Раскол ракетой
После расстрела Спасо-Преображенского собора в Одессе трещины побежали по фундаменту УПЦ МП. Совпадение это или нет, но ракета прилетела по кафедральному собору УПЦ МП вскоре после словесного «выстрела» со стороны патриарха Московского Кирилла в адрес дочерней украинской структуры: в докладе на Архиерейском собрании РПЦ патриарх Московский напомнил, что УПЦ МП — часть РПЦ и должна соблюдать все правила, связанные с этим статусом. Тех же в УПЦ МП, кто пытается «подыгрывать украинской власти», патриарх в последний раз «по-доброму» предупреждает: на двух стульях не усидите, придется выбирать — верность Москве или раскол.
Российская ракета, прилетевшая в святая святых Кафедрального собора в Одессе, поставила эффектную точку в ультиматуме патриарха Кирилла.
Малороссы должны страдать
Цель для удара была выбрана исключительно точно: Спасо-Преображенский собор Одессы — кафедра митрополита Одесского Агафангела, одного из строителей и самых верных адептов «русского мира» в Украине. Митрополит, впрочем, последнее время редко появляется на людях. Он стар и, говорят, прямая агрессия России против Украины сильно его подкосила. Удар по собору он пережил очень болезненно. Поэтому от имени Одесской митрополии выступил его викарий — архиепископ Арцизский Виктор. Его заявление вызвало смешанные чувства — с одной стороны, оно было достаточно резким и едва ли не впервые в лицо Москве было сказано о церковной независимости УПЦ МП. С другой стороны, и в Украине, и в Москве знают, что эта «независимость» — чистое лукавство.
Подтверждением тому может служить обращение митрополита Киевского Онуфрия, поражающее своей беспредметностью и неуместной метафоричностью. Владыка в очередной раз не решился называть виновников события: «вражеский обстрел» в его письме кажется стихийным бедствием. И потому основной посыл письма — смириться и молиться — выглядит почти логично. Вот только ракета, направленная прямо в алтарь, — это не стихийное бедствие. Поэтому обращение митрополита Онуфрия вызвало предсказуемую критику с украинской стороны и такой же предсказуемый пароксизм восторга со стороны московских и некоторых украинских медиа.
С российской стороны поднялась волна обвинений в адрес УПЦ МП в «предательстве». Это УПЦ МП «вероломно» воспользовалась «удобным политическим случаем», чтобы учинить раскол с Московским патриархом. А после расстрела собора — еще один «удобный политический случай» — наконец раскрыла свою истинную раскольническую сущность.
Если верить в заговоры, можно подумать, что расстрел собора был спланированной акцией по «расчехлению» раскола УПЦ МП. «Удобным политическим случаем», пользуясь выражениями московских церковных пропагандистов.
Конспирологические подозрения укрепляет то, что пропагандисты, судя по всему, стояли на низком старте и ждали того момента, когда «украинские братья» завоют от боли, — чтобы выскочить, как черти из табакерки, и завопить: «Раскол»!
Интересно и то, что случилось это сразу после Архиерейского собрания РПЦ, на котором по сути произошли только два заслуживающих внимания события. Первый — доклад с уничтожительной критикой «новой экклезиологии» Вселенского патриарха Варфоломея. Второй — доклад самого патриарха Кирилла, где он обвинил свою украинскую паству в трусости, бесстыдстве и «сползании в раскол». Причина — часть УПЦ МП отказывается поминать патриарха как «господина и отца» на фоне полномасштабной войны, в которой сам патриарх Кирилл выступил на стороне геноцида украинского народа.
Но все же прилет прямо в алтарь кафедрального собора самого пророссийского митрополита — это уже слишком.
Принуждение к расколу
Это было бы «слишком». Но, кажется, патриарх Кирилл поверил в то, что Украину ему не удержать. Все, что делает сейчас патриарх, — от речей на собраниях до благословения ракет, уничтожающих украинские храмы, — это одновременно месть украинцам и повод обвинить их в своих собственных грехах.
Патриарх Кирилл изо всех сил подталкивает УПЦ МП к разрыву. А УПЦ МП упрямится и никак не хочет делать то, о чем ей буквально кричат в уши. Патриарху Московскому совершенно необходимо, чтобы УПЦ МП его «предала». Или чтобы она была «разрушена укронацистской властью». В общем, чтобы УПЦ МП страдала — страдала сильно, больно и на весь мир. Патриарху надо показать, что РПЦ — церковь-мученица. Что она несет тяжелые потери и от внешних, и от внутренних врагов: англосаксов, укронацистов, униатов и криптораскольников.
