Колонка Татьяны Деркач

Эксцесс исполнителя

26.01.2016, 22:56
Еще не добравшись до Крита, места, где договорено провести Всеправославный Собор, Патриарх Московский Кирилл решил побывать в роли критянина-лжеца.

Как известно, РПЦ является, хоть и номинально, самой многочисленной поместной Православной Церковью, но при этом самой же нестабильной. Бестактное и неуемное подыгрывание московских патриархов экзальтированному Кремлю автоматически приводит в движение протестные силы и центробежные механизмы внутри возглавляемой ими церковной структуры. У РПЦ на всем пространстве ее так называемой «канонической территории» давно нет адекватного объяснения, почему такие разные церковные общности, входящие пока что в ее состав, должны быть вместе, подчиняясь центру в Москве. После развала СССР для сохранения административного единства РПЦ перепробовала самые разные методы, кроме христианских: подкуп, ложь, шантаж, игру на этнических противоречиях, манипуляцию коллективными комплексами и фобиями, разделение, духовную депортацию несогласных, провокации и т.д. Увы, все усилия упорно не хотят приносить задуманных плодов: чем дальше, тем больше аналитиков убеждаются, что единство РПЦ сшито на очень скорую руку очень ветхими нитками.

Видимо, этот страх распада настолько въелся в сознание последнего главы РПЦ, что где бы он ни выступал, практически везде всплывает вопрос «сохранения единства». Ни для кого не секрет, что самой неконтролируемой ситуацией для Патриарха Кирилла является украинская. Долгое время удавалось ее удерживать с помощью нехитрых манипуляционных технологий вроде брошюрок о «безблагодатности Киевского Патриархата». А когда в России грянул скандал, связанный с участием РПЦ в беспошлинной торговле некими подакцизными товарами, его удалось информационно погасить, наложив на Патриарха Филарета (Денисенко) анафему (1997 год). Пять лет не накладывали после «разжалования», а тут раз – и анафема! Этот шаг смог еще на какое-то время отложить «украинский вопрос», который из богословско-канонической дискуссии стал перетекать в сферу нравственную. Дабы лишить украинцев хоть какой-то церковной альтернативы в связи с резким падением авторитета РПЦ, в ход были пущены самые убойные средства.

Через некоторое время в Чистом переулке осознали, что «анафема не сработала» и Украина продолжает расползаться, подавая недобрый пример другим национальным структурам в лоне РПЦ. К концу «понтификата» Митрополита Владимира (Сабодана) УПЦ МП уже представляла собой довольно рыхлое образование, не имеющее ни мотивов, ни перспектив участвовать в героической обороне Третьего Рима. Уровень взаимных неофициальных контактов между УПЦ и УПЦ КП и дружелюбный формат общения между мирянами и клиром этих Церквей стал огромной головной болью Чистого переулка. Чтобы перевести начавшуюся «оттепель» в отношениях обратно в состояние вражды, Москве пришлось приложить немало усилий. Несомненно, одну из ключевых ролей в похолодании сыграли выборы митрополита Онуфрия Предстоятелем УПЦ. Тема «защиты канонического православия» снова всплывает на поверхность, и снова в привычном ракурсе в виде дележки храмов. В качестве враждующих сторон – две неравноценные части одной общины УПЦ, расколовшейся из-за политики РПЦ в вопросе аннексии Крыма и войны на Донбассе.

Тему было приказано любыми способами муссировать, создавая максимальное количество острых углов, преувеличений, скандалов и распрей. Соответственно, это дало повод Патриарху Кириллу при каждом удобном и не удобном случае вызывать жалость к своей Церкви, которая якобы мужественно несет крест мученичества в разбушевавшейся безбожной Окраине Русского мира. Не преминул он напомнить об этом и на Синаксисе – собрании предстоятелей Поместных Церквей, проходящем в Шамбези (Швейцария). Но привычка на каждом углу демонстрировать окружающим свое больное место сыграла с Патриархом Кириллом дурную шутку. Глава РПЦ так вошел в раж, что утратил чувство меры. Чтобы пресечь даже мысли о том, что Вселенский Патриарх может каким-то образом по собственному усмотрению инициировать начало урегулирования ситуации в Украине, глава РПЦ решил прибегнуть к самому убойному, по его мнению, аргументу: доказать, что УПЦ Киевского Патриархата – это всего лишь сборище разбойников, пользующееся православной символикой. «Совсем недавно один их сторонник публично заявил: если Митрополит Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то лишь потому, что не нашлось подходящего орудия пытки — утюга или паяльника. Страшно представить, что было бы, если б эти бандиты получили каноническую легализацию и влились в нашу среду!», – сказал Патриарх Кирилл.

