В Иерусалиме ждут благодатный огонь. Что о нем известно?
В СМИ часто цитируют «пророчество» о том, что в год, когда благодатный огонь не сойдет – в мир придет Антихрист, что будет означать начало Апокалипсиса. Это подогревает алармистские и апокалиптические чувства у рядовых верующих. Однако судя по всему, «схождение» благодатного огня всего лишь ритуал и огонь добывается естественным образом, а сформировавшаяся вокруг него мифология просто удачно используется различными действующими лицами в своих целях.
В храме Гроба Господня в Иерусалиме в Великую субботу, накануне Пасхи, сошел Благодатный огонь, 2018 год. Фото – REUTERS/Ronen Zvulun/Forum
Несмотря на пандемию коронавируса и всеобщий карантин, власти Израиля решили не отменять традиционный обряд в Храме Гроба Господнего. Церемония схождения благодатного огня состоится, однако в пустой церкви. Участвовать в ней будет только духовенство. Затем огонь самолетами развезут по разным странам.
Особенности церемонии
Каждый год в субботу перед православной Пасхой в Иерусалиме проводят чин «схождения благодатного огня». Это довольно древняя традиция. Впервые о благодатном огне упоминается в текстах IX века. В древних рукописях утверждается, что огонь сходит чудесным образом, т.е. без сторонней помощи. Само мероприятие регламентировано т.н. «Статус-кво на Святых местах». Это декрет Османского султана, выданный в 1852 году. Он устанавливает правила и порядок пользования религиозными сооружениями разными конфессиями. Декрет действует до сих пор. Согласно документу огонь получают в специальной часовне – Кувуклии. Слово «кувуклия» с греческого переводится как «опочивальня» – это то место, где располагался гроб Иисуса после распятия. Сама Кувуклия находится в Храме Гроба Господнего, который построен на месте горы Голгофы, где был распят Иисус.
Схема Кувуклии. Фото – wikimedia.org
Церемония начинается с того, что Иерусалимский патриарх трижды обходит Кувуклию. Перед тем как в нее попасть, с дверей (№ 5 на картинке) снимают большую восковую печать, поставленную несколькими часами ранее. Согласно правил «Статус-кво» двери Кувуклии опечатываются представителями армянской церкви в 11:00 по местному времени в субботу перед Пасхой. Перед входом православный Иерусалимский патриарх и архимандрит (чин священника-монаха) Армянской церкви снимают часть своих облачений (церковных одежд). Обычно в СМИ утверждают, что патриарха и архимандрита обыскивают на наличие источников огня, но судя по видеотрансляции последних лет, этого не происходит.
Кувуклия в Храме Гроба Господнего, Иерусалим. Фото – tripadvisor.com
Далее они входят в Кувуклию. Армянский священник стоит в приделе Ангела у южного окна (№4 на картинке), а патриарх заходит в придел Гроба Господня. За ними закрывают двери. Патриарх читает молитву у ложа Иисуса Христа (№1 на картинке).
Схема Храма Гроба Господнего. Фото – s9.drugiegoroda.ru
Позиция Иерусалимской патриархии
Примечателен сам текст молитвы. Она составлена на греческом языке, но существует и русский перевод. Ранее он был опубликован на сайте Русской духовной миссии в Иерусалиме (представительство РПЦ в Израиле), но позже был удален. Нам удалось найти удаленный текст молитвы. В ней интересны два предложения:
«…мы совершаем светоявление, изображая этим Твое милостивое к нам богоявление…» и «…благоговейно беря свет, который непрестанно и присносветло горит на сем светоносном Твоем гробе, мы преподаем его верующим в Тебя, истинного Света…»
Фактически речь идет о том, что происходит некий обряд, который нечто изображает. Огонь берется от «непрестанного источника», т.е. от какого другого источника огня, который никогда не перестает гореть. Ни о каком сверхъестественном схождении огня в тексте молитвы ни слова.
Об этом также говорили и представители духовенства. Патриарх Иерусалимский в интервью Интерфаксу назвал схождение огня церемонией или представлением, но не чудом. Бывший начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор в одном из интервью на тему Благодатного огня всячески уклонялся от утверждения о чудесном характере «схождения» огня, и не опровергал возможности его зажжения Иерусалимским патриархом.
Интересное интервью дал представитель Иерусалимского патриархата митрополит Петры Корнилий. В 2000-2001 гг. он был местоблюстителем престола – т.е. исполняющим обязанности патриарха, в том числе дважды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня. В интервью греческому телеканалу MEGA в передаче Grinez Zones еще в 2001 г. он прямо сказал, что благодатный огонь зажигается от неугасимой лампады, которая хранится в ризнице храма Гроба Господня.
