Участники:
Дзюнсей Терасава, буддийский монах, учитель Ордена Ниппондзан Меходзи
в Украине, России и Центральной Азии ДТ
Геннадий Христокин, религиовед, богослов, доктор философии ГХ
Евгений Ихельзон, гид в "My name is travel", член Несторовской группы, блоггер ЕИ
ГХ: Меня интересуют все религии, но как богослов я занимаюсь преимущественно христианской православной традицией и теологией.
ДТ: Когда традиционная православная теология утвердилась в восточной православной церкви?
ГХ: Это было в период так называемых Вселенских соборов. Это называется Патристика, 5-10-е столетие н.э.
ДТ: В чем заключается отличительная особенность этой традиции, в частности, чем она отличается от католической?
ГХ: Дело в том, что в этот период была патристика восточная и патристика западная. Западная патристика – это Августин.
ДТ: А где проходили эти Вселенские соборы?
ГХ: Всего их было семь, они проходили в разных местах: Никея, Эфес, Константинополь, все в основном на территории современной Турции. Самым известным богословом восточной традиции был Максим Исповедник из Византии, 8-е столетие н.э.
ДТ: Это все очень интересно для меня.
ГХ: А мне, в свою очередь, очень интересна философия буддизма, медитация, духовная практика. Как, по вашему мнению, возможно такое соединение, когда представитель православной славянской традиции интересуется восточными практиками?
ДТ: На протяжении долгого периода истории многие важные общие корни буддийской и христианской традиции были забыты, игнорировались. И всегда в истории к этому относились как к совершенно разным религиям, имеющим разные корни. Но сейчас, мне кажется, мы столкнулись с вызывающе сложной задачей – осознанием, что буддизм и христианство – это, по сути, одно и то же, происходят из одного корня, и что Иисус Христос был буддистом. К этому осознанию сейчас пришли очень многие, оно внедряется даже в традиционную православную мысль.
ГХ: В духовной православной традиции есть практика, которая называется исихазм. Слышали ли вы что-то об этом?
ДТ: Нет, нужны ваши объяснения.
ГХ: Исихазм – это духовная практика, которая предполагает внутреннее молчание. Обычно христианская молитва – это некий разговор, диалог с Богом, а в этом случае человек пребывает в полном молчании. Мне кажется, это похоже на медитацию.
ДТ: Такая практика безусловно имеет глубокие корни, это сама основа христианства средневекового периода. Это также схоже с практикой суфизма. Было бы очень интересно проследить, как глубоко уходят в прошлое их общие корни: суфизма и исихазма.
ГХ: Ислам породил суфизм, а православие – исихазм, и все это случилось приблизительно в одно время: 7-9-е столетие.
ДТ: Остались древние следы этих практик на территории Анатолии в Турции, а также в Центральной Азии. И конечно же, это имело влияние на христианские практики. Я думаю, все они имеют общие корни. Современное христианство Западной Европы, восточная церковь, ислам с его суфизмом – у них тоже есть много общего, особенно в мистических аспектах. Я бы назвал это тантризмом в христианстве. На протяжении многих лет я исследую этот вопрос. И не только 7-8-й век, но и самую раннюю церковь, первые христианские общины. Существует ряд древних документов, которые в свое время были запрещены и исключены из канонов римской и восточной христианской церкви, но сейчас археологи открывают забытые манускрипты, такие как Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии. Сейчас это все всплывает, написанное на разных языках, например на коптском. Вы слышали что-то об этих писаниях, может быть, читали их?
ГХ: Да, в них образ Иисуса совершенно другой. А каково ваше мнение, кем на самом деле был Иисус? Человеком, духовным учителем, пророком или Богом?
ДТ: Сформировавшаяся теология, которую мы видим сейчас, очень узкая, как и все восприятие истории Иисуса Христа – оно крайне ограниченное. Все глубокие и богатые аспекты были отвергнуты. Но сейчас они восстанавливаются, и, как следствие, сам фундамент той узкой версии христианства начинает рушиться, не в состоянии вобрать их в себя. Историческая истина и искусственно отобранная история – это разные вещи. Самый главный вопрос – это сам Иисус, кем он был? И второй вопрос: кем были его ученики, каково происхождение каждого из них? Из-за узости учрежденной теологии и фальсификации истории очень сложно дать ответы на эти вопросы. Но сейчас они активно и открыто обсуждаются, например на Youtube. Кто был первым учеником?.. Петр. Да.
ГХ: Есть мнение, что Иисус – это один из бодхисаттв.
