Колонка Екатерины Щоткиной

ПЦУ или УПЦ КП — вот в чем вопрос

10.05.2019, 19:38
ПЦУ или УПЦ КП — вот в чем вопрос - фото 1
Вопрос, который становится ребром перед частью епископата ПЦУ: они ПЦУ или все таки УПЦ КП. И этот выбор вовсе не такой очевидный, как может показаться извне.

Судя по тому, как спешно Владимир Зеленский кинулся наносить визиты вежливости главам Церквей, он готов унаследовать укоренившуюся в украинском политикуме традицию заигрывания с церковным авторитетом. Иными словами, он готов искать союзников в этой сфере. Или хотя бы возможности заключить пакт о ненападении. Это очень важно для него в преддверие парламентских выборов. То, что Томос «не сыграл» на президентских выборах, не значит, что он «не сыграет» и на парламентских. А то, что Порошенко после поражения несколько «остыл» к своей церковной «перемоге», может оказаться только кратковременным разочарованием. Оно пройдет, когда придет время битвы за парламент.

Так что нам надо готовиться к тому, что Церковь окажется на линии фронта 25/73. Это, разумеется, не сенсация – еще ни одни выборы не обходились без «церковной карты». Но интрига все же есть: линия фронта может пройти прямо по Православной Церкви Украины.

ПЦУ или УПЦ КП — вот в чем вопрос

Танец без партнера

Перед президентскими выборами принято было считать, что «ПЦУ за Порошенко». Однако подсчет голосов показал, что это вряд ли соответствует действительности. Откровения некоторых представителей ПЦУ в своих аккаунтах в соцсетях подтверждают: в этой Церкви далеко не все в восторге от Петра Алексеевича в целом и от его церковной «перемоги» в частности. Конечно, он добыл Томос – спасибо ему за это. Но, во-первых, «мы Томос заслужили и выстрадали», во-вторых, «он это делал не ради нас, а ради голосов на выборах». В общем, если присмотреться, то никакой заслуги Петра Порошенко в Томосе как бы и нет. Он, можно сказать, только «примазался». А если кто и герой битвы за Томос, то, уж конечно, не он, а Патриарх Филарет.

Но не будем о «благодарности» и прочих химерах. Попробуем разобраться в том, какие риски подстерегают ПЦУ при «пересменке» во власти.

То, что в ПЦУ далеко не все в восторге от Порошенко, известно. Но куда более важно то, что в ПЦУ далеко не все в восторге от тех условий, которые он принял со стороны Фанара. И первый «недовольный» – сам Патриарх Филарет. Во всяком случае, это следует из его многочисленных комментариев в прессе. Он недоволен тем, что Церковь называется «Православная Церковь Украины», а не «Украинская Православная Церковь» – с его точки зрения это название следовало отнять у УПЦ (МП) и передать «законному владельцу». Он недоволен тем, что у Церкви статус «митрополии», а не «патриархата» – мы ведь «заслужили» патриархат, мы его достойны. Во всяком случае, Патриарх очень любит белый куколь, хоть он и «московского» покроя. Впрочем, по Патриарху, ничто московское нам не чуждо: внутренний уклад Церкви, принятый в РПЦ и воспроизведенный УПЦ КП, для нас куда лучше и естественнее, чем тот, который «навязали» нам греки при поддержке «прошлого» президента. И, наконец, апогеем этого «недостойного» нас компромисса стало то, что лично Патриарх Филарет оказался отодвинут от власти. Причем в том, чтобы уговорить его уступить власть, хотя бы временно, хотя бы формально, передав ее своему доверенному человеку – и тем самым спасти объединительный Собор от провала – самое деятельное участие принял, опять-таки, лично Петр Порошенко.

Такое не забывается. Кроме того, Петр Алексеевич и после Собора, хоть и уважил старика звездой Героя Украины, после этого сразу полностью «переключился» на Митрополита Киевского Епифания, всячески подчеркивая, кто тут настоящий глава Церкви. И это, как вы понимаете, вовсе не «почетный Патриарх». Патриарха отодвинули, оттеснили от управления Церковью. Стоило чуть-чуть уступить – и вот, как в сказке о лисичке и скалочке, тебе уже и в собственном доме места нет.

