Колонка Татьяны Деркач

УАПЦ и два стакана

13.07.2015, 14:33
УАПЦ и два стакана - фото 1
Опубликован протокол заседания Архиерейского собора УАПЦ от 9 июля 2015 года по вопросу объединения с УПЦ КП. Первая реакция – желание откомментировать в черно-белой гамме. Или «все пропало, снова зрада!», или «ну и слава Богу, недолго мучилась старушка в высоковольтных проводах».

Но ведь речь идет не о рядовом событии. Вон Всеправославный Собор готовится сколько? Больше 50 лет. А воз и ныне там, и не факт, что в 2016 году все произойдет. Но никто же при очередных недоразумениях не кричит «все пропало! конец всем святым и православию!». Садятся снова работать. Так что фактор времени здесь вторичен. Скорее, семь раз отмерь – один отрежь. Мерять будем стаканом. Да, тем самым, который наполовину пуст или наполовину полон в зависимости от места сидения. А если сесть где-то посредине? Получается приблизительно следующее.

Стакан наполовину пуст

УАПЦ требует слить оба названия в одно, чтобы на выходе объединенная Церковь именовалась УАПЦ КП. А если такое название не хотят в Киевском Патриархате, то «в этом случае проведение объединительного Собора УАПЦ и УПЦ КП не имеет смысла». Для УАПЦ почему-то жизненно важно – слить вместе в одну невыговариваемую аббревиатуру два бренда, за которыми тянется шлейф взаимной многолетней конкуренции и обособленности друг от друга. Ведь за 23 года за названием каждой православной юрисдикции закрепилась своя самоидентификация, которая в критический момент срабатывает как маркер «свой – чужой», «мы – они». Вопрос: зачем это перетягивать в объединенную Церковь? Неужели непонятно, что если Церковь одна на всех, то и самоидентификация должна быть общая? И поменяться должна не только УАПЦ, но и УПЦ КП.

Но тут могут возразить: пардон, у УАПЦ есть своя история, несравнимая с историей УПЦ КП. И эта история включает в себя годы гонений и сонм мучеников, пострадавших за веру в годы богоборческой советской власти. УАПЦ нынешняя – наследница той самой Церкви-Мученицы, которая дала украинскому православию Василия Липковского, чьих верующих сажали в тюрьмы большевики.

А что может предъявить Киевский Патриархат? Да, и вправду: а что? Возник путем слияния части УПЦ МП и УАПЦ в 1992 году – какие мученики? Чистый новодел, история с нуля. В православной традиции, благоговеющей перед древними брендами, – это повод для полного игнора. Но здесь надо признать, что позиция Киевского Патриархата выглядит более честно (даже если это было банальное упущение). Не стали спекулировать на мучениках ни РПЦ, ни УАПЦ, записывая их себе в актив. Их чтят, их подвиг помнят. Но делать себе пиар на их костях не стали. Ведь за любое праздное слово надо давать ответ своей собственной жизнью.

По чем видно, что нынешняя УАПЦ – наследница той самой Церкви-Мученицы? По поездкам покойного Предстоятеля в Москву? Пока это выглядит не преемством, а саморекламой, похожей на рекламу того же «русского мира», который весь состоит из ссылок на некое прошлое величие и мифы, с этим величием связанные. Это, конечно, прием старый. На обращении к давно прошедшим историческим событиям зиждется вся традиционная православная педагогика. Но в этом часто таится ловушка, в которую были пойманы крыловские гуси, гордившиеся своими предками, спасшими Рим. Да, ваши предшественники были достойные люди. Они своими жизнями вытягивали из небытия украинское православие. А что для этого сделали вы?

Идем дальше. Несогласие с квотами на объединительном Соборе. Ничего необычного в этом несогласии нет. Планировалось объединять структуры с большой разницей в габаритах. Поэтому должен быть предложен такой механизм голосования, когда б решения были одобрены полнотой каждой Церкви. И понятно, что внутри каждой Церкви этот механизм может быть разным. Есть весы аптекарские, а есть весы крановые – смотря что взвешивать. Главное, что должно получиться на выходе. Предложенный принцип «50/50» («основываясь на равности делегатов двух Церквей») выглядит уместно тогда, когда стороны количественно равноценны не условно, а фактически. В случае с УАПЦ и УПЦ КП это бы означало, что голос одного епископа УАПЦ «стоит» четырех голосов епископата УПЦ КП. В чем тогда равность делегатов? В данном случае практичнее использовать принцип «1:1», когда решение принимают не отдельно взятые епископы, а субъекты объединительного процесса. Соответственно, епископы от УАПЦ на объединительном Соборе будут представлять свою Церковь в адекватной пропорции, а не свой личный голос. И десяток голосов «против», но от одной юрисдикции означает срыв всего процесса. Даже если эти голоса – в меньшинстве.

Кстати, предложить адекватную замену прямого подушного голосования более сложным механизмом – забота именно УАПЦ как недовольной стороны. Не можете сами – обратитесь к чужим наработкам. Возьмем опять же подготовку к Всеправославному Собору, в ходе которой приняли решение в пользу всеобщего консенсуса, а не простого большинства. Одна Церковь – один голос. И да, получается, что теоретически какая-нибудь микроскопическая Албанская Церковь может наложить вето на любое важное решение всего Собора. Но это никого не смущает, потому что все важные решения уже к тому времени должны пройти внутрицерковную рецепцию каждым коллективным участником собора и оформлены документально. Дальше происходит, грубо говоря, церемониальный акт голосования.

Следующее условие УАПЦ: перевод комиссии УАПЦ по объединению в трехсторонний формат (с привлечением УПЦ МП). Это превращает объединительные переговоры в конвульсии лебедя, рака и щуки. УПЦ МП совершенно к таким переговорам на серьезном уровне не готова, скорее, там настроены тянуть свою лямку «канонического пятого колеса в телеге» до конца. Если в УАПЦ хотят стать шестым колесом – не вопрос. Но история обычно отбрасывает на свою обочину все бутафорские элементы. Все понимают, что позиции объединенной автокефальной Церкви в переговорах и с УПЦ МП, и с Вселенским Патриархатом будут намного прочнее и убедительнее, чем двух параллельных непризнанных автокефалий поодиночке. Вопрос: на чьей стороне осознанно или несознательно играет УАПЦ?

Наконец, последнее требование вообще курьезно: в выборах Предстоятеля объединенной автокефальной Церкви принимают участие все архиереи. Что, все полсотни человек? Даже без праймериз? Выборы нового главы Церкви фактически превращаются в вялотекущий конклав.

Стакан наполовину полон

Из позитивного – утверждение, что после проведенных сборов ВСЕ священнослужители УАПЦ высказались за объединение с УПЦ КП. Это значит, что даже в случае с переносом объединительного Собора на более поздний срок внутри УАПЦ существует отложенный спрос на объединение, который рано или поздно надо будет удовлетворять. А если оставить все как есть, то произойдет то самое пресловутое «присоединение». Капля по капле, приход за приходом УАПЦ, оставив за бортом и свой имидж Церкви-Мученицы, и свои обиды, перетечет в УПЦ КП. Ой, это уже снова стакан, который наполовину пуст.

Вот так и переливаем содержимое из пустого в порожнее. Как говорится, кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – оправдания. Сложно сказать, что стоит за таким демонстративным демаршем УАПЦ, которая продолжает уверять, что переговоры не закончены. Будем надеяться, что там нет других причин, более банальных. И третьих сторон, заинтересованных в том, чтобы контролируемый церковный хаос в Украине сохранялся как можно дольше.

Последние колонки

Последние новости

Вчера
17 апреля