Колонка Олега Гавриша

О любви и о том, что достойно похвалы

01.03.2012, 16:15
О любви и о том, что достойно похвалы - фото 1
Все, что я написал ниже, это всего лишь личные переживания. Часть из них, если не все они, покажутся вам совершенно неуместными. Я решил подумать о том, что мне больше всего нравиться в православии, протестантизме и католицизме.

Олег Гавриш

Возможно каким-то христианам можно брать на вооружение что-то хорошее, что есть у других.

Итак, вышел вот такой список:

Четырнадцать вещей которые я люблю в православии

1. Любовь к Богу и к людям. Несмотря на весь свой ригористичный запал на самом деле православие это потрясающе любвеобильная ветвь христианства. Слова святого Серафима Саровского: «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», это на самом деле сама квинтесенция православия. Когда видишь настоящих (не липовых) старцев, когда слушаешь их спокойные полные любви к Богу и людям и мудрости слова, иногда на глазах появляются слезы. Когда понимаешь, чувствуешь и видишь Любовь Христа в Литургии, в Чаше, в убранстве храма, в улыбках седовласых монахов или умудренных монахинь (я часто встречал любящих, святящихся добротой монахинь) ты понимаешь что это и есть тот отблеск Неба, то сияние Бога которое может быть открыто нам людям уже на этой земле. Сколь же более прекрасен сам Господь, чем эти люди!

2. Уважение и благоговение перед Богом. Никакого панибратства, никакого отношения с Богом на ты. Да, у каждого из нас должны быть личные отношения с Иисусом Христом. Я так тоже верю! Но, это отношения с любящим Отцом. Отношение с уважением и благоговением. А не панибратское: «привет чувак!». Один из плюсов православия – это истинное отношение к Богу, как в Владыке Вселенной и Создателю всего живого.

3. Святоотеческое и церковное наследие. Это кладезь духовной мудрости, это просто сокровищница наполненная жемчужинами. Это понимание того, как верить, жить, молиться. Я не встречал больше нигде таких откровенный и пророчеств, как в этой копилке мудрости и доброкачественного опыта в толкование и применение Писания.

4. Давно существующие ответы на жизненные вопросы. Что делать когда человек не дай Бог умер? Как его похоронить достойно? Как венчаться? Как быть и как себя вести в семье? Как поступить когда у тебя на душе плохо? Есть сотни жизненных и даже бытовых вопросов, на которые другие конфессии христианства пытаются найти ответы и придумать собственную традицию, понимание. На все эти ответы давно есть ответ в православии. Причем четкие ясные и понятные нашему народу ответы. Я люблю православие за эту определенность, пусть житейскую и простую, но мудрость, за понимание как поступить в той или иной ситуации.

5. Отношение к Евхаристии. Отношение к Евхаристии в православии особенно трепетное. Во время Литургического канона многие молятся на коленях, перед причастием никто не вкушает пищу, и воздерживаются от супружеской жизни, перед причастием исповедуются и молятся, читая псалмы. Я не знаю ни одной другой конфессии где бы с таким трепетом и уважением относились к Евхаристии. А Евхаристия – одно из немногих установлений которое оставил нам Сам Господь.

6. Учение об обожение. Идея о том, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, сама по себе захватывающая и прекрасная. Это вызов, смущение, но это действительно смело и это открывает всю бездну любви Бога к нам. И все значение, которое человек имеет для Бога на самом деле.

7. Живые святые. Духовные авторитеты -- это сила Православной Церкви, ее соль и ядро. Люди вроде архимандрита Михаила Жара. Отец Михаил усыновив больную СПИДом шестимесячную девочку, в 1992 году открыл детский дом. Принял постриг в 1997 году и затем стал настоятелем Банченского Спасо-Вознесенского мужского монастыря. В монастыре воспитываются и проживают более 200 детей-сирот, среди которых имеются ВИЧ-инфицированные, от которых отказались родители. Когда смотришь как отец Михаил Жар пытается рассказать о Боге показав, что такое Любовь ребенку который слепой, глухой и немой от рождения ты понимаешь что Дух Божий на таких людях. И что ими живо православие до сих пор.

