Про любов і те, що достойне похвали
Все, что я написал ниже, – это всего лишь личные переживания. Часть из них, если не все, покажутся вам совершенно неуместными.
Я решил подумать о том, что мне больше всего нравится в православии, протестантизме и католицизме.
Возможно, кому-то из христиан можно будет взять на вооружение что-то хорошее, что есть у других.
Итак, вышел вот такой список:
Четырнадцать вещей того, что я люблю в православии
1. Любовь к Богу и людям. Несмотря на весь свой ригористичный запал, на самом деле православие – это потрясающе любвеобильная ветвь христианства. Слова святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи» – это на самом деле сама квинтэссенция православия. Когда видишь настоящих (не липовых) старцев, когда слушаешь их спокойные полные любви к Богу и людям и мудрости слова, иногда на глазах появляются слезы. Когда понимаешь, чувствуешь и видишь любовь Христа в Литургии, в Чаше, в убранстве храма, в улыбках седовласых монахов или умудренных монахинь (я часто встречал любящих, светящихся добротой монахинь), то понимаешь, что это и есть тот отблеск Неба, то сияние Бога, которое может быть открыто нам, людям, уже на этой земле. Сколь же более прекрасен сам Господь, чем эти люди!
2. Уважение и благоговение перед Богом. Никакого панибратства, никакого отношения с Богом на «ты». Да, у каждого из нас должны быть личные отношения с Иисусом Христом. Я так тоже верю! Но это отношения с любящим Отцом. Отношения с уважением и благоговением, а не панибратское: «Привет, чувак!» Один из плюсов православия – это истинное отношение к Богу, как к Владыке Вселенной и Создателю всего живого.
3. Святоотеческое и церковное наследие. Это кладезь духовной мудрости, это сокровищница, наполненная жемчужинами. Это понимание того, как верить, жить, молиться. Я не встречал больше нигде таких откровений и пророчеств, как в этой копилке мудрости и доброкачественного опыта в толковании и применении Писания.
4. Давно существующие ответы на жизненные вопросы. Что делать, когда человек умер? Как его похоронить достойно? Как венчаться? Как быть и как себя вести в семье? Как поступить, когда у тебя на душе плохо? Есть сотни жизненных и даже бытовых вопросов, на которые другие конфессии христианства пытаются найти ответы и придумать собственную традицию, понимание. На все эти вопросы давно есть ответы в православии, причем четкие, ясные и понятные нашему народу. Я люблю православие за эту определенность, пусть житейскую и простую, но мудрость, за понимание, как поступить в той или иной ситуации.
5. Отношение к Евхаристии. Отношение к Евхаристии в православии особенно трепетное. Во время Литургического канона многие молятся на коленях. Перед причастием никто не вкушает пищу. Воздерживаются от супружеской жизни, исповедуются и молятся, читая псалмы. Я не знаю ни одной другой конфессии, где бы с таким трепетом и уважением относились к Евхаристии. А Евхаристия – одно из немногих установлений, которое оставил нам сам Господь.
6. Учение об обожении. Идея о том, что Бог стал человеком, чтобы человек стал богом, сама по себе захватывающая и прекрасная. Это вызов, смущение, но это действительно смело. Это открывает всю бездну любви Бога к нам и все значение, которое человек имеет для Бога на самом деле.
7. Живые святые. Духовные авторитеты – это сила Православной Церкви, ее соль и ядро. Люди, вроде архимандрита Михаила Жара. Отец Михаил, усыновив больную СПИДом шестимесячную девочку, в 1992 году открыл детский дом. Принял постриг в 1997 году и затем стал настоятелем Банченского Спасо-Вознесенского мужского монастыря. В монастыре воспитываются и проживают более 200 детей-сирот, среди них есть ВИЧ-инфицированные, от которых отказались родители. Когда смотришь, как отец Михаил Жар пытается рассказать о Боге, показав, что такое Любовь, ребенку, слепому, глухому и немому от рождения, ты понимаешь, что Дух Божий на таких людях и что ими живо православие до сих пор.
