Религиовед предложил государству алгоритм действий относительно УПЦ МП

Религиовед предложил государству алгоритм действий относительно УПЦ МП - фото 1
На сегодня УПЦ МП, которая является неотъемлемой частью РПЦ, это скорее политическая организация с выраженными религиозными особенностями, чем религиозная организация.

Об этом заведующий отделением религиоведения Института философии имени Г.С. Сковороды НАН Украины, доктор философских наук, профессор Александр Саган отметил в интервью «Арміяinform».

Он назвал стратегическую ошибку Собора УПЦ МП, сделанную 1–3 ноября 1990 года, когда практически все епископы, включая нынешнего Предстоятеля УПЦ МП Онуфрия, проголосовали за автокефалию этой Церкви, однако просьбу направили в Московский Патриархат (где она «рассматривается» до сих пор), а не Церкви-матери – Константинопольской ПЦ. Все это, по его словам, привело к тому, что ФСБ и другие спецслужбы России в то время сумели взять под свой контроль процессы, происходившие в православии на территории Украины.

«УПЦ МП была поставлена под жесткий контроль Москвы. На самом деле эта Церковь никогда не была и не является самостоятельной структурой – это составляющая Московского Патриархата, которая в декабре 2017 года (с принятием нового устава РПЦ) фактически потеряла даже те формальные элементы "самостоятельности и независимости", которые до этого были. Поэтому с этого времени эту структуру целесообразнее и правильнее называть МПвУ (Московский Патриархат в Украине), а не УПЦ МП. Митрополит в Киеве Онуфрий не имеет никаких рычагов на исправление ситуации, а потому не может даже вербально обозначить проблему», – акцентирует Саган. По его словам, УПЦ МП должна указывать свою юрисдикционную принадлежность к Московскому Патриархату.

Александр Саган подчеркивает, что через УПЦ МП распространяются нарративы российской пропаганды, высказываемые буквально цитатами из самых одиозных выступлений Путина типа «братоубийственной войны».

«Государство должно реагировать, и эта реакция должна быть жесткой, но в пределах действующего законодательства. А согласно последнему, эта Церковь не является юридическим лицом. Поэтому ответственность должна быть адресной. Людей, которые воспитаны этой Церковью, живут в своеобразном информационно-эмоциональном пузыре, созданном Моспатриархией..., мы должны извлекать их из этой параллельной реальности – давать им объективную информацию о реальной деятельности УПЦ МП и ее роли в разжигании войны», – резюмировал Саган.

По его мнению, в ближайшей перспективе УПЦ МП в Украине не исчезнет. В частности потому, что здесь еще достаточно много ее сторонников. Однако она должна полностью соответствовать своему названию – стать епархией или митрополией в составе Московского Патриархата с четким пониманием (и контролем) невозможности выполнять какие-либо другие функции, кроме религиозных. Потому что на сегодняшний день, в очередной раз отмечает Саган, это скорее политическая организация с выраженными религиозными особенностями, чем религиозная организация.

Он предложил власти следующий алгоритм действий, вполне законный и цивилизованный:

– Широко освещать в СМИ и давать надлежащую оценку всем фактам коллаборационизма клириков УПЦ МП, особенно на оккупированных территориях.

– Выполнить уже действующий закон о внесении изменений в уставы религиозных организаций и добиться внесения изменений в эти документы. Это станет доказательством для многих представителей общин относительно принадлежности этой структуры именно к Моспатриархии. В настоящее время многие чиновники введены в заблуждение тем, что якобы заблокировано действие Закона Украины «О внесении изменения в ст.12 ЗУ "О свободе совести и религиозных организациях" относительно названия религиозных организаций (объединений), входящих в структуру (являющихся частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которой расположен за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировавшим часть территории Украины». Однако Киевский окружной апелляционный суд приостановил действие закона «для обеспечения иска» только в отношении 266 объектов. У всех остальных (а это более 12 тыс.) статус юридического лица фактически утрачен (из-за недействительного устава) еще с октября 2019 года.

– Немедленно расторгнуть все договоры, заключенные государственными и коммунальными предприятиями с УПЦ МП на основании того, что их уставы недействительны. Речь идет не только о пользовании недвижимостью, но и о других формах сотрудничества.

– Остановить всю коммерческую деятельность юридических лиц, не имеющих действительных уставов.

– На время военного положения признать право территориальных общин или военных администраций принимать решение (кстати, полностью соответствующее действующему законодательству) запрещать или ограничивать деятельность УПЦ МП на их территории.

– Навсегда избавиться от ситуации, когда священники имеют какие-то преференции в своей административной или уголовной ответственности перед нормами действующего законодательства.

– Лишить возможности официально и не официально вывозить средства из Украины в российские центры, которые производят продукцию для церковных нужд (подобная продукция продается и в других странах).

– Принять закон, запрещающий любую форму прямого подчинения (ставропигия) украинских монастырей или отдельных общин зарубежному центру, расположенному на территории государства-агрессора.

– Провести контрразведывательную работу и сделать невозможной любую работу спецслужб России или других государств по влиянию на религиозную ситуацию в Украине.

– Проверить источники финансирования УПЦ МП, а также тех клириков, которые остались без своих общин, и исследовать вопросы законности такого финансирования. Ведь некоторые «бизнесмены-благотворители» уже признаны российскими агентами (как это произошло с А.Деркачем), некоторые еще в процессе этого признания. Такое положение дел позволяет говорить даже об определенной «олигархизации» этой Церкви.

По словам религиоведа, действующее законодательство Украины достаточно для противодействия политизации или антиукраинской деятельности УПЦ МП или любого другого религиозного института.