• Главная
  • Публикации
  • Интервью
  • Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Государственная программа празднования "1025" – это унижение для миллионов украинских христиан и углубление раскола страны»...

Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Государственная программа празднования "1025" – это унижение для миллионов украинских христиан и углубление раскола страны»

26.07.2013, 15:00
Интервью
Виктор ЕЛЕНСКИЙ: «Государственная программа празднования "1025" – это унижение для миллионов украинских христиан и углубление раскола страны» - фото 1
Интервью с Виктором ЕЛЕНСКИМ об особенностях государственного празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси

Yelensk_2.jpgВ Украине началось празднование 1025-летия Крещения Киевской Руси князем Владимиром Великим. Дата вроде и не слишком «круглая», но только в Киеве из бюджета на это празднование выделено несколько десятков миллионов гривен. Праздник проходит на высоком государственном уровне к нам приезжают высокие церковные иерархи, президенты т.н. православных стран. Украинские Церкви принимают в нем участие как гости так построена государственная программа празднований. Кстати, в ней фактически ничего не говорится о том, что произошло в 988 г. в Киеве, об акте принятия веры. Зато об этих празднованиях заговорили как о начале избирательной кампании нынешнего Президента Виктора Януковича на предстоящих президентских выборах.

С вопросом, какое значение имеет этот праздник для нынешней политической «элиты», мы обратились к председателю Украинской ассоциации религиозной свободы д-ру филос. наук Виктору ЕЛЕНСКОМУ.

– Очевидно, что сама философия праздника фокусируется на силе и власти – об Иисусе Христе речь не идет вовсе. При этом государственные празднования построены так, чтобы максимально сузить пространство для свободного выявления чувств, настроений и убеждений собственно людьми. Наверное, по замыслу организаторов, празднования должны были вращаться вокруг «православного президента» – справедливого и праведного, доброго отца всех в Украине сущих и достойного продолжателя дела Владимира Великого. Но на самом деле в центре окажутся Патриарх Кирилл и Путин, а другие православные иерархи и «православные президенты» будут служить для них фоном.

Это хорошо понимал Леонид Кравчук, который отказывался ездить на возглавляемые Патриархом Алексием ІІ молебны с участием трех президентов на украинско-российско-белорусское пограничье. Капканов такого рода всячески избегал после Иерусалимского Всеправославного саммита 2000-го года и Леонид Кучма. Кстати, в 2008-м, во время 1020-й годовщины Крещения, такой ситуации не было – в центре празднований были Вселенский Патриарх и украинский президент, что предельно болезненно восприняла тогда Московская Патриархия.

Теперь – время реванша. Московские гости будут пытаться демонстрировать величие «Русского мира» на его южной окраине и каждая из ветвей власти – светская и церковная – будут преследовать при этом свои интересы.

Украинской же правящей прослойке это празднование вряд ли принесет дивиденды, на которые она рассчитывала. Особенно, если напомнить, что украинцев, которые негативно относятся к проявлению набожности властями перед камерами, вдвое больше, чем тех, кому это нравится.

Если посмотреть программу празднований, то фактически главные государственные события вращаются вокруг Московской Патриархии. Можно ли считать, что таким образом проходит праздник Московского Патриархата в Киеве?

– Верстка государственной программы празднований – это унижение для миллионов украинских христиан и углубление раскола страны. У власти было несколько вариантов организации праздника способом, который заманифестировал бы единство Украины; вместо этого, под разговоры о «единстве братских народов», она разъединяет свой народ. Что же это за «единство», когда миллионам украинских христиан указывают на их якобы «второсортность»? Значит, для того, чтобы продемонстрировать свое родство с русскими, белорусами и молдаванами, одним украинцам необходимо задекларировать свою неприязнь к другим? Это не сценарий УПЦ (МП), это программа, навязанная Московской Патриархией. Причем некоторые элементы празднования вполне можно рассматривать как давление на Киевскую митрополию. Кроме того, не думаю, что там все будут в восторге, когда российский президент, который назвал Украину «недогосударством», будет осуществлять в Лавре «смотр» и раздавать награды избранным архиереям и активистам.

А кому нужен такой сценарий праздника? И не нарушение ли это конституционных норм?

– Понятно, что российской стороной отмечается не событие Крещения Киевской Руси, а годовщина РПЦ (сейчас не говорим об исторической (не)обоснованности этого). Что же касается нарушения конституционных принципов – то об этом стоит спросить Конституционный Суд. Уверен, что он нарушения не найдет. Но если серьезно, то власть в который раз пытается подорвать то равновесие, которое сложилось на религиозном поле страны. И это, как минимум, недальновидно.

Как, по Вашему мнению, должны в этой ситуации вести себя другие Церкви? Или опять нужно закрыть глаза на такой формат празднования, или игнорировать его?

– Каждая из Церквей имеет собственную – более или менее масштабную – программу празднований. Но инициатива празднования 1025-летия принадлежит государству. Оно, государство, а точнее ее руководители, преследовало собственные цели, которые, разумеется, с учением Иисуса имели мало общего. Изменить ситуацию можно было бы, если бы дело взял в свои руки Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. Но сделать это из-за противодействия государства сейчас практически невозможно (в отличие от 1020-летия, когда «вертикаль власти» не была такой вездесущей и категоричной в своем стремлении подмять все под себя). Думаю, церковные деятели найдут возможность тем или иным образом выразить свое отношение к формату празднования.

Возвращаясь к вопросу о "православном президенте" Януковиче. Существует мнение, что это празднование должно было стать началом избирательной кампании Виктора Федоровича. Стоит ли ожидать выполнения этого сценария, а если нет, то почему Москва сознательно его перечеркнула?

– Не думаю, что празднование задумывалось как начало кампании – для этого в нем явно не хватает смыслов и акцентов. На самом деле, что предлагается праздновать? О ценностном выборе речь не идет; напоминание о тогдашнем выборе в пользу человеческого достоинства, справедливости, закона и милосердия для нынешней власти дискомфортно. Так же, как и упоминание о европейском выборе. При полном отсутствии смыслов на поверхность вылезают литерные поезда, бесчисленные охранники, собаки в храмах и т.д. и т.п. И не журналистов надо обвинять, которые об этом пишут.

Очевидно, все делалось как некая большая пиар-акция власти, дорогая и бессодержательная, чтобы было «круто» и «шикарно». То, что получается местами по-хамски, организаторов как раз мало интересовало, а вот то, что в лучах пиар-солнца будет греться вовсе не глава украинского государства, ему вовремя сказать побоялись.

Итак, как и празднование 1020 не было до конца успешным (так как провалилась миссия Константинопольской Патриархии по созданию ее митрополии), так и нынешнее для Украины ничего полезного не принесло?

– Пять лет назад происходило «перепразднование недопразднованного» в 1988-м. Ведь тогда центром торжеств была Москва, юбилей имел, среди прочего, еще и контрпропагандистский характер, был направлен против «буржуазных фальсификаторов истории», «националистических подонков» и, наконец, проходил под великороссийскими шовинистическими лозунгами. В 2008-м украинская власть решила этот юбилей перепраздновать, и в определенной степени ей это удалось (несмотря ощутимый привкус византийства в поведении ее тогдашних руководителей).

Теперь – снова откат. Празднование «некруглой даты» имело бы смысл, если бы содействовало консолидации общества, переподтверждению его идентичности, нравственному подъему и сопровождалось бы значимыми церковными и общественными инициативами. Государство же могло бы найти свое место в праздновании содержательным образом: решить хоть какую-то часть вопросов из каталога проблем государственно-церковных отношений, который из года в год адресуют власти украинские Церкви.