України", т. 7: скромна спроба самоствердження", вызвала недовольство у читательницы (видимо, связанной с изданием этой книги), которая увидела в ней только осуждение, без веских аргументов: "Однак, як ішлося вище, хотілось би в рецензіях зустрічатися із аргументованим аналізом."
Вот мне и хочется предъявить претензии к конкретным статьям, содержание которых я могу адекватно оценить.Для начала возьмем статью "1д. Апостольська Православная Церква" (автор С.Вутянов).
Первое предложение (явно авторское) уже вызывает вопросы:
"АПЦ - это религиозная община, которая относит себя к так называемому "альтернативному православию", хотя ее иерархическая преемственность происходит от УАПЦ". Интересно, автор догадывается, что УАПЦ также относится к "альтернативному православию" (к нему относятся все православные церкви, не признанные так называемым "мировым православием")? А АПЦ себя считает обновленной, реформированной, даже просто православной церковью, а никак не "альтернативной".
Далее идет двустраничная часть под заглавием "История АПЦ", где сразу же утверждается, что "история АПЦ начинается с 1999 года", что впоследствии совсем не объяснено. В принцие, в действительности в конце 1999 года некоторые епископы распадающейся РИПЦ решили мирно разойтись, рукоположив себе собратьев (чтобы после можно было самостоятельно пополнять собственную иерархию). Но фактическое основание - рукоположения, пресс-конференция, Декларация о создании - все это год 2000-ный. Далее на две страницы идет краткий пересказ декларации, еще полный текст и кусок из устава. Т.е. по сути копи-пастирование (разве что с переводом). Из какой юрисдикции выкристаллизовалась АПЦ в 1999/2000 году, какова ее фактическая предыстория - ни слова! Только невнятное упоминание о том, что "ряд ее сторонников ведет родословную от Катакомбный Церкви", что по сути не говорит ничего (и не очень соответствует действительности).
Далее одну страницу идет рассказ о канонизированном в АПЦ о.Александре Мене, и еще страница о позднее ею же канонизированном вл.Ермогене (Голубеве). Т.е. еще две страницы, которые фактического отношения к истории АПЦ (кроме фактов канонизации) не имеет! Пятая страница текста - "АПЦ в її суспільному бутті" - наконец дает авторское обощение позиции АПЦ по ряду церковных вопросов, указан год ее регистрации (хотя более полная, и интересная история - объединения с Бурятскими общинами - совсем опущена, а ведь бурятская половина АПЦ также отметилась в Украине!). В "Организационной структуре АПЦ" есть и фактические ошибки - так в списке епископата номер шесть "Геронтий (Хованский), архиепископ Сумский и Винницкий" и номер десять "Геронтий, епископ Винницкий" - это одно и то же лицо! Также упомянут Сергий, епископ Донецкий (который входит в "бурятскую" ветвь АПЦ, отношение с которой у "основной АПЦ" достаточно своеобразные), но тогда почему проигнорированы остальные "бурятские" епископы?
Всякие мелочные придирки к тексту (вроде: "приходы АПЦ действуют во многих городах России, в Бурятии, Литве, Швейцарии..." - возникает вопрос когда Бурятия успела стать независимым государством?"), его компоновке даже и не хочется предъявлять. Снова чуть меньше страницы идет в разнобой уже конкретная информация про АПЦ; в четырех коротких предложениях упомянуто о существовании ряда общин в Украине. Причем информация об одной из них (созданной в 2007 году в Киеве) меня бы очень интересовала, т.к. я как раз тогда в Киеве жил, и хорошо зная АПЦ, не слышал о существовании там общины. Возможно ее создали последователи арх.Виктора Веряскина? И последние пол страницы - это скопированная линия апостольского преемства в АПЦ.
Что имеется в итоге? Две страницы оригинального (по крайней мере частично) текста об АПЦ и четыре предложения о ее приходах в Украине! А весьма интересная и богатая история АПЦ в Украине осталась за бротом! Ведь четыре украинские юрисдикции имеют корни в АПЦ, об этом ни слова. половина епископов и примерно половина приходов АПЦ сейчас также находятся в Украине и последние года основной прирост общин наблюдался именно там! Вся история роста приходов, церковных отделений, весьма запутана и заняла бы не одну страницу. Ведь сейчас в Украине в АПЦ есть по меньшей мере четыре основных группы общин и верующих, сформировавшихся вокруг отдельных центров (Кибляры в Закарпатье, Одесса, Сумы и Крым), каждый из которых имеет своего епископа и достаточно различный взгляд на церковное и миро-устройство, свою яркую специфику, и свою отдельную историю! Плюс отдельные общины, образовавшиеся из иных "групп" в АПЦ, "бурятская" группа в АПЦ (которая имеет представителей в Закарпатье, Донецке, и кажется Киеве). И это при том, что АПЦ достаточно открыта и информацию получить не сложно. Тему АПЦ в Украине не раскрыли совершенно.
Для сравнения хочется отметить следующую статью, о Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ. Хоть первые три страницы - это предыстория (показывающая взгляд юрисдикции на историю и собственне мироощущение), идущие за тем шесть страниц весьма информативны и дают неплохое представление о юрисдикции. Оно и понятно, ведь автор статьи - арх.Игорь (Исиченко), ее глава, и в таком варианте некоторая полемичность статьи выглядит вполне адекватно.