О «собственном доме» – это, конечно, преувеличение. Никто не претендует ни на резиденцию на Пушкинской, ни на Владимирский собор. Туда просто перестали ходить.

Но, несмотря на возраст, у Патриарха не было и нет намерения сдаваться. Ему, конечно, и раньше приходилось делить с кем-то власть, управлять Церковью в статусе «второго лица» – так было при Патриархе Мстиславе (Скрипнике) и Патриархе Владимире (Романюке). Но тогда он мог позволить себе подождать. Теперь – нет.

И дело не только в возрасте Патриарха. Но и в том, что с каждым днем ослабляются те узы, которые связывают его с епископатом УПЦ КП. Или, скорее, та узда, в которой он всегда его держал. Еще немного, и с ним перестанут считаться. Его «спишут в тираж» уже не «внешние» – политики, СМИ, изменчивая публика. Его «спишут» свои. А они его спишут тем скорее и тем охотнее, чем жестче был его диктат внутри УПЦ КП. Первая ласточка пропела еще перед объединительным Собором, когда немалая часть епископата отказалась голосовать под диктовку Патриарха.

Но фортуна – девушка ветреная. Еще вчера Порошенко казался ее любимчиком, а сегодня она уже с его оппонентом. А значит и тандем Митрополит Епифаний – Президент Порошенко больше неактуален. И пока молодой глава ПЦУ еще даже, кажется, не понял до конца, что произошло, его «старший товарищ», прекрасно чувствующий политическую конъюнктуру, уже группируется для рывка. Петр Порошенко уже, фактически, не у дел – во всяком случае, ПЦУ сейчас совершенно не в приоритетах. Короткий период между инаугурацией Владимира Зеленского и новым созывом Верховной Рады Патриарх Филарет может попытаться использовать для «восстановления справедливости». В отношении не столько Украинской Церкви, которой греки что-то там «недодали», сколько в отношении самого себя.

Первый шаг навстречу возможному партнеру он уже сделал – милостиво принял извинения за «термос» и поспешил сообщить публике, что вопрос исчерпан. Ни у кого не возникло вопроса, почему именно Патриарх Филарет принял извинения за шутку, оскорбившую ПЦУ.

Что внутри у ПЦУ?

Дистанция, на которой Патриарх может совершить свой рывок и взять реванш за все утраченное, повторюсь, короткая. И Патриарх действует быстро. Уже 14 мая должна состояться его встреча с владыками (бывшей?) УПЦ КП. На первый взгляд «ничего такого»: владык приглашают по традиции почтить память покровителя Киевского Патриархата священномученика Макария, провести всенощное бдение у его святых мощей и отслужить Литургию во Владимирском соборе. Также планируется братское общение ради сохранения единства Церкви.

«Ничего такого» за исключением парочки прелестных моментов. Митрополит Епифаний, как утверждают источники, приглашения не получил. Возможно, не он один такой, неприглашенный к «братскому общению ради единства Церкви». Приглашение разослано на официальном бланке УПЦ КП, которая как будто упразднена, но юридически продолжает существовать и, более того, действовать. В обращении Церковь именуется «Украинской Православной Церковью», а вовсе не «Православной Церковью Украины».

В общем, машина времени: ПЦУ во главе с Митрополитом Епифанием как будто и нет вовсе, а есть только УПЦ КП во главе с Патриархом Филаретом. И та Церковь, за единство которой собираются порадеть участники дружеской беседы, по всей видимости, также не ПЦУ. А УПЦ КП. Фактически, Патриарх Филарет вызывает под благовидным предлогом на «сходку» тех, на чью лояльность может или хочет рассчитывать. Повестка дня в общих чертах описана между строк приглашения, а также в интервью и комментариях, в великом множестве раздаваемых «почетным Патриархом» в СМИ. Ее главный посыл: то, что дали греки и уговорила взять власть (уже, считай, бывшая), нам не подходит. Надо переиграть. А новая власть мешать не станет – что ей до побед «папередников».

