Блог Михайла Якубовича_image

Блог Михайла Якубовича

Рамадан по-итальянски. Как живется мусульманам в современной Италии

18.12.2012, 12:25

Источник: Журнал «Минарет» № 3(33)' 2012

http://www.idmedina.ru/books/history_culture/?5035

Для начала немного истории. Ведь ислам — явно не новинка для Апеннин. Первые мусульмане появились на территории полуострова еще в VIII веке, когда шло активное «открытие» северной Африки арабскими племенами. Именно с африканским регионом Италия, особенно южная, всегда была связана широчайшим культурным обменом. К середине Х века тунисской династии Аглабидов удалось покорить крупнейший остров Средиземного моря — Сицилию. Это государство, называемое в мусульманских источниках «Сицилийским эмиратом» ( Имарат Сакалийя ), существовало до конца ХІ века, уступив власть пришедшим из Скандинавии норманнам. Почти двухсотлетнее арабско-берберское владычество оставило богатейший след в Южной Европы, в частности в Италии — одни из древнейших в мире арабских крепостей в Палермо, многочисленные мечети и немалый вклад в научные знания. Многие христианские правители восхищались мусульманскими учеными: не случайно первый король Сицилийского королевства Рожер ІІ (1130–1154) поручил труд написания огромного географического сочинения именно арабскому ученому аль-Идриси. «Развлечение истомленного в странствии по областям», как называется эта работа, было создано именно в Палермо. Кстати, сам этот город назывался сицилийскими мусульманами просто аль-Мадина.

Континентальная Италия не менее хорошо знакома с исламом. Как повествуется во многих школьных учебниках, еще с ІХ века некие «сарацины» захватывали различные части итальянского побережья в районах современных Бари, Отранто, Салерно и даже Рима! Известен, например, рибат («крепость») Агрополи, с которого, как повествуют современные туристические путеводители, «сарацины» якобы «терроризировали» местное население, угрожая папскому престолу. Лишь сражение «христианского и мусульманского миров» под Гарильяно (915) остановило так называемую сарацинскую оккупацию.

На самом деле, как свидетельствуют исторические хроники, ситуация выглядела совершенно иначе. Как повествует «Хроника монастыря Монтекассино» (ХІІ век), местные правители в процессе междоусобиц сами приглашали на помощь арабских соседей, а те, в свою очередь, часто показывали примеры невиданной для средневековья религиозной толерантности. Чего стоит, например, вот такой эпизод середины ІХ века: «Массар, сарацинский герцог, оставаясь в Беневенте… проезжал мимо монастыря блаженного Бенедикта, его варварский образ мыслей был настолько изменен свыше, что, когда его собака схватила на монастырском лугу одного гуся, он лично бросился на нее с плетью и вырвал его из ее пасти. Придя же к воротам монастыря, он немедленно распорядился их закрыть, с тем чтобы никто из его людей, войдя туда, не учинил там какого-либо насилия».

Кстати, образ «сарацина» сохранился в популярной культуре южной Италии и поныне. В некотором смысле его даже поставили на коммерческую основу, используя в названиях ресторанов, гостиниц, магазинов, туристических маршрутов. Немало «сарацинов» осталось и в топонимике — вспомнить хотя бы известный «Грот сарацина» на острове Капри. «Сарацин» — это некий прототип пришедшего с Востока воина, насколько воинственного, настолько и гостеприимного.

Сколько мусульман в Италии сегодня? Ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно. В отличие от многих стран, например, Северной Европы, где иммиграционное законодательство чрезвычайно строго, в Италии мигрантам живется намного проще. Ежегодно десятки тысяч выходцев из Африки, среди которых немало и мусульман, нелегально прибывают на остров Лампедуза, находящийся всего в 130 километрах от побережья Туниса. Правда, далеко не все мигранты задерживаются на относительно небогатом юге Италии — многие стараются попасть во Францию, Германию или, по крайней мере, в северные города Италии — Милан, Флоренцию, Турин. Впрочем, даже по самым скромным подсчетам, сегодня в Италии проживает около полутора миллионов мусульман (более 2 % от численности населения), из которых не менее 300 000 живут на юге страны.

В нашем репортаже речь пойдет о мусульманах Неаполя — города с многовековой историей, колорит которого известен во всем мире. Сегодня здесь живет более 1 миллиона человек (не считая многочисленных пригородов). Местные мусульмане рассказывают, что их единоверцев здесь довольно много — тысяч тридцать, а то и больше. Собственно, еще с конца 1880‑х годов иммигранты уже стали частью города. Любой путешественник, прибывающий в Неаполь поездом или автобусом, первым делом увидит именно их — площадь Гарибальди, на которой расположена и автостанция, и крупнейший железнодорожный вокзал, находится в самом сердце иммигрантского Неаполя. Узкие улочки испанских кварталов, примыкающих к площади, давно превратились в своеобразный стихийный рынок. Здесь, кроме арабского, можно услышать и амазеги, и суахили, и йоруба, и хинди, и многие-многие другие языки.