8. Свобода. На самом деле православие потрясающе свободная конфессия. В рамках одной Церкви часто уживаются люди имеющие прямо противоположенные взгляды на второстепенные вопросы, которых соединяет главное – Христос. По-моему это прекрасно. Изначально православию противен жесткий административный контроль и каждый человек может сохранять большую личную свободу. Например, православные могут крестить ребенка, а могут и не крестить. Никто не заставляет обязательно крестить детей. Православный может молиться св Матроне Московской, а может и не молиться ей вовсе. И никто его не заставит это сделать. Отсутствие тоталитарного контроля, соборность и допустимое разномыслие, на самом деле для меня это большой плюс моей Церкви.

9. Искренняя, детская вера простых постоянных прихожан (бабушек и дедушек, как мы их называем). Большинство из них никогда не озвучит тебе Халкидонский орос, но они никогда не возьмут чужой вещи, потому что это – грех. Эта евангельская простота с одновременной преданностью своей Церкви обезоруживает и поражает. И иногда хочется обнять этих людей и расцеловать. Ведь сам ты прекрасно понимаешь видя их, что слова «там где просто ангелов со сто», это не пустой звук.

10. Отношение к искусству и к культуре. Православие с большим уважением относиться к искусству. Вроде бы как каноны предписывают только византийскую иконопись в храмах (и когда она там есть – это действительно шедевры), но посмотрите какие картины часто висят в них – это самая настоящая западноевропейская живопись в ее наилучших образцах. И это здорово! Православных считают закостенелыми, а между тем единственная в СНГ выставка современного искусства на христианскую тему прошла именно в притворе православного храма в Москве. Ни католики на протестанты не решились ни на что подобное! Посмотрите на то, с каким вкусом часто оформлены православные храмы, какие тонкие богословские идеи отражены в иконах. Православие – это подлинно конфессия людей любящих искусство и все красивое.

11. Уютные и красивые храмы. Это вкусовщина, но когда я захожу в православный храм я могу охарактеризовать свои чувства так: «Я дома». «Я в утробе матери». «Я держусь за ноги Христа, как Петр на Генисаретском озере». Это ощущение больше ничем не передать. Его можно только ощутить. Или не ощутить вовсе…

12. Запах ладана и свет. Свет которые пробивается сквозь окна храмов и падет на людей, на свечи, на иконы и запах ладана – это ощущения которые больше нельзя нигде и никогда повторить. Я не могу описать это словами… Но, я хочу молиться здесь, радость о Боге наполняет мою душу и в этот момент я понимаю что Бог рядом. Прямо здесь.

13. Песнопения. Я никогда не слышал ничего более прекрасного, чем православные песнопения. Все. Этим я сказал все что хотел.

14. Возможность молиться ночью и участвовать в очень ранних службах. Когда приходишь рано утром, когда еще только светлеет в храм, где горят свечи, псаломщик начинает петь псалмы и свет только начинает пробиваться сквозь окна это нельзя сравнить ни с чем другим на этом свете. Эти ранние службы это особый миропорядок, такой каким его и придумал Бог. Ложишься с закатом, встаешь с рассветом. Я люблю это.

Десять вещей которые мне нравятся в католицизме

1. Порядок богослужения. Все богослужение длиться час – при этом времени хватает чтобы помолиться всем собранием, послушать проповедь и помолиться над Чашей и причаститься.

2. Молитва на коленях всей общиной. В ключевых моментах службы – Литургической молитвы вся община до одного становиться на колени. Проповедь присутствующие слушают сидя. Я считаю, это оптимальным вариантом.

3. Проповедь. Проповеди католических священников состоят из разбора Писание, цитат отцов, касаются тем важных для каждого христиан и главное что с таким же подходом католики проповедуют о Богородице и святых J

4. Служение против абортов. Это то, за что католикам можно сказать большое спасибо, то в чем с них стоит брать пример и то, чем в общем-то полагаю во многом и держится католическая церковь.

5. Миссия. Миссионерских запал католиков, их готовность проповедовать Слово Божье, их подготовка и серьезность с которой они подходят к этому вопросу честно говоря вызывает у меня восхищение.