Ревность – страшная штука, способная разрушить человека изнутри. Но ревность бывшего руководителя Церкви к молодому преемнику может оказаться даже более разрушительной, если попадет в резонанс с чаяниями значительной части епископата. Епископата ПЦУ, который, в то же время был и отчасти остается епископатом УПЦ КП.

В полной мере план Патриарха Филарета можно начинать оценивать только сейчас. И боюсь, даже сейчас он еще не вполне раскрылся. Когда Патриарх и его команда делали все, чтобы в ПЦУ вошло как можно меньше представителей УПЦ (МП), мы думали, что это делается потому, что плюшек всегда не хватает на всех. Что критическое количество голосов из УПЦ (МП) может помешать руководству УПЦ КП провести на место предстоятеля своего человека. Так думала и, по крайней мере, часть «молодой команды Филарета». Но старый воин – мудрый воин. Патриарх если и не готовил издалека свой «план Б», то сумел быстро его сформулировать: только если ПЦУ – это УПЦ КП, он сможет сохранить свое влияние внутри новой Церкви. Даже если греки, Банковая и Киевская митрополия попытаются рассудить иначе.

Поэтому вопрос, который становится ребром перед епископатом ПЦУ и УПЦ КП, – это вопрос выбора между этими двумя Церквами. И этот выбор вовсе не такой очевидный, как может показаться извне. Конечно, ПЦУ выглядит куда привлекательней – у нее Томос, каноническая автокефалия, поддержка греков и головокружительные перспективы.

Но суровые церковные практики видят это все несколько иначе. Они спросят, например, как у ПЦУ с финансами? Финансы УПЦ КП, если что, по-прежнему под контролем Патриарха Филарета. И он не спешит передавать финансовые рычаги преемнику. А как говорил Великий вождь и Учитель соседнего народа, «революция, у которой нет денег, обречена». Кроме того, суровые церковные практики с прохладцей относятся ко всякого рода переменам. Они научились жить при Филарете по тем правилам игры, которые были заведены в УПЦ КП. Наконец, они привыкли доверять своему Патриарху и полагаться на него – он много лет выступал в роли гаранта УПЦ КП, и выступал успешно. Их в целом устраивает и та синодальная традиция, воспринятая от РПЦ, на которую покусились греки под одобрительные возгласы украинских реформаторов. Да и кто эти реформаторы? Клирики и миряне, чьими голосами в епископской корпорации принято пренебрегать.

А что до «головокружительных перспектив» – это еще бабка надвое гадала. Шанс, конечно, есть, но им еще надо суметь воспользоваться. А кто у нас «умельцы»? Кто там, в «молодой команде», на главных ролях? Все те же скромные кадры, воспитанные в УПЦ КП. Мягко говоря, не впечатляет. А воспользоваться своими «низовыми» ресурсами – клиром и мирянами, среди которых найдутся люди и с хорошим образованием и с разнообразными талантами, – отдать хотя бы часть жизненно важных направлений развития Церкви на такой внутренний «аутсорс» руководство ПЦУ вряд ли решится. 

Есть, впрочем, пара аргументов, которые могут поколебать и самых суровых практиков. Первый – это Томос. А второй – раскол. О том, что пересмотр Устава, на котором настаивает Патриарх Филарет, грозит отзывом Томоса, уже сказано-пересказано. Как именно это будет выглядеть, пока непонятно, но в том, что греки это просто так не проглотят, можно не сомневаться.

Встать и уйти

Раскол – вполне возможный сценарий, в котором не было бы ничего страшного, если бы не парочка «но».

