Ветряные мельницы унии

18.09.2010, 01:39

Нынешний год принес значительные изменения в церковной политике в Украине. Победивший на выборах в феврале президент Виктор Янукович с самого начала продемонстрировал решительный отказ от практики своих предшественников вроде «экуменических молебнов», «каруселей» с забегом главы государства и его свиты в храмы ведущих конфессий во время пасхальной службы и прочих политкорректных, но малоприемлемых с точки зрения персональной религиозности жестов.

Противостояние православных и грекокатоликов в Украине обостряется

Нынешний год принес значительные изменения в церковной политике в Украине. Победивший на выборах в феврале президент Виктор Янукович с самого начала продемонстрировал решительный отказ от практики своих предшественников вроде «экуменических молебнов», «каруселей» с забегом главы государства и его свиты в храмы ведущих конфессий во время пасхальной службы и прочих политкорректных, но малоприемлемых с точки зрения персональной религиозности жестов. Инаугурация Януковича освящалась иерархами исключительно одной Церкви, к которой принадлежит сам победитель: Московским Патриархом Кириллом и Киевским митрополитом Владимиром (Сабоданом).

Одними из первых возмутились против новой практики украинские грекокатолики, приняв 25 марта соответствующее обращение своего Синода, где среди прочего говорилось: «Предстоятели епархий и экзархатов УГКЦ в Украине констатируют огорчение по поводу того, что в день инаугурации Януковича была проигнорирована традиция... приглашать Предстоятелей украинских Церквей к общей молитве в соборе Святой Софии… Протекция какой-то одной конфессии над другими будет только углублять разъединение между гражданами нашего государства». Напомним, что в первый год президентства Виктора Ющенко глава Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар торжественно перенес свою резиденцию из Львова в Киев.

Интересно заметить, что в рамках Украинской Православной Церкви Московского Патриархата относительно мирно сосуществуют течения, выступающие и за тесную интеграцию с Москвой, и за большую или меньшую автономию, и даже автокефалию, а также за большую или меньшую толерантность к Риму. Но в отношении «католиков восточного обряда» и «москвофилы», и «автокефалисты» едины – уния должна быть упразднена, как некая «историческая патология».

На переднем крае этой войны «до победного конца» находятся представители Одесской епархии УПЦ МП. Так, 5 мая было опубликовано «Обращение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела к президенту Украины» по поводу военного образования в стране. Дело в том, что три года назад оранжевая власть перевела основной центр подготовки офицеров сухопутных войск, главной ударной силы украинской армии, из Одессы во Львов. В своем «Обращении» митрополит Агафангел (Саввин) обратил внимание новой власти на засилье униатских капелланов во Львовской академии сухопутных войск. Однако Янукович пообещал рассмотреть вопрос об обратном переводе в Одессу лишь одного факультета, готовящего офицеров-десантников.

Впрочем, неудача с Львовской академией не охладила пыл борцов с унией. 1 сентября пресс-служба Одесской епархии РПЦ резко выступила против планов строительства в городе грекокатолического храма, назвав их «попыткой осуществления агрессивной экспансии униатства в Одесском регионе». Заявление уже вызвало резкую реакцию не только самих грекокатоликов, но и некоторых экспертов.

Анализируя причины вражды между Церквами, журналист Юрий Полевой в статье «Уния преткновения» в интернет-издании «Обозреватель» отмечает следующее: «У РПЦ (и УПЦ МП) на этот счет есть и более фундаментальные причины, нежели «верность букве». Во-первых, признай Москва неканоничность «Собора» 1946 года (на котором под давлением власти грекокатолики вошли в состав РПЦ. – «НГР») – может начаться «цепная реакция» ревизии и других таких же сходных объединений. Вплоть до включения в состав Московского Патриархата украинской Церкви в конце XVII века, тоже не получившего благословения патронировавшего тогда Киев Константинополя. Вообще, Галичина – регион исключительно «верующий» – в хорошем смысле слова. В отличие от процветающего в других областях Украины формального христианства, там люди действительно верят и ведут регулярную церковную жизнь. Потому за обладание храмами там выходили на бой не кучка престарелых бабушек, а толпы вполне молодых и сильных мужчин. Характерный пример – в советские времена чуть ли не 80% учащихся духовных семинарий составляли уроженцы этого региона. Так что потеря такого куска «канонической территории» действительно будет для РПЦ (и УПЦ МП) потерей очень «лакомого куска», – заключает журналист (авторский стиль сохранен. – «НГР»).

Вместе с тем опасность «грекокатолического прозелитизма», о которой говорят в УПЦ МП, представляется сильно преувеличенной. Особенно в Одессе – традиционно русскоязычном регионе, где использование украинского языка в богослужении в униатских храмах благожелательно воспринимают разве что местные немногочисленные национал-патриоты. Да и на остальной «негалицкой» части Украины особых перспектив у грекокатоликов нет – там ареал как Московского Патриархата, так и «незалежного» православия Киевского Патриархата и Украинской Православной Автокефальной Церкви.

Юрій АЛЄКСЄЄВ

"НГ-религии", 15 вересня 2010 року (рос.)