Страсти по Кириллу
Михайло СКОРИЧ. — "Агенство стратегічних досліджень", 24 лютого 2010 року (рос.)
Визит Московского Патриарха Кирилла стал главной «изюминкой» дня инаугурации нового Президента Украины. Приезд руководителя РПЦ уже провозгласили, чуть ли не актом коронации Виктора Януковича – чем-то вроде старой католической традиции признавать короля помазанником Божьим путем передачи тому короны из Ватикана.
Действительно, приезд Кирилла вызывает ряд вопросов и ассоциаций. Наибольший резонанс, вызвала, распространяемая в СМИ информация о том, что Янукович не пригласил на инаугурацию предстоятелей украинских церквей.
Впрочем, здесь будет уместно задать и несколько вопросов самим святым отцам, руководителям украинских церквей. Прежде всего – относительно участия наших иерархов в агитационных мероприятиях в пользу Юлии Тимошенко. Речь идет, прежде всего, о так называемой «Молитве за Украину», которая состоялась накануне 2-го тура голосования 5-го января 2010 года. Не надо лукавить – это был самый настоящий митинг в поддержку Юлии Владимировны и все это прекрасно понимали.
Именно поэтому от УПЦ МП на мероприятии не было высших руководителей Церкви. Совсем проигнорировать митинг, который носил статус официального мероприятия Кабинета Министров было невозможно, к тому же УПЦ не могла отказаться от молитвы за Украину. В итоге, церковь представил один из епископов, ограничившийся словами, не носившими никакого политического подтекста.
Иерархи церквей прекрасно понимали, что происходило на Софиевской площади 5-го января. И не могли не отдавать себе отчета в агитационной сущности мероприятия, которое они освящали самим своим присутствием.
В конце концов, если это была просто молитва за честные выборы и счастье Украины, то почему на акции не было обоих кандидатов в Президенты? Авторитета церквей вполне хватило бы, чтобы настоять на этом. А в случае отказа Кабмина – сделать правильные выводы и выстроить соответствующую линию поведения относительно происходящего. Почему на сцене стоял только один кандидат которого патриархи и благодарили за все происходящее прежде чем попросить Бога даровать украинцам мудрость «сделать правильный выбор»?
В итоге, самые осторожные из церковником ограничились общими фразами – глава пятидесятников Михаил Паночко, так тот просто прочитал пафосное стихотворение. Другие, вроде руководителя союза объединения евангельских христиан-баптистов Вячеслава Нестерука, благодарили «Юлию Владимировну и ее команду» за приглашение и просили Бога «дать народу сделать правильный выбор».
Самым ретивым оказался предстоятель УАПЦ митрополит Мефодий, который и задал тон «молитве за Тимошенко» с самого начала действа на Софиевской площади. Глава «автокефальных» православных открыто призывал собравшихся на площади и у телевизоров граждан голосовать за Юлию Тимошенко, окончательно сбросив маски с якобы нейтрального официального мероприятия Кабинета Министров, заявив, что «нам осталось сделать только один шаг – отдать свой голос за нашего кандидата, Юлию Владимировну».
Эпизод "Молитвы за Тимошенко" на Софиевской площади 5 февраля 2010 года. Выступление митрополита Мефодия:
Однако, Господь Бог не захотел прислушаться к украинским патриархам. И теперь святым отцам, учащим нас жить по совести, нужно быть чистыми и перед собственной совестью. Нужно честно признать, что они не стояли смиренно в стороне от политики, согласно принципу «любая власть от Бога». Вместо этого они стояли на агитационной площадке Юлии Тимошенко. Поэтому, не к лицу им говорить о некорректности поведения Виктора Януковича.
Другое дело, что Президент не может позволить себе мелочных обид и такой же мелкой мести. Игнорирование религиозных конфессий зафиксирует тот факт, что Янукович – это не только президент только одной трети украинцев (по количеству проголосовавших за него 7-го февраля), но и президент только одной из конфессий.
К тому же, самый большой вопрос – насколько корректен тот факт, что главным действующим лицом 25 февраля будет Патриарх РПЦ по отношению к самой УПЦ МП? Украинская Православная Церковь – это сильная автономная структура. Молебен вполне мог отслужить и митрополит Владимир. А еще с первого визита Кирилла сложилось впечатление о его намерении сделать эту автономность УПЦ простой формальностью и чуть ли не взять на себя прямое управление украинским православием. И если раньше УПЦ занимала взвешенную позицию относительно политической жизни в Украине, то теперь благодаря Кириллу верх могут взять те элементы в церкви, которые и придавали ей дух одиозности. Как раз они и не стеснялись вмешиваться в политику и давали возможность противникам УПЦ клеймить ее как антиукраинскую структуру.
В любом случае вся предыдущая история взаимоотношений церквей с государством и политикой, позволяет делать следующее утверждение:
Отправляясь на избирательные участки, украинцы по-прежнему не очень-то прислушиваются к церковным иерархам. Присутствие в избирательных списках пузатой фигуры в рясе или бритой пасторской физиономии – слабая помощь политикам. Последняя «молитва за Тимошенко» только подтвердила это.
Исключение разве что мелкие религиозные общины, скорее напоминающие секты. Однако, тот же киевский мэр Леонид Черновецкий победил на выборах не благодаря одиозному Сандею Аделадже, а благодаря вполне православным бабушкам и дедушкам.
Для самих церквей вмешательство в политику и не приносило ничего плохого как раз потому, что верующие не сильно обращали внимание на намеки своих предстоятелей, а все предыдущие Президенты пытались быть лояльными и даже заигрывали с церковными боссами.
Но времена вполне могут измениться. О чем и свидетельствует история вокруг визита Кирилла и с приглашением / неприглашением церковников на инаугурацию нового президента.