Знакомлюсь с одним из торговцев, продающим различные китайские безделушки. Марокканец Салех здесь уже четыре года — в свое время получил возможность приехать к братьям, живущим в Неаполе еще с 1990‑х, и тут и остался. В отличие от большинства своих коллег-торговцев, Салех одет в длинную белую галабею и небольшую шапочку — по его словам, столь истинно исламский наряд никого из покупателей не смущает, тем более что сегодня в этих кварталах большинство квартир снимается такими же эмигрантами.

Кстати, большая часть мусульман Неаполя — именно марокканцы и жители других стран Магриба — Алжира, Туниса, Ливии, Мавритании. Недаром всех африканцев в современной Италии называют «марокинами», часто подразумевая под этим мигрантов вообще. В последнее время к ним добавились и выходцы из Азии — Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Малайзии… Многие из них до сих пор нелегалы, а поэтому заняты в основном на «черных» работах. Их можно встретить на строительстве, на заправках, на вот таких стихийных рынках, на различных пляжных службах… Местные украинцы рассказывают, что, видимо, этой группе мигрантов сложнее всего — они готовы работать за самую низкую зарплату. К тому же многие из них еще плохо говорят по-итальянски.

В отличие от Рима, где с 1995 года существует исламский культурный центр и красивейшая мечеть (построенная при поддержке короля Саудовской Аравии), в Неаполе архитектурное присутствие ислама не столь заметно, если, конечно, не учитывать так называемого мавританского стиля многих старых построек. Центральные улицы Неаполя сегодня настолько густо заселены, что найти место под строительство здесь просто невозможно. Именно поэтому, рассказывают в местной Ассоциации Зейда ибн Сабита, намного проще было выкупить одно из существующих помещений и переделать под мечеть.

Именно так появился крупнейший мусульманский храм в Неаполе на улице Энрико Козенцы, в одном из соседних с площадью Гарибальди испанских кварталов. Раньше в этом месте размещался магазин, однако в этом году, после надлежащей перепланировки, появилась мечеть ас-Салям — «Мир». В прошлом году реконструкцию поддержал даже мэр Неаполя Луиджи Де Маджистрис, приняв участие в одном из ифтаров Рамадана. Руководство города не препятствует и проведению коллективных молитв на площади Гарибальди в праздники ид аль-фитр и ид аль-адха. Кстати, как рассказали в той же Ассоциации Зейда ибн Сабита, мэрия спонсирует и работы по обустройству мусульманского кладбища, которое планируется открыть в Поджореале — одном из центральных кварталов города. Способствует государство и проектам по развитию индустрии халяль — в прошлом году, например, появился халяльный вариант известного итальянского сыра моцарелла. Сегодня этот рынок активно развивается. Даже в некоторых провинциальных городах уже открылись «мачелеррии исламичи», т. е. исламские мясные магазины. Немало и новых магазинов мусульманской одежды, в частности женской — большинство мусульманок, особенно из Алжира, Ливии и Египта, сохраняют верность хиджабу.

Вдобавок ко всему, именно в Неаполе расположено «сердце» итальянского востоковедения — Università degli Studi di Napoli «L’Orientale», Неапольский университет ориенталистики. Сегодня там учится и немало носителей культуры, то есть выходцев из стран мусульманского Востока. Этот университет, основанный в середине XVIII века, был первым специальным востоковедческим вузом не только в Италии, но и во всей Европе! Престижное учебное заведение, известное своими выпускниками, посвящает немало внимания и местной тематике — многие студенты посещают исламские культурные центры Неаполя, на практике знакомясь с жизнью мусульман. Кстати, некоторые выпускники этого университета сегодня работают и в исламском сообществе страны. Как, например, имам мечети в местечке Сан Мерчеллино (20 км. от Неаполя) Насир Хадури, семья которого происходит из Туниса. В свое время он стал известен тем, что одним из первых поддержал инициативу правительства перевести службу в мечетях на итальянский язык. В его мечети, которую по пятницам посещает несколько сотен человек, проповеди теперь ведутся на двух языках — арабском и итальянском.

На пятничный намаз в новую мечеть Неаполя собирается более 500 человек. Мусульмане рассказывают, что прежняя молельня не вмещала всех желающих, а поэтому приходилось выстраивать ряды молящихся прямо на улице. Собранные на строительство пожертвования позволили хорошо отделать мечеть изнутри, а также сделать небольшую библиотеку из Коранов для чтения, хадисов (примечательно, что также и с переводами на итальянский язык), других исламских книг. Среди многонационального джамаата, большую часть которого составляют арабы, можно заметить немало «белых» лиц — итальянцев, принявших ислам. Один из них, Массимо Коззолино, обратился еще десять лет назад, приняв мусульманское имя Абдалла. Сегодня он и возглавляет Асоциацию Зейда ибн Сабита, с радостью рассказывая о новых достижениях.