Ирония судьбы заключается в том, что для этого заявления был выбран один из пабликов в фейсбуке одиозного «братчика» Дмитрия Корчинского. Вот его оригинальные слова об утюге и паяльнике: «Те, що митрополит Онуфрій досі не перейшов у Київську Патріархію, не попросився до греко-католиків чи не визнав себе салафітом, свідчить за те, що ФСБ працює з ним краще, ніж СБУ. Але те, що неможливо для СБУ, можливо для Господа. Ви будете сміятися, але навіть Онуфрій здатен повірити в Бога більше, ніж у Путіна. Потрібні лише праска, Дух Святий та паяльник. Амінь». Как говорится, почувствуйте разницу. Г-н Корчинский утверждает, что Митрополит Онуфрий продолжает быть верным Моспатриархии благодаря ФСБ. А не паяльнику с утюгом. А паяльник и утюг – это, по мнению Корчинского, последние аргументы в руках Духа Святого, чтобы Митрополит Онуфрий поверил в Бога больше, чем в Путина. Иными словами, перефразируя самого Патриарха Кирилла, «если Митрополит Онуфрий до сих пор верит больше в Путина, а не в Бога, то лишь потому, что не нашлось подходящего орудия пытки — утюга или паяльника».

Но самое смешное не это. А то, что, как заметил пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря), комментируя выпад Патриарха Московского, Дмитрий Корчинский с 2005 года является верным чадом той самой УПЦ МП. И ничего. Как видим, каноническая легализация самых разных бандитов (включая террористов на Донбассе, о которых не говорил только ленивый) – это вполне себе нормальная практика для РПЦ. Можно предположить, что информацию для этого «победоносного» выступления Патриарха Кирилла готовил кто-то наподобие «патриархиста» Кирилла Фролова. Это человек, отличающийся незаурядными способностями ставить пятна на репутацию всех, кому прислуживает. Именно поэтому стоило трижды перепроверить данные.

Сложно верить единожды солгавшему. Что уж говорить о том, кто страдает рецидивами публичной лжи? Как отнесутся члены Синаксиса к словам Патриарха Кирилла, если им кто-то объяснит, что произошло? Если обнаружат, что один из их почтеннейших собратьев пытался их «развести как котят»? Что этот собрат незаметно для себя перенял все бандитские привычки своего светского патрона, и теперь «кошмарит лохов» уже на Синаксисе, «моча в сортире» нечестивых раскольников.

В уголовном праве есть понятие «эксцесс исполнителя», когда преступник выходит за рамки задуманного и «перебарщивает». Хотел напугать – и убил, например. Патриарх Кирилл на Синаксисе хотел напугать необратимыми последствиями в случае легализации УПЦ Киевского Патриархата – и совершил репутационное самоубийство. Когда говорил о том, что на Донбассе униаты и раскольники ведут войну с каноническим православием – ему еще пытались по незнанию верить. Но обнаружилось, что в рядах защитников Украины много прихожан УПЦ. Да и называть верных УПЦ КП ненавистниками канонического православия уже проблематично, наблюдая за всеми их отчаянными попытками таки войти в каноническое поле. Набор всех манипуляционных аргументов в РПЦ уже использован, и благодаря Патриарху Московскому общеправославная дискуссия переходит на уровень «пацанских разборок». Сможет ли вселенское православие прекратить это глумление – зависит только от него самого. По ответной реакции и увидим, насколько глубок общеправославный кризис и насколько Поместные Церкви способны к самозащите от «священного бандитизма».

Последние колонки

Последние новости