Журналист Виктория Кларк написала целую книгу об этом феномене «Holy Fire: The Battle for Christʼs Tomb» (2005). В специальном интервью для книги греческий епископ Феофан также подтвердил информацию о зажигании огня от лампады.
Что говорят армяне?
Интересно, что о естественном происхождении благодатного огня говорят и армяне. Настоятель армянской части храма Гроба Господня Самвел Агоян в интервью израильскому телеканалу «Хадашот 2» заявил, что огонь зажигают от масляной лампады. Примечательно, что этот священник один из непосредственных свидетелей действа. Он трижды участвовал в церемонии «схождения» благодатного огня вместе с Иерусалимским патриархом.
Армянский священник Гевон Вардапет опубликовал видео, на котором видно, что в Кувуклии, после выхода патриарха осталось две горящие лампады. Одну внесли туда перед самим ритуалом, а одна была там еще до начала церемонии.
Отношение РПЦ
В апреле 2009 г. группа верующих РПЦ обратилась с открытым письмом к патриарху Кириллу с просьбой дать церковную оценку феномену «схождения Благодатного огня». Прошло 11 лет, но официального ответа от Московского патриархата так и не последовало.
Представитель Русской Православной Церкви протодьякон Андрей Кураев приводит слова одного из епископов, который решил не называть своего имени. Будучи начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме ему на исповеди монахини признавались в том, что врали о самовозгорании свечей во время церемонии «схождения» благодатного огня. В мемуарах другого начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископа Порфирия (Успенского) описывается один эпизод, связанный с огнем. Правитель Египта, Сирии и Палестины Ибрагим-паша решил проверить действительно ли «благодатный огонь» сходит чудесным образом. Он сказал православным епископам, что будет присутствовать в Кувуклии и если увидит, что огонь зажигают то расскажет всем о большой лжи. Было созвано совещание из трех епископов. Во время обсуждения митрополит Петры Мисаил признался, что он в Кувуклии зажигает огонь от лампады, которая находится за отодвигаемой мраморной иконой Воскресения Христа. Тогда Ибрагима-пашу вежливо попросили не вмешиваться в религиозные дела и намекнули, что российский император Николай будет весьма недоволен раскрытием таких тайн.
Огонь в прямом эфире
Интересна медийная составляющая данного события. Обозреватели заметили, что огонь из года в год «сходит» словно по расписанию – между 14:03 и 14:16 по местному времени. Притом, что многочисленные древние источники описывают это событие как многочасовое ожидания огня. Журналисты заметили, что данный временной промежуток совпадает с дневным выпуском новостей на российском телеканале НТВ, т.е. между первой и последней новостью в выпуске. Поскольку часовые пояса долгое время были разными, то получается, что огонь постоянно «сходил» в прямом эфире пятнадцати часового выпуска новостей НТВ.
В сети можно встретить информацию, что НТВ еще в 2002 г. выкупила право трансляции из храма Гроба Господня, и продает трансляции другим каналам, которые не хотят тратить деньги на собственные вещания из Иерусалима. Строгую привязку к 15-часовому выпуску новостей объясняют необходимостью успеть на заранее заказанный чартер из аэропорта Бен-Гурион. Ведь следующий выпуск новостей на НТВ в 18:00, а значит можно не успеть вернуться в Москву с огнем к пасхальной службе в Храме Христа Спасителя.
Огненное преимущество
Схождение благодатного огня очень часто используется православными для доказательства истинности и превосходности своей конфессии. Особенно это актуально на пост-советском пространстве. То, что огонь сходит именно на православную Пасху, а не на католическую или протестантскую – серьезный аргумент в спорах рядовых верующих. Интересно, что в дореволюционной церковной традиции этот аргумент никогда не использовался. Протодьякон РПЦ Андрей Кураев объясняет это тем, что популярность «благодатного огня» в основном сформировалась в начале 90-х гг., «когда начался туристический бизнес на паломничествах в Израиль».
В СМИ часто цитируют «пророчество» о том, что в год, когда благодатный огонь не сойдет – в мир придет Антихрист, что будет означать начало Апокалипсиса. Это подогревает алармистские и апокалиптические чувства у рядовых верующих. Однако судя по всему, «схождение» благодатного огня всего лишь ритуал и огонь добывается естественным образом, а сформировавшаяся вокруг него мифология просто удачно используется различными действующими лицами в своих целях.