«Неапольская община довольно большая. В отличие от других городов Италии, здесь меньше проблем — неаполитанцы очень гостеприимны, да и сам портовый Неаполь никогда не был чисто итальянским городом. Выходцы из других стран тут не были чем-то диковинным. Наша организация, созданная в 1997 году, объединяет мусульман Неаполя, пригородов и соседнего Салерно. Главная цель — сплотить умму и помочь верующим занять достойное место в обществе. Кроме того, мы принимаем активное участие в межрелигиозном диалоге», — рассказывает Абдалла.

Как отмечают в Ассоциации, ежегодно более 50 итальянцев (и это в одном Неаполе!) принимают ислам. Говорят, приходят и мигранты из восточной Европы — Румынии, Болгарии, Польши, Украины. Новые мусульмане Италии уже успели отличиться в деле служения религии Аллаха — один из новообращенных, Хамза Роберто Пикардо, выполнил новейший мусульманский перевод Корана на итальянский язык. Его работу утвердила специальная комиссия из Центра короля Фахда по изданию Священного Корана, расположенного в Саудовской Аравии.

К большому сожалению, мусульмане Неаполя также не едины. Кроме этой мечети, есть еще несколько, а также молельня, которую можно назвать «этнической». Неподалеку от мечети «ас-Салям», на улице Сопрамурро, группа мигрантов из Пакистана и Бангладеш открыли небольшой зал для молитвы. По слухам, большинство посещающих мечеть принадлежат к Таблиги Джамаат — организации пакистанского происхождения, имеющей свою, специфическую интерпретацию метода распространения ислама. Многие мусульмане из арабских стран (как, впрочем, и новообращенные) не имеют возможности посещать эту мечеть вследствие непонимания урду и бенгальского — языков, на которых здесь читаются проповеди.

Есть в Неаполе и ряд шиитских объединений — например, «Исламская Ассоциация Ахль аль-Бейт», пропагандирующая идеалы иранских аятолл. Кстати, ее зарегистрировал коренной неаполитанец, принявший шиитский ислам еще в конце 1980‑х годов.

Помимо традиционных целей, многие исламские организации Неаполя (как и других городов Италии) выполняют еще одну особую функцию — помогают прибывшим эмигрантам с трудоустройством. Один из египтян, не так давно оказавшийся в Италии, рассказывает, что найти работу на рынке ему помогли единоверцы, с которыми он познакомился в одной из мечетей. Таких историй очень много. Впрочем, нередки и случаи не совсем благожелательной реакции со стороны силовых ведомств, обвиняющих некоторые исламские объединения в укрывательстве нелегалов и даже изготовлении фальшивых документов. «Война с терроризмом», развернувшаяся на Западе после 2001 года, не обошла стороной и Италию, одну из ближайших к мусульманскому миру стран Евросоюза.

Совсем иначе выглядит мусульманская жизнь в провинциальных городках, расположенных в той же итальянской области Кампания, но уже несколько южнее. Если в городе Салерно (70 км на юг от Неаполя) с почти 200 тысячами населения действует исламский культурный центр и магазин халяльной продукции, то в небольших населенных пунктах региона исламская инфраструктура не столь сильна. Мусульмане, часто разделенные по различным этническим диаспорам, используют для коллективных молитв частные дома. Рашид, выходец из Алжира, имеющий небольшой бизнес в маленьком курортном городке, рассказывает: «Ко мне в пятницу обычно приходят друзья, мы общаемся семьями. Все мы — алжирцы, есть и ребята из Туниса. С мусульманами из других стран я знаком плохо, но знаю, что они есть. Я не знаю их языка, по-итальянски некоторые говорят слабо. Но я не против, чтобы была организация или просто мечеть, и всех собрать — так легче помогать друг другу».

Как воспринимают мигрантов итальянцы? Ответить на это затруднительно. Как и во многих других европейских странах, несмотря на развитые традиции изучения ислама и Востока в целом, «рядовые» граждане знают об исламе очень мало. Часто в отношении преобладает настороженность — не только к мигрантам-мусульманам, а ко всем «понаехавшим» вообще. В реальную ксенофобию она перерастает очень редко. Однако не следует забывать и о росте влияния праворадикальных партий, видящих корень всех проблем в неких «чужаках», среди которых в первую очередь следует назвать «Новую силу» («Forza Nuova»), действующую с 1997 года. На листовке, которую мне протянул один из активистов партии в Салерно (кстати, по моим наблюдениям, прохожим «небелой» внешности праворадикалы листовок не предлагали), под общим лозунгом «Остановить иммиграцию!» намечен целый ряд «решений наболевших проблем» — решений, которые в послевоенной Европе сразу бы осудили как «фашистские». Не случайно ведь и на красно-черной символе «Новой силы» красуется орел нацистского образца…

Впрочем, многие итальянцы скептически относятся к таким идеям. Да и содержание самого понятия «итальянец» стало уже не тем, чем было раньше — дети многих иммигрантов, посещая итальянские школы и впитывая пласт популярной культуры, уже не считают себя чужаками. Они болеют за те же футбольные команды, переживают те же события, достигают таких же успехов, что и этнические итальянцы. Словом, живут жизнью своей новой родины. Родины, в которой многовековая история ислама продолжается именно благодаря этим людям.

Михаил Якубович