Когда образуется новая церковная структура, вполне естественно, что не все захотят в нее войти. Не все смогут. Мы были готовы к тому, что эти «не все» будут представителями УПЦ (МП) и только ее. Но это так же верно в отношении представителей УПЦ КП. То, что предложили греки – и что приняли на объединительном Соборе – это вовсе не ребрендинг УПЦ КП, как хотели бы думать многие как в этой Церкви, так и в стане ее противников. Это, действительно, новая церковная структура, для которой прописаны совсем другие правила игры. Те, кто согласен на эти правила, присоединяются, кто не согласен – нет. Независимо от конфессиональной принадлежности и политических предпочтений. То, что кто-то за «независимую Украину» и против «русского мира», вовсе не означает, что он должен с первого взгляда полюбить Устав ПЦУ. То, что часть УПЦ КП не захочет признать и принять эти правила, совершенно естественно и этого следовало ожидать.

Это их право – оставаться в УПЦ КП, со своим митрополитбюро, правилами игры, своим патриархом и постсоветским синдромом. Так же, как право тех, кто хочет остаться в УПЦ (МП), неприкосновенно и как право тех, кто хочет «новой церкви», – строить ее. С этой точки зрения раскол не только не ужасен, напротив, он мог бы стать историческим шансом для ПЦУ, потому что он позволил бы ей избавиться от УПЦ КП в себе.

Но в опытных руках многое может превратиться в свою противоположность. Нас так долго пугали расколом, что мы научились рефлекторно впадать в дрожь от одного этого слова. Уже сейчас можно слышать сентенции на тот счет, что «раскол ПЦУ – это катастрофа».

Но когда массы уверены в том, что «раскол – это катастрофа», обязательно найдется тот, кто на этом сыграет. И будет с удовлетворением наблюдать за тем, как вы будете изворачиваться и идти на попятный, только чтобы предотвратить «катастрофу», не дать случиться расколу. К вашим услугам Патриарх Филарет. Если вам нужен профессиональный раскольник, вряд ли вы найдете лучшее резюме. В любую минуту готов «встать и уйти» – хоть с Собора РПЦ, хоть с объединительного Собора, хоть из ПЦУ – если его не устраивают условия.

А вы бойтесь. И думайте, какую цену готовы заплатить за единство Церкви. Вы же понимаете, что раз «катастрофа», то цена уж точно не будет скромной. Так что готовьтесь уступить по всей линии фронта. Иначе мало того, что «катастрофа», так еще вы же и окажетесь в ней виноваты – ваша гордыня, ваше властолюбие, тщеславие и т.д. по списку. Патриарх Филарет сам лично через все это прошел. И хорошо усвоил урок.

Представить себе развитие событий в этом ключе не так уж сложно. Митрополит Епифаний, поддавшись на уговоры одних и давление других, созывает, например, Поместный собор, а Патриарх Филарет – опытный игрок – сыграет на этом соборе, как на органе, тщательно подготовленный экспромт. Или, скорее, вариации на хорошо известную тему «Встать и уйти». Никто ему не помешает, потому что команде бывшего президента сейчас не до ПЦУ, а в команде нового президента нет специалистов, способных оценить риски и помешать. Да и не станет, скорее всего, новый президент вмешиваться, потому что Патриарх с ним уже как будто мосты навел – за «термос» извинил. И если на повестке дня ПЦУ значится «не допустить раскол любой ценой», можно предположить, что Патриарх, в результате, выйдет из зала весь в белом.

Есть несколько слабых звеньев в этом сценарии. Во-первых, Митрополит Епифаний. Его позиции после проигрыша высокого покровителя несколько ослабели, и сам он не производит впечатления железного бойца, но впечатления бывают обманчивы, а кроме того, за его плечом стоит немалая часть ПЦУ и сам Вселенский Патриарх. Во-вторых, еще вопрос, удастся ли Патриарху Филарету набрать среди епископов бывшей УПЦ КП то критическое большинство сторонников, при котором ему удастся сыграть во «встать и уйти». Потому что если он гордо уйдет один или с малой кучкой таких же глубоко седовласых приверженцев, он выйдет из зала не победителем, а маргиналом. Он об этом знает. Для чего, вероятно, и устраивает слет 14 мая – чтобы прикинуть, сколько встанет и уйдет вместе с ним. И если число потенциальных «уходимцев» окажется неубедительным, он вряд ли станет играть в эту игру.