ДТ: Конечно же он бодхисаттва. И не только Иисус, но и прежде всего Иоанн Креститель. А также все его окружение – община ессеев, которая обитала вокруг Мертвого моря, – мы можем назвать их частью буддийской сангхи Махаяны. Свитки Мертвого моря, а также повествование Иосифа Флавия – это самые древние исторические записи, в которых упоминается об этой общине и об Иисусе Христе. Результаты новых исследований показывают, как все это связано с буддизмом. Есть очень тесная связь между древней еврейской духовной общиной и индийской буддийской миссией. В этом важная роль принадлежит многочисленным Александриям, основанным в разных местах после походов Александра Македонского, между которыми существовало тесное взаимодействие. Александр – это 3-й век до н.э. Индийский император Ашока – 2-й век до н.э., Будда и Сократ - 5-6-й век до н.э., Исаия и израильская духовная традиция - 6-8-й век до н.э.; все это выглядит как отдельные, независимые исторические явления и совершенно различные религии. Но на самом деле все они связаны. Современная история совершенно некомпетентна в этом. Будда, Сократ, Исаия – это не такие уж далекие друг от друга феномены, у них у всех общий исторический фундамент.
ЕИ: Известный философ Карл Ясперс назвал этот период “осевым временем” и утверждал, что все эти личности пришли в духовный мир каждая своим путем, совершенно отдельно друг от друга, и это случилось в один исторический период просто потому, что время пришло.
ДТ: Но они уже имели общую основу, как же они могут быть не связаны?
ЕИ: Если учесть расстояние между современным Пакистаном и Израилем, то это ничтожная дистанция: всего два месяца пешком.
ДТ: Именно. На то время этот путь уже был одной из важнейших артерий, благодаря которой взаимодействие физическое, духовное, интеллектуальное, лингвистическое никогда не прекращалось. Я не знаю, почему современная история игнорирует этот факт и рассматривает все как абсолютно независимые явления.
ЕИ: Возможно, это потому, что у историков недостаточно письменных доказательств. Они верят только тому, что изложено на бумаге.
ДТ: В этом ограниченность современных исторических исследований. Но если говорить об Александре Македонском, то он смог физически объединить такие разные миры, как египетский, греческий, месопотамский, иранский, среднеазиатский, индийский. Он один своими ногами смог это сделать. Благодаря одной личности все эти миры перемешались, и это случилось за 300 лет до появления Иисуса! Вследствие восточного похода Македонского вся духовная цивилизация претерпела колоссальные, революционные изменения. Множество греков собирались в восточных центрах, в Индии, и таким революционным способом буддийское учение пришло в Грецию за 200 лет до Иисуса. Прямой путь из Паталипутры, столицы царя Ашоки, и Буддагаи, места просветления Будды, в Афины был проложен царем Ашокой за два столетия до появления Иисуса. Таким образом, уже как минимум за сто лет до Иисуса был накоплен огромный, богатый опыт духовных контактов, обмена и взаимодействия между греческим и индийским мирами. Современная история отвергает все эти важные обстоятельства, особенно что касается истории церкви.
ГХ: В чем заключается та духовная основа, общая для буддизма и современного Запада? Что сегодня буддизм может дать миру в духовном и культурном смысле?
ДТ: Несомненно, очень и очень многое. Прежде всего, это новое восприятие общих доисторических духовных корней. Сейчас мы наблюдаем, как буддийская мысль и западный мир снова стремительно возобновляют контакт. Было много периодов полного разрыва, начиная со Средневековья. Современная Европа начала сближаться с Востоком и буддийской религией фактически только во время колониальной эпохи. Сейчас, я думаю, в западном мире продолжается внутренний диалог на эту тему, но современная Европа, ученые и историки долго отвергали подобную взаимосвязь. Европейская история была историей колонизаторов и великих империй с присущей им позицией высокомерного отношения к Востоку, но сейчас это кардинально изменилось. Диалог уже давно начат Шопенгауэром, Ницше, Толстым. Каждый из этих европейских мыслителей обращался к восточной мысли, и уже в 20-м веке происходило очень активное взаимодействие. Сейчас же восточная мысль захватывает европейскую и американскую интеллектуальную среду, как цунами. Это невероятно.
Что конкретно буддизм может привнести в западную культуру? Я думаю, это покажет история. Но уже сейчас мы наблюдаем многие процессы. Интересно, смогут ли европейцы принять, что Иисус на самом деле был бодхисаттвой. И что его послание – это прямое послание Будды. Это самый большой вызов для западного мира – принять подобное. Христиане до сих пор считают случайным совпадением невероятную схожесть учений Иисуса и Будды. Но нет, это не может быть случайностью! Иисус намеренно принес месседж Будды в западный мир. Он был последним, кто воплотил в себе квинтэссенцию взаимодействия различных культур, которое на тот момент продолжалось уже пять веков: после Македонского, Ашоки, Канишки.
В чем главная суть этого послания? Каждый является проявлением Бога, все мы – дети Бога. И каждый может