Блог священика Василя Ткачука_image

Блог священика Василя Ткачука

Коліноприклоніння єресь чи потреба?

27.03.2014, 21:37

Всі ми добре бачимо і знаємо ті великі, часто нездоланні протиріччя між ультра католиками і супер православними і в той же час, дуже часто не зауважуємо того спільного, що є у християн які згідно своєї конфесійної приналежності називають себе католиками чи православними. Наступний матеріал, сподіваюсь буде цікавий багатьом з тих, хто шукає виключно різниць і не бажає бачити найголовніше. Повністю стаття подана по адресу: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3318

 

Епископ Луцкий и Ровенский Иов. Мысли о коленопреклонении в воскресные и праздничные дни. 

 В своём докладе мне хотелось бы кратко коснуться одного канонического и богослужебно-практического вопроса, понимание которого даже глубоко уважаемыми мною людьми вызывает у меня недоумение.

Дело в том, что в нескольких канонических правилах, принятых Церковью, имеется предписание не преклонять колен в воскресные дни, а также в период Пятидесятницы. Об этом говориться в 20-м правиле Первого Вселенского Собора, 90-м правиле Трулльского Собора, 15-м правиле свт. Петра Александрийского, 91-м правиле свт. Василия Великого. Многие понимают это предписание как абсолютный запрет на любое преклонение колен в означенные дни, с чем невозможно согласиться.

Знатоки литургики совершенно справедливо указывают на то, что канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся лишь к ектениям и молитвам, при возглашении которых народ в Древней Церкви стоял на коленях. Следы этой древнехристианской практики можно видеть сейчас в коленопреклонённых молитвах на Вечерне в день Святой Пятидесятницы: именно так обычно совершались когда-то все молитвенные прошения.

Замечу, что у некоторых авторитетных православных авторов вообще имеется предубеждение против стояния на коленях во время молитвы. Например, митрополит Антоний Храповицкий призывает: "Не становитесь на колена, происхождение этого обычая неблагодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного, соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение — стояние на коленях; и, наконец, — полное надежды предстояние. <...> Просим понять и напоминать себе, как далёк это обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу" (1). Значит, если следовать логике митрополита Антония, когда Господь наш Иисус Христос, "преклонив колени, молился" (Лк. 22:41), апостол "Пётр.., преклонив колени, помолился" (Деян. 9:40), апостол Павел вместе с пресвитерами Церкви "преклонил колени свои и со всеми ими помолился" (Деян. 20:36) или же все верующие Тира, провожавшие апостола Павла, "на берегу, преклонив колени, помолились" (Деян. 21:5), — это было "неблагодатно", "неправославно" и "теплохладно"?!

Сщмч. Ириней Лионский объясняет, что интересующее нас "непреклонение колен в (день) Господний [воскресный] есть символ воскресения, чрез которое мы по благодати Христовой освободились от грехов и от смерти, Им умерщвлённой. Этот обычай получил начало от времён апостольских" (2) и зафиксирован в вышеуказанных канонических правилах. Однако нет правила без исключения, в чём убеждает нас, например, 10-е каноническое правило свт. Никифора Исповедника, в котором говорится: "По воскресным дням и в течение всей Пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к святым иконам" (3).

Я не буду здесь цитировать, анализировать и сравнивать многочисленные уставные предписания разных богослужебных традиций, в которых говорится и о других исключениях из правил о "непреклонении колен". Напомню лишь, что в богослужебной практике, условно говоря, "новообрядческой" Православной Церкви в воскресные дни и в период Пятидесятницы никогда не отменяется коленопреклонное чтение молитв при освящении храма, коленопреклонение ставленников перед св. Престолом на хиротониях и коленопреклонение верующих перед Честным Крестом в Неделю Крестопоклонную, а также в праздники Воздвижения и Изнесения Креста Господня. Но, по моему глубокому убеждению, есть гораздо более важное и совершенно необходимое исключение из вышеупомянутых правил, нежели коленопреклонение перед святыми иконами и даже Честным Крестом. Я имею в виду обязательное коленопреклонение перед Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, т.е. перед Евхаристическими Дарами. Если блаженный Тайновидец Иоанн, увидевший и записавший "Откровение Иисуса Христа <...> в день воскресный" (Апок. 1:1,10), от страха пред величием "подобного Сыну Человеческому <...> пал к ногам Его" (Апок. 1:13,17), то как можно благоговейно не поклониться до земли перед Самим Господом, реально присутствующем в Святых Дарах? Один подвижник Киево-Печерской Лавры говорил: "Если Господь на Пасху или в воскресенье придёт со славою судить живых и мёртвых, ты тоже не поклонишься Ему до земли, чтобы не нарушить правил?"

Святой Иоанн Кронштадтский, которого без преувеличения можно назвать пророком евхаристического возрождения, вдохновенно восклицает: "Если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от пречистых Твоих Таин, когда они почивают на святом престоле — на дискосе во время литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несёт их на персех своих, идя к больному или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются!" (4).