Блог Михаила Черенкова_image

Блог Михаила Черенкова

Российские баптисты сказали «да» новому руководству и новой эпохе

25.03.2010, 13:50

23-25 марта в Москве прошел XXXIII Съезд Российского союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). Весна этого года стала отчетно-выборной также для баптистов Беларуси и Украины. 20 марта на съезде Союза ЕХБ в Республике Беларусь новым председателем стал Виктор Крутько. А в мае ожидается переизбрание действующего руководства Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов.

Весна принесла перемены и оживление в среде евангельских церквей. 23-25 марта в Москве прошел XXXIII Съезд Российского союза евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ). Весна этого года стала отчетно-выборной также для баптистов Беларуси и Украины. 20 марта на съезде Союза ЕХБ в Республике Беларусь новым председателем стал Виктор Крутько. А в мае ожидается переизбрание действующего руководства Всеукраинского союза церквей евангельских христиан-баптистов.

В отличие от своих осторожных соседей, россияне проголосовали за новую фигуру в руководящем составе союза. Председателем РС ЕХБ стал Алексей Смирнов – пастор церкви г. Дедовска, один из лидеров движения «автономных» церквей.

В свое время «автономия» стала своего рода срединным путем, равноудаленным от крайностей  - радикализма «отделенных» и конформизма «регистрированных». Последние годы пастор А.В. Смирнов возглавлял пасторский отдел РС ЕХБ, активно участвовал в работе Общественного совета ЕХБ, в организации конгресса «Преображение» РС ЕХБ. Сам факт участия лидера «автономных» церквей в служении РС ЕХБ стал важным прецедентом в примирении разных союзов некогда единого евангельско-баптистского «братства».

Впрочем, кандидатура вызвала бурное обсуждение и критику со стороны церковной номенклатуры, сохранившейся еще с советских времен. Звучали фразы о том, что он «чужой», «не нашего братства», «не знает устава союза», «перебежчик»; обвинения в «политических играх» и «отсутствии преемственности».

Допустимость такой дискуссии говорит в пользу баптистского демократизма, ведь именно в открытом обсуждении проясняется разность позиций, становится очевидным многообразие подходов. По словам модератора дискуссии Юрия Сипко, преемственность должна проявляться не в передаче власти из рук в руки, но в бескомпромиссной верности евангельским принципам, что особенно ценно в условиях ограничений свободы совести и давления на евангельские церкви со стороны государства. Очевидно, что на этом фоне многолетний опыт «автономии» сослужит новому руководителю добрую службу.

Конечно, волевые качества не заменят управленческой компетенции, профессионализма, богословской грамотности. Формирование эффективной команды и работа над программой преобразований станут первыми испытаниями нового президента. Первым заместителем был избран Евгений Бахмутский, руководитель молодежного отдела РС ЕХБ, представитель поколения тридцатилетних. Эта фигура тоже во многом символична, она отражает спрос на молодых лидеров и готовность церквей доверять им ответственное служение.

Если символический потенциал двух главных руководителей РС ЕХБ будет реализован в полной мере, уже в ближайшее время мы можем увидеть масштабные перемены – активный диалог с другими братскими церквами ЕХБ; омоложение руководства на всех уровнях; «десоветизацию» церкви, пересмотр многих канонизированных форм и моделей советских времен, не отвечающих евангельским принципам;  акцентирование фундаментальных богословских позиций.

Вторая каденция Юрия Сипко стала подготовкой к этим решительным шагам. Баптистам удалось отстоять свою независимость перед властью. Был создан Общественный совет ЕХБ, в рамках которого удалось впервые наладить межцерковный диалог. Были подготовлены к изданию важные богословские документы, в том числе «Видение и стратегия» РС ЕХБ.

Перед новым руководством стоит задача завершить оформление богословской идентичности и социальной позиции, а также объединить вокруг этих ориентиров разноликое и сложное сообщество российских баптистов. Проявленную решимость в такой инициативе можно только приветствовать. Остается надеяться, что добрый пример российского союза будет принят и понят белорусскими и украинскими церквами, станет мощным импульсом для духовного обновления постсоветского баптизма.