Блог Анатолія Денисенка_image

Блог Анатолія Денисенка

Другой вид постмодернизма?

11.02.2012, 00:12
Другой вид постмодернизма? - фото 1

erko.jpg

«Утверждение является тем более истинным, чем больше противоречий оно в себе заключает» (Фернандо Пессоа (1888-1935), португальский поэт)

Сегодня существует два вида борьбы с рациональностью: западный и восточный (коротко, но довольно таки интересно представленные в работе С. Корнеева Трансгрессивная революция. Посвящение в постмодерн-фундаментализм. Часть 3. «Западный постмодернизм и восточный постмодернизм»). Кто-то спросит, а зачем вообще бороться с этой рациональностью? Конечно же, я бы с радостью посоветовал такому человеку перечитать основные философские работы XX столетия (начиная с Ницше), но скажу лишь то, что именно такая борьба – это основной характер культурной логика позднего запада, от которого уже никуда не денешься. Европейский постмодернизм известен, прежде всего, подозрительным отношением к метанаративам (по Лиотару) и деконструкцией (по Деррида). Как эти двое, так и такие философы, как: Бодрийар, Гватари, Делез, Фуко, Хайдеггер, видели своей задачей - пересмотр всего европейского философского наследия, с целью доказательства условности и искусственности навязанного характера категорий западной рациональности. А зачем? Да по той причине, что пропало доверие к основным принципам и законам, которыми управляется человеческая жизнь. После разрушительных мировых войн, Освенцима, ГУЛАГа, экологической катастрофы современности, испарилось доверие к силе человеческого разума улучшить жизнь посредством прогресса индустриальных механизмов, порожденных рационализмом homo Sapiens. Постмодернизм – это апеллирование к идее об отсутствие любых ориентиров (как институциональных так и литературных, как моральных так и архитектурных). Как говорит Кевин Харт в своей книге: «постмодернизм – это комплексная реакция на катастрофические провалы модерна» (Харт "Постмодернизм", 23). Это «стирание краски с горизонта» (по Ницше), критика метафизики Аристотеля и Декартовского «cogito ergo sum», как аналитического поиска объективной истины.

По словам Корнеева западный постмодернизм можно представить как винегрет или сравнить с: «беспорядочным нагромождением вырванных из контекста стилистически разнородных фрагментов». Западный постмодернизм сравнивается им также с «пастишемем», то есть с чистой поверхностью, за которой не кроется никакой смысл, нет даже и намека на то, чтобы донести какой-то мэсидж. Нет глубины – осталась одна поверхностность. Желание, что-то выразить, конечно же, есть, вот только в том, что выражается, нет никакого смысла. Как правильно отмечает Корнеев относительно западной модели: «сегодня «объяснение» выливается в бесконечную манипуляцию знаками, обрывками фраз и мыслей, в замкнутый круг интерпретаций, которые ничего не объясняют, а только бесконечно ссылаются друг на друга». Западный вид постмодернизма ведет человека к отрицанию фундаментальных ценностей Запада, к разрушению и к нигилизму.

Восточная модель может быть представлена, во первых, практикой Коана в дзэне и эзотерическим Исламом, представленный мистико-аскетическим течением суфизма. Как известно дзэн (в переводе с японского - медитация) – течение в буддизме махаяны в Японии, которое (как считается) было принесено в Китай с Индии Бодхидхармой. Обогащенная идеями даосов, буддийских школ разных направлений, данная (китайская) система попала в Японию в конце XII столетия. В 20 столетии благодаря усилиям японского философа и психолога Дайсетсу Тейтаро Судзуки (1870—1966) дзен был популяризирован в западной культуре. Много западных философов, богословов, писателей, психологов и музыкантов проявля(ли)ют интерес к дзэн. Он оказал влияние на таких людей, как Генрих Гессе, Ван Гог, Альберт Швейцер, Карл Юнг и Эрих Фром. Практика коана похожа на игру (которая иногда и абсурдная), состоящую из набора фраз, импульсивных не логических поступков, выкрикивания. Цель всего это – дать понять, что это единственный способ указать на что-то серьезное. «Логика коана – это логика абсурда, которая взламывает привычные нормы здравого смысла, застарелый лед «нормальной рациональности», а затем, балансируя на этих обломках, ведет человека к просветлению». Коан предназначен для того, что бы «поместить человека за пределы «здравого смысла», и «нормального мышления», «сорвать башню», взломать позитивизм и материализм. Лично мне все это напоминает известное «Credo quia absurdum»/«верую ибо абсурдно» Тертуллиана и «то о чем нельзя говорить, о том следует молчать» Витгенштейна.

Во вторых, восточный путь борьбы с рациональным представлен, конечно же суфизмом, как религиозно-мистическим течением в исламе. Под суфизмом принято понимать объединение всех мусульманских учений, с целью разработки теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. Предполагается, что суфизм появился на пересечении VIII и IX столетий в Ираке и Сирии. Соединение божеством, как учит суфизм, происходит в экстазе, до которого доводит себя верующий человек. Не зря суфием считается человек, влюбленный в Истину, тот кто движется к Совершенству.

На сегодняшний день в странах Европы суфизм отождествляется с либеральным или просвещенным исламом, в котором ударение делается прежде всего на внутреннем созерцании, а не на внешнем ритуале (например, суровое исполнение намаза). Ритуалы отходят на второй план или вообще игнорируются. По этой причине в среде так называемых «ортодоксальных» мусульман, суфизм либо не признается, либо считается внутри исламской ересью, а сами суфии – неверными.

Разница между западным и восточным подходами заключается в том, что если западная модель постмодернизма ведет человека к нигилизму, то восточная модель борьбы с рациональностью важна тем, что она представляет нам иной вид критики рациональности. Критика, которая не ведет к бессмысленности, а подталкивает к внутреннему самосовершенствованию. К пробуждению в человеке - своего.

Итак, находясь в поисках приемлемой модели «постмодернизма» (пост современности) каждый должен взвесить все за и против западной и восточной модельей борьбы с рациональностью. «Если западный постмодернизм – это просто игра и бессмыслица, то восточный – это логика, скрытая под маской игры и бессмыслицы».

 

1. Корнеев С. Трансгрессивная революция. Посвящение в постмодерн-фундаментализм. Часть 3. «Западный постмодернизм и восточный постмодернизм». Взято из: http://kitezh.onego.ru/trans_3.htm#west. От 13 Февраля 2011.

2. Харт К. Постмодернизм. Москва: Виар-Пресс, 2006.