Современная православная теология про библейские основания примата апостола Петра
На богословском клубе (http://bogoslov-club.org.ua/) в Институте Фомы происходит интереснейшее мероприятие - неофициальный православно-католический диалог. Первым вопросом диалога стал "Примат Петра та непогрешимость Папи".
16 мая в 13.30 в Институте Фоми Аквинского (Киев, ул. Якира 13) произойдет третье заседание, на котором будут обсуждаться такеи вопросы:
Біблійні обгрунтування примату Петра
Вчення про Папу в І сторіччі
Дискусії про Папу у II сторіччі
Догмат про непомильність Папи
По результатам предыдущего собеседования о библейских основаниях у меня родилась небольшая статья. Думаю она будет интересна всем, но особенно греко-католикам.
Существуют ли библейские основания для католического учения о примате Петра?
I.
Главным библейским отрывком, на котором римо-католики пытаются основать свое учение о «власти Петра» является Мф. 16:18-19:
«Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мт 16:18-19).
Современное православное понимание этого отрывка следующее:
- Здесь Иисус Христос дает обещание, которое исполниться после Его Воскресения, когда дар разрешения грехов будет даровано всем апостолом: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан 20, 22-23). Почему после Воскресения? «Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28: 18-19).
- Аналогичное обещание Иисус Христос дает всем апостолом: ««Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
- Кажется, что в Мф. 18:18 речь идет только об одном виде власти – «решить и вязать», а в Мф. 16: 18-19 речь идет еще о двух дарах: быть камнем Церкви и иметь ключи Царства небесного. Однако, на самом деле в Мф. 16:18-19 тремя способами сказано об одном и том же служении. Христос обещает Петру то, что тот сможет (как и другие апостолы) разрешать грехи кающихся. Это позволит кающимся входить в Царство небесное. То есть власть разрешать грехи и есть власть ключей в Царство небесное. И быть в Церкви (быть в «еклесии») означает быть избранным от мира. Прибывающие в Церкви спасены от безысходного пребывания во зле, от греховности. Быть в Церкви и означает жить будучи разрешаемым от грехов, имея возможность войти в Царство Небесное. Главная задача церкви – спасать от зла и грехов, открывая путь в Царство Небесное. Повторение одного и того же, но с раскрытием различных аспектов – обычный библейский параллелизм. Таким образом, в 16:18-19 речь идет только об одном виде власти – «решить и вязать», но поясняется, что эта самая власть позволяет существовать церкви и позволяет разрешенным грешникам (а грешники – все, кроме Иисуса Христа) войти в Царство Божие. До спасительного дела Христа, которым основана Церковь все шли в шеол. (Если бы Петр умер до спасительного страдания Христа, то он, как и все оказался бы в шеоле; если бы это было дарование власти, а не обещание, то вышел бы парадокс).
- Таким образом, обещанное в Мф. 16:18-19 Петру в Мф. 18:18 обещано всем апостолам. И в Мф. 16:18-19 обещание дается Петру как представителю всей «коллегии апостолов», ибо Петрово исповедание веры «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16) есть исповедание веры всех апостолов, всей Церкви. А потому, обращаясь к Петру в Мф. 16:17-19 Христос обращается не только к нему лично, но к нему как представителю коллегии апостолов. [Примечание. На пункте 4 не возможно настаивать, но он и не имеет самостоятельного значения и без него можно обойтись].
- Окончательное исполнение обещания дать власть решить и вязать (Мф. 16:18-19 и 18:18) относиться к ниспосланию Святого Духа. Во время этого ниспослания Петру не дано никакой особой благодати. Данная ему благодать – та же самая, что и данная всем другим апостолам. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).
- Власть решить и вязать (Мф. 16:18-19 и 18:18) , апостольская благодать Святого Духа (Деян. 2:1-4) есть у апостолов не самих по себе, а у них как пребывающих в Церкви. Церковь – собрание, и власть вязать и решить принадлежит собранию, собору апостолов. Этот самый собор и описан в 15 главе Деяний. Заметим, что при возникновении проблемы, Петр не решает ее лично, что следовало ожидать, если бы Мф. 16:18-19 понималось им так, как понимают его римо-католики (например, в постановлениях Первого Ватиканского собора). Проблема решается на Соборе апостолов путем консенсуса. Способ решения проблемы предложил Иаков. Сам способ решения был подсказан Духом Святым. Петр лично колебался, но правильно действовал когда исполнял внушения Духа Святого. Итак, собор как собрание, церковь решает проблему. Ибо у апостолов есть власть вязать и решать. Никакой власти Петра, отличающейся от власти других апостолов на соборе не видно.
II. Другой библейский отрывок на котором римо-католики основывали свое учение о «власти Петра».
«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Иоанн. 21:15-19).