Только так она сможет оправдать канонический беспредел, который Моспатриарх учинил на временно оккупированных территориях Украины, где фактически украл у УПЦ МП около десятка епархий. В одном из едких и циничных комментариев должностных лиц РПЦ есть очень простое объяснение украинским «трУсам», почему патриарх был буквально вынужден поступить таким образом. Потому что украинская паства, как и сказал патриарх, «трусы»: Киевская митрополия УПЦ МП «не сумела защитить» своих верующих. «Поддалась на шантаж» со стороны «нацистской власти» — перестала поминать патриарха Кирилла. Т.е. как и сказал на собрании патриарх: «Сползла в раскол».
Низостью и цинизмом руководства РПЦ никого не удивишь, поэтому констатируем без удивления: в Моспатриархии аннексию канонической территории УПЦ МП называют «спасением».
Что поделать, если оправдать свое преступление — каноническое и человеческое — больше никак невозможно, кроме как обвинив в нем жертву? Виктимблейминг — любимая игра россиян.
Но вот что интересно: на Архиерейском собрании, несмотря ни на что, обвинение в расколе УПЦ МП так и не было предъявлено: она еще не в расколе, только «сползает». Речь патриарха была «последним предупреждением» — желтой карточкой УПЦ МП. В игре, в которой патриарх Московский оставляет за собой роль главного арбитра.
Константинополь — не мать
Вторую желтую карточку на этом собрании получил Вселенский патриарх. Она имела вид доклада митрополита Илариона (Алфеева) о «новой экклезиологии» Вселенского патриарха Варфоломея. Если собрать все обвинения в адрес патриарха Варфоломея, которые были представлены в докладе, то они потянут, по мнению комментаторов-богословов, на полноценное обвинение в ереси. Но слова «ересь» ни в документе, ни в решении собрания нет. Как нет и окончательного обвинения в расколе в адрес УПЦ МП.
Особо отмечена в докладе «претензия» патриарха Варфоломея на роль верховной апелляционной инстанции в мировом православии: патриарх Варфоломей якобы «присвоил» право отменять решения, принятые в других православных церквях. В первую очередь решения о лишении сана и других санкциях в отношении священнослужителей. Так патриарх Варфоломей восстановил в сане лидеров украинских автокефальных церквей, анафематствованных в РПЦ. А за последнее время отменил запреты, наложенные на священников РПЦ, отказывавшихся поддерживать агрессивную политику Кремля и «СВО», со стороны собственного священноначалия.
В Москве прекрасно понимают: стоит им объявить, что УПЦ МП — раскольники и не имеют благодати, Вселенский патриарх не задержится с восстановлением украинских иерархов в их статусе и правах. И заранее объявляют, что они не признают это решение. Так что все, кто в УПЦ МП все еще готов поверить в единоличное право патриарха Московского распоряжаться божественной благодатью, не имеют иного выбора, кроме как оставаться в единстве с ним. И, разумеется, пострадать за свою веру и верность от рук «укронацистов».
Но в Московской патриархии, похоже, невысоко оценивают свою возможность сохранить хоть сколько-нибудь заметную часть УПЦ МП. И стараются эту свою потерю уже не предотвратить, но объяснить, почему сама Моспатриархия и ее глава не виноваты в развале РПЦ. Она пытается убедить сама себя и своих в том, что потеряла Украину не в результате политического самоубийства, а в результате коварной игры и прямой агрессии «преступных сил Запада», к которым примкнул Вселенский патриарх.
Две желтые карточки, которые заготовило Архиерейское собрание — для УПЦ МП и Вселенского патриарха, — согласно правилам игры превратятся в красную, если эти два игрока примут решение объединиться. Т.е. в случае, если Вселенски патриарх примет «раскольников» из УПЦ МП под свое покровительство. Тогда патриарх Варфоломей будет обвинен в ереси. А мировое православие получит ту самую «вторую великую схизму» — раскол, по глубине и мощи равный расколу между католической и православной церковью, — которым Моспатриархат пугает мир с 2018 года.
Готовность погубить мир в том случае, если победа России окажется невозможной, имеет и свое церковное выражение. Вот только раскол, в который патриарх Кирилл готов увлечь свою церковь, мир переживет куда легче, чем сам патриарх Кирилл и вверенная ему РПЦ.
Прощай, империя
Патриарх Московский пытается убедить православный мир в том, что Вселенский патриарх не имеет права мешать другим поместным церквям разделываться со своими оппонентами — вплоть до анафем. Но насколько православный мир готов принять право Московского патриарха раздавать «красные карточки» другим поместным церквям и их предстоятелям?
Это вопрос неудобный для Московского патриарха. Но что ему остается, кроме как следовать повестке, начертанной в Кремле? А Кремль требует от него, бывшего блестящего церковного дипломата, западника, влюбленного в альпийские пейзажи, закрыться в «осажденной крепости» и променять блестящую имперскую политику на убогий «национальный проект» в рамках Московской Орды.
Для Орды все это очень естественно — сжигать хлеб, разрушать церкви, красть детей. Все в этой истории наконец становится на свои места. И выбрать свое место в ней соответственно становится легче. В том числе тем, кто так долго молился на «Святую Русь».