Религия, геополитика и агенты влияния: в Швейцарии обсуждали ситуацию в Восточной Европе
В швейцарском городе Санкт-Галлен, столице одноименного кантона, на востоке страны, 24 июня состоялась конференция «Геополитика и мягкая сила в современной Восточной Европе». Мероприятие проходило в рамках постоянно действующей дискуссионной панели «Россия и ее соседи» Университета Санкт-Галлена.
Первую панель, посвященную гибридной войне и медиапропаганде, открыл религиовед, директор Центра религиозной безопасности, редактор РИСУ Дмитрий Горевой. Он презентовал тему геополитического влияния Русской Православной Церкви на Украину. Также представил анализ деятельности Московского Патриархата в Украине, приведя факты призывов к непротивлению агрессору, сепаратизму на Донбассе, коллаборационизму в Крыму, срыва мобилизации, попытки сорвать ратификацию Соглашения об ассоциации, использования религиозного авторитета для легитимации аннексии Крыма и оккупации Донбасса, отказа, несмотря на прямые нормы социальной концепции УПЦ (МП), определить характер войны в Украине – является ли она агрессивной войной или это оборонительная война?
Вопрос медиапропаганды в своем выступлении обозначил журналист грузинской редакции Радио Свобода Коба Ликликадзе. Он рассказал о российско-грузинской войне и пропаганде, которая сопровождала этот конфликт; привел примеры, как российской пропаганды, так и дезинформации со стороны грузин, которые выдавали желаемое за действительное для недопущения паники среди гражданского населения. Он также обозначил политику Запада по «непровоцировании России», которая привела к аннексии Крыма и войне на Донбассе. А также привел пример двойных стандартов в этом конфликте – если была признана независимость осетинского народа в Южной Осетии, то почему Россия не признала независимость значительно большей Северной Осетии?
Деятельность организации StopFake осветила редактор испаноязычной версии Алина Мосендз. Она привела примеры борьбы организации с фейками об Украине: от материалов о том, что украинский язык искусственно создали в XIX веке, смешав польский и русский, к заявлениям российских деятелей о failed state. Она также пояснила, что на Западе до конца не понимают масштабов российской агрессии, и привела наглядный пример. «Россия оккупировала такое количество украинских земель, которые больше, чем вся Швейцария», ̶ отметила госпожа Мосендз.
Участников конференции также заинтересовал феномен «атеистов Киевского Патриархата». В ходе дискуссии было уточнено, что Томос и автокефалия воспринимались обществом именно как политическое событие, как уменьшение влияния России на религиозные процессы в Украине. Это также подтверждает и освещение Томосной кампании светскими СМИ. В целом они критически относятся к религиозным темам и всячески их избегают, опасаясь клерикализации, однако автокефалию они поддержали и положительно освещали этот процесс, в том числе и потому, что это воспринималось как политическая борьба между Украиной и Россией.
Вторую панель о геополитике и православии открыл богослов, архимандрит Кирилл (Говорун). Он рассказывал о политическом православии и неправославном принуждении. Последнее как раз и является водоразделом между гражданской религией, свободно себя предлагающей, и политической религией, агрессивно себя навязывающей. Он также подчеркнул, что консерватизм и антимодернизм в православии не являются доктриной, а только теологуменами, то есть частной богословской мыслью, необязательной для всех. Он также отметил, что в политическом православии всегда можно найти антисемитизм, что является отголоском древней церковной ереси – докетизма.
По мнению о. Кирилла политическое православие не является каким-то абстрактным, теоретическим конструктом. Оно имеет довольно мощное практическое измерение, ведь две первые войны в Европе в XXI веке произошли как раз между православными странами. Он также пояснил, что идеология «Русского мира», которую продвигает Патриарх Кирилл, базируется на теории цивилизаций С. Хантингтона, хотя иронически добавляет, что на самом деле в Московском Патриархате Хантингтона никто внимательно и тщательно не читал.
Говорун отмечает, что украинская автокефалия была наименее политической из всех предыдущих, поскольку ранее Томос выдавали росчерком пера императора. Хотя при этом нельзя сказать, что украинская автокефалия полностью не политическая.
Профессор Луциан Леустиан из Великобритании рассказал о роли православной церкви в преодолении кризиса с беженцами. Он привел примеры благотворительной деятельности церкви, помощи беженцам, а также рассказал о социальных программах, которые проводят религиозные организации. Также профессор Леустиан проблематизировал вопрос теологического понимания и отличие этого понимания с практикой благотворительности. Чем можно объяснить сравнительную пассивность православных церквей в благотворительности.
Завершил конференцию профессор Пол Кольсто из Осло, с докладом о Крестовом походе Путина за традиционные ценности против Европы. Он рассказал о формировании идеи России как защитницы традиционных ценностей в начале его третьего президентского срока. А также очертил роль православия в формировании идеи «загнивающего Запада» и России, как форпоста против европейских ценностей. Профессор Пол пояснил, почему и каким образом влияет Россия на правые политические группы в Европе. В основном, радикальными правыми силами традиционные ценности, которые как бы защищает Россия в Европе, являются основами национального характера государства.
Также во время конференции состоялась презентация книги Татьяны Деркач «Russian Church in Hybrid War against Ukraine». В книге подробно описываются частные военные кампании Московского Патриархата во всех областях Украины, а также анализируется их идеология, публичные акции и участие в аннексии Крыма и оккупации Донбасса. Материал был собран автором по методике OSINT на основе открытых данных и изобилует доказательствами в виде ссылок на интернет ресурсы.
Главным организатором и модератором конференции выступил научный сотрудник Университета Санкт-Галлен Торнике Метревели.