Современное православное понимание этого отрывка следующее:
- Петр трижды отрекся от Иисуса Христа. От этого он не перестал быть апостолом, но его апостольство было под сомнением, прежде всего для самого Петра. Троичным вопрошанием Христос вызывает в Петре слезы раскаяния («опечалился») и прощает Петру его грех троичного разрешения. Петр ясно понял почему Христос спрашивает его трижды, потому и вспомнил о своем отречении и «опечалился». [св. Николай Сербский: «На вопрос, почему Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его, святые Отцы дали ответ: потому что Петр трижды отрекся от Христа. Господь захотел его тщательно испытать, пока Петр не заплакал» (Духовное возрождение Европы, стр. 392)].
- «Паси овец моих» в переводе на язык формальный: осуществляй власть апостола. Ибо что власть любого апостола есть власть пастыря над разумными овцами стада Христова. Все апостолы, а не один только Петр стали пастырями в Церкви после Пятидесятницы.
- Перед троичным обращение «паси отцы мои» в Иоанн. 21:6-11 описывается чудесный лов рыб. Из того, что сеть не порвалась некоторые католические богословы (но не сама РКЦ) делают вывод, о том, что единство Церкви-сети связанно со служением Петра. Но сеть не порвалась по действию Бога, сеть закидывали все апостолы, находящиеся в лодке, а не только сам Петр. И вообще на аллегорическом истолковании знамений нельзя основать догматики.
III. Третий библейский отрывок на котором римо-католики основывали свое учение о «власти Петра».
«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Луки 22:31-32).
Современное православное понимание этого отрывка следующее:
- Речь идет о том, что Петр после всех искушений связанных с отречением, будет снова как апостол утверждать верующих. В отрывке не видно, чтобы под «братьями твоими» подразумевались другие апостолы или «коллегия апостолов». Братья – это верующие вообще.
- Сам отрывок является довольно «темным». Из темных мест Библии догматическое учение не выводиться. Иначе вместе в мормонами можно было бы «крестить» мертвых. Основание для догматики – места Писания с ясным и очевидным смыслом.
IV. Итоги и размышления.
Римо-католическое учение о примате Петра, его власти в Церкви не имеет библейских оснований. Если не признавать это сильное утверждение, нельзя не признать более слабого утверждения: возможна другое понимание отрывков о Петре, приемлемое для исторических церквей. В тоже время очевидно, что описанный в Деян. 15 апостольский собор Церкви, которая сама есть «собрание» есть ясное основание для догматики соборности. Все епископы, имеющие канонически правильное рукоположение есть наследники апостолов. Их собор – вселенский собор – и должен решать проблемы, стоящие перед Церковью. И надо не готовить годами и десятилетиями решения, а собираться – и по вдохновению Святого Духа решать консенсусом все неразрешимые ранее проблемы. К этому нас подводит Библия, и мы не переходим еще на почву Предания в этих размышлениях.
Безусловно, в Церкви должен быть принцип единства. И таким принципом является Хритос. Единство Церкви – это единство Тела Христова. И единство Тела Его задается единством Главы Тела. Единство Церкви является для христиан там, где является в Церкви сам Христос – в евхаристии. Сама евхаристия является принципом единства всего собора епископов, вселенского собора.
Предание Церкви содержит в себе учения о примате Петра, отличные от того учения, которое выводимо из Писания. Это естественно, что в Предании находятся основания для учения о примате, но еще необходимо установить каким было учение о примате в первом тысячелетии. Сегодняшний папа признавал важность такой задачи в связи с тем, что от православных нельзя требовать признавать то, чего не было в первом тысячелетии.
Если бы примат Петра был учением Библии, то, доказав второе учение – о передаче этого примата – католики могли бы рассматривать учение о примате Петра и его приемников как несомненно Богоустановленное. А это означало бы – при расширительном понимании власти вязать и решить как относящейся не только к прощению грехов, но и к установлению верного вероучения – необходимость признавать для христиан всех догматов, принятых католиками. Однако, учение о примате Петра не может рассматриваться как необходимо вытекающее из Писания и потому оно может быть и должно быть предметом богословского и церковного обсуждения. И понимание этого учения, может изменяться. Например, можно не нарушая Богоустановленного порядка в Церкви отменить постановления Первого Ватиканского собора или хотя бы его анафемы.
Кстати, УГКЦ вовсе не послушна Писанию, когда ценит единство с Римом высшее всего в христианстве.
Итак, отказываясь вместе с Т. Стилианопулосом от понимания «камня» как исповедания веры Петра, православные вовсе не вынуждены будут признавать примат Петра (как думал Т. Стилианопулос). Наоборот, само Писание достаточно ясно свидетельствует о примате собора апостолов и не свидетельствует об особой власти Петра и его приемников.