Наконец, в руках у Митрополита Епифания есть один непобедимый аргумент – Томос. Он останется в руках Митрополита Епифания. Даже если Патриарх Филарет «встанет и уйдет», он не сможет унести Томос с собой из ПЦУ в УПЦ КП. Разве что Митрополит Киевский окажется таким патологическим слабаком, что сам отречется от власти в пользу «старшего товарища». Презрев и предав при этом интересы собственной команды, Вселенского Патриарха и целой Церкви.

Чья "взятка"?

В связи с этими играми в сложное положение попадает и Вселенский Патриарх, выступивший гарантом ПЦУ и ее покровителем на международной арене. Любые скандалы в ПЦУ, тем более расколы, ударят по нему. Однако риск – благородное дело. В украинском вопросе он рисковал не раз, может сделать это и еще раз. Если «раскол» окажется только уходом Патриарха Филарета и его партии, игра стоит свеч. Это освободит «украинскую миссию» Патриарха на межправославной арене от ряда сложностей, связанных с фигурой скандального Патриарха, которого никак не хотят принимать в приличном обществе мирового Православия. Ни как «первую» фигуру в ПЦУ, ни как «вторую». ПЦУ без Патриарха Филарета – не самый плохой выход для греков. Даже ценой локального «раскольчика».

Для кого «раскол ПЦУ» окажется настоящим подарком, так это для московских пропагандистов. Можно только представить себе их ликование по поводу того, что «раскольники продолжают раскалываться». Но чем бы дитя ни тешилось. Нельзя же строить свою политику, исходя только из того, что скажут «за поребриком». А кроме того, как и другие сомнительные «победы», эта недолго будет тешить Москву, потому что признание «ПЦУ без Филарета» может произойти значительно быстрее. И это только пол московской беды. Вторая половина – то, что и в УПЦ (МП) к «ПЦУ без Филарета» могут отнестись с куда большей симпатией, чем до сих пор.

Беда в том, что раскол – настоящий раскол, а не просто маргинализация митрополитбюро во главе с генсеком, пожелавшим покинуть свой пост только вперед ногами, – представляет собой реальную опасность. Патриарх Филарет – харизматичная фигура. Он знает и понимает свою паству куда лучше, чем Петр Порошенко – своего избирателя. Свидетельство тому миф о «настоящем герое Томоса», которым оказался для широких масс Патриарх Филарет, много-много лет тормозивший каноническую автокефалию, а Петр Порошенко, расшибавшийся в лепешку «за Томос», удостоился славы «примазавшегося».

Хотелось бы успокоить всех тем, что угроза раскола ПЦУ – это блеф одного профессионального раскольника. Что и КП-шный бланк, и «УПЦ» вместо «ПЦУ», и туманные намеки на угрозы «единству Церкви», и разговоры об изменении Устава ПЦУ, да и сама утечка о «сходке» и ее повестке дня – все это блеф. Публику берут на испуг, а руководство ПЦУ – на слабо.

Но очень уж хорошо подобран момент – именно тогда, когда старые связи с властью стремительно теряют актуальность, в момент наибольшей слабости, уязвимости молодого церковного проекта. Чутье на политическую конъюнктуру всегда было одним из специфических талантов Патриарха Филарета.

Патриарх – опытный игрок, пускай его основная сила – не тактика со стратегией, а упрямство и нахрап. «Молодой команде» ПЦУ, которая въехала во власть в ПЦУ на плечах своего предстоятеля-тарана, а потом решила, что он «больше не нужен», просто некого выставить против него. Ни один из них, увы, не похож на Давида, способного сразить Голиафа. А потому угроза узурпации власти в ПЦУ под видом «восстановления справедливости в отношении Украинской Церкви», а на самом деле, в отношении одного конкретного человека, остается весьма высокой. 

Фото из открытых источников

Екатерина Щеткина

Последние колонки

Последние новости