6. Монашеские ордена. Все гениальное – просто. Достаточно было просто создать монашеские ордена со своей спецификой миссии, миссионерскими приемами и служениями и дело пошло вперед.

7. Древние обычаи западной церкви. Литургические одежды католических епископов и священников с множеством деталей появившихся еще в первых веках, древние распевы (вроде принятого в Толедо массарабского), романская архитектура – все это вызывает во мне самые теплые чувства.

8. Образование. Уважение католиков к образованию и их школы и университеты широко известно. Даже первые духовные академии в украинском православии были созданы по образцу иезуитских коллегиумов. И конечно все это вызывает во мне искреннее восхищение.

9. Григорианское пение. Больше григорианского пения я люблю лишь византийское и древнерусское. И этим все сказано.

10. Готовность сочетать древнюю и современную архитектуру. Католическая архитектурная мысль готова экспериментировать с довольно смелыми современными решениями. Лично мне часто нравятся результаты этих экспериментов. Получается по своему смело и возвышенно.

Десять вещей которые мне нравятся в протестантизме

1. Учение о рождение свыше. Мне нравиться, что в протестантизме каждый человек очень четко и ясно может сказать когда и при каких обстоятельствах он поверил Богу. И пусть потом много через что еще пришлось пройти, но жизнь человека делиться на то что было «до» и стало «после» и каждый ощущает себя «новой тварью». Это заставляет людей которые не сильно окрепли в вере и чья личная праведность пока еще не слишком высока расти и соответствовать тем высоким требованиям которые предъявляет протестантизм к верующим. Это же в какой-то мере защищает протестантские общины от номинальных верующих и случайных людей.

2. Искренний интерес друг к другу и поддержка. Мне нравится, что протестанты знают почти всех членов своей общины, что они общаются друг с другом и что они постоянно молятся друг за друга. Простой и ясной молитвой и за конкретные нужды.

3. Молодежные группы. Протестанты умеют работать с молодежью и знают как говорить с ней на ее языке. И они предлагают молодежи альтернативу, которая ей и правда интересна.

4. Упорство в изучение Писания. Наверное тут не нужно дополнительных комментариев. Все силы которые православные и католики прилагают на изучения богословия, отцов, катехизиса и Писания, протестанты тратят на изучение Книги Книг. И конечно этому упорству в изучение Библии всем нужно у них поучиться.

5. Радикализм в вопросах личной праведности. Протестанты готовы вообще не пить, чем хотя бы раз напиться. Они готовы вообще не грубить людям, чем один раз разгневавшись превысить допустимую меру жесткости в разговоре с людьми. Радикализм протестантов позволяет им отказаться от суеверий – гороскопов, примет, разного рода околоокультных практик.

6. Молитва своими словами от сердца. Такая молитва возможно и в других христианских конфессиях, наравне с молитвой по молитвослову, но протестанты молятся так всегда. И Бог часто отвечает на их молитвы произнесенные таким образом.

7. Стремление упростить и сделать максимально понятным любые истины для простых людей и более глубокий подход для людей увлекающихся богословиям. Западный юридический гений который позволяет все раскладывать по полочкам, тут сыграл в плюс. У протестантов даже самая сложная идея может быть изложена легко и просто для простых людей. И хотя возможно это будет упрощенный ответ, но это будет ответ к которому можно прибегать при необходимости дать упованиям на свои надежды.

8. Личные посты по мере надобности. Сугубый пост в связи с различными жизненными обстоятельствами – большой плюс протестантизма. Он позволяет сделать отношения с Богом частью твоей собственной жизни.

9. Инициативность и поощрение инициативы. У протестантов чаще говорят «да», чем «нет» и потому у них принято проявлять инициативу и что-то делать. У них нет жесткой бюрократической конструкции, которая бы обламывала инициативу снизу, а если и есть, инициатива все равно пробивается сквозь всякие конструкции.

10. Дисциплина и планирование. Высокая усидчивость, дисциплина в совершение духовных практик, оценка ситуации, аналитика, планирование и отчетность – все эти западные особенности мышления намного больше распространены в протестантизме. Что собственно и позволяет ему быть довольно успешным несмотря ни на что.

Последние колонки

Последние новости