8. Свобода. На самом деле православие – потрясающе свободная конфессия. В рамках одной Церкви часто уживаются люди, имеющие прямо противоположенные взгляды на второстепенные вопросы, но которых соединяет главное – Христос. По-моему, это прекрасно. Изначально православию противен жесткий административный контроль и каждый человек может сохранять большую личную свободу. Например, православные могут крестить ребенка, а могут и не крестить. Никто не заставляет обязательно крестить детей. Православный может молиться св. Матроне Московской, а может и вовсе не молиться ей. И никто его не заставит это сделать. Отсутствие тоталитарного контроля, соборность и допустимое разномыслие – на самом деле для меня это большой плюс моей Церкви.
9. Искренняя, детская вера простых постоянных прихожан (бабушек и дедушек, как мы их называем). Большинство из них никогда не озвучит тебе Халкидонский орос, но они никогда не возьмут чужой вещи, потому что это – грех. Эта евангельская простота с одновременной преданностью своей Церкви обезоруживает и поражает. Иногда хочется обнять этих людей и расцеловать. Ведь сам ты прекрасно понимаешь, видя их, что слова «там, где просто ангелов со сто» это не пустой звук.
10. Отношение к искусству и культуре. Православие с большим уважением относится к искусству. Вроде бы как каноны предписывают только византийскую иконопись в храмах (и когда она там есть – это действительно шедевры), но посмотрите, какие картины часто висят в них – это самая настоящая западноевропейская живопись в ее наилучших образцах. И это здорово! Православных считают закостенелыми, а между тем единственная в СНГ выставка современного искусства на христианскую тему прошла именно в притворе православного храма в Москве. Ни католики, ни протестанты ни на что подобное не решились! Посмотрите, с каким вкусом часто оформлены православные храмы, какие тонкие богословские идеи отражены в иконах. Православие – это подлинно конфессия людей, любящих искусство и все красивое.
11. Уютные и красивые храмы. Это вкусовщина, но, заходя в православный храм, я могу охарактеризовать свои чувства так: «Я дома. Я в утробе матери. Я держусь за ноги Христа, как Петр на Генисаретском озере». Это ощущение больше ничем не передать. Его можно только ощутить. Или не ощутить вовсе…
12. Запах ладана и свет. Свет, который пробивается сквозь окна храмов и падет на людей, на свечи, на иконы, и запах ладана – это ощущения, которые больше нельзя нигде и никогда повторить. Я не могу описать это словами… Но я хочу молиться здесь, радость о Боге наполняет мою душу, и в этот момент я понимаю, что Бог рядом. Прямо здесь.
13. Песнопения. Я никогда не слышал ничего более прекрасного, чем православные песнопения. Все. Этим я сказал все, что хотел.
14. Возможность молиться ночью и участвовать в очень ранних службах. Когда приходишь рано утром в храм, где горят свечи, псаломщик начинает петь псалмы и свет только-только пробивается сквозь окна, – это нельзя сравнить ни с чем другим на свете. Эти ранние службы, этот особый миропорядок, такой, каким его и придумал Бог. Ложишься с закатом, встаешь с рассветом. Я люблю это.
Десять вещей того, что мне нравится в католицизме
1. Порядок богослужения. Все богослужение длится час, но при этом времени хватает, чтобы помолиться всем собранием, послушать проповедь, помолиться над Чашей и причаститься.
2. Молитва на коленях всей общиной. В ключевых моментах службы, Литургической молитвы вся община до одного становится на колени. Проповедь присутствующие слушают сидя. Я считаю это оптимальным вариантом.
3. Проповедь. Проповеди католических священников состоят из разбора Писания, цитат отцов, касаются тем, важных для каждого христианина, и главное, что с таким же подходом католики проповедуют о Богородице и святых J.
4. Служение против абортов. Это то, за что католикам можно сказать большое спасибо, то, в чем с них стоит брать пример, и то, чем, в общем-то, полагаю, во многом и держится Католическая Церковь.
5. Миссия. Миссионерский запал католиков, их готовность проповедовать Слово Божье, их подготовка и серьезность, с которой они подходят к этому вопросу, честно говоря, вызывает у меня восхищение.
6. Монашеские ордена. Все гениальное – просто. Достаточно было просто создать монашеские ордена со своей спецификой миссии, миссионерскими приемами и служениями – и дело пошло вперед.
7. Древние обычаи Западной Церкви. Литургические одежды католических епископов и священников с множеством деталей, появившихся еще в первых веках, древние распевы (вроде принятого в Толедо массарабского), романская архитектура – все это вызывает во мне самые теплые чувства.
8. Образование. Уважение католиков к образованию, их школы и университеты широко известны. Даже первые духовные академии в украинском православии были созданы по образцу иезуитских коллегиумов. И, конечно, все это вызывает во мне искреннее восхищение.
9. Григорианское пение. Больше григорианского пения я люблю лишь византийское и древнерусское. И этим все сказано.
10. Готовность сочетать древнюю и современную архитектуру. Католическая архитектурная мысль готова экспериментировать с довольно смелыми современными решениями. Лично мне зачастую нравятся результаты этих экспериментов. Получается по-своему смело и возвышенно.
Десять вещей того, что мне нравится в протестантизме
1. Учение о рождении свыше. Мне нравится, что в протестантизме каждый человек очень четко и ясно может сказать, когда и при каких обстоятельствах он поверил Богу. И пусть потом через многое еще довелось пройти, но жизнь человека делится на то, что было «до» и стало «после», и каждый ощущает себя «новой тварью». Это заставляет людей, которые не сильно окрепли в вере и чья личная праведность пока еще не слишком высока, расти и соответствовать высоким требованиям, предъявляемым протестантизмом к верующим. Это же в какой-то мере защищает протестантские общины от номинальных верующих и случайных людей.
2. Искренний интерес друг к другу и поддержка. Мне нравится, что протестанты знают почти всех членов своей общины, что они общаются друг с другом и постоянно молятся друг за друга. Простой и ясной молитвой и за конкретные нужды.
3. Молодежные группы. Протестанты умеют работать с молодежью и знают, как говорить с ней на ее языке. Они предлагают молодежи альтернативу, которая ей и правда интересна.
4. Упорство в изучении Писания. Наверное, тут не нужно дополнительных комментариев. Все силы, которые православные и католики прилагают к изучению богословия, отцов, катехизиса и Писания, протестанты тратят на изучение Книги Книг. И, конечно, этому упорству в изучении Библии всем нужно у них поучиться.
5. Радикализм в вопросах личной праведности. Протестанты готовы вообще не пить, чем хотя бы раз напиться. Они готовы вообще не грубить людям, чем один раз разгневавшись превысить допустимую меру жесткости в разговоре с людьми. Радикализм протестантов позволяет им отказаться от суеверий – гороскопов, примет, разного рода околооккультных практик.
6. Молитва своими словами от сердца. Такая молитва возможна и в других христианских конфессиях наравне с молитвой по молитвослову, но протестанты молятся так всегда. И Бог часто отвечает на их молитвы, произнесенные таким образом.
7. Стремление упростить и сделать максимально понятными любые истины для простых людей и более глубокий подход для людей, увлекающихся богословием. Западный юридический гений, который позволяет все раскладывать по полочкам, тут сыграл в плюс. У протестантов даже самая сложная идея может быть изложена легко и просто для простых людей. И хотя, возможно, это будет упрощенный ответ, но это будет ответ, к которому можно прибегать при необходимости получить упование на свои надежды.
8. Личные посты по мере надобности. Сугубый пост в связи с различными жизненными обстоятельствами – большой плюс протестантизма. Такой пост позволяет сделать отношения с Богом частью твоей собственной жизни.
9. Инициативность и поощрение инициативы. У протестантов чаще говорят «да», чем «нет», и потому у них принято проявлять инициативу и что-то делать. У них нет жесткой бюрократической конструкции, которая бы обламывала инициативу снизу, а если и есть, инициатива все равно пробивается сквозь всякие конструкции.
10. Дисциплина и планирование. Высокая усидчивость, дисциплина в совершении духовных практик, оценка ситуации, аналитика, планирование и отчетность – все эти западные особенности мышления намного больше распространены в протестантизме. Что, собственно, и позволяет ему быть довольно успешным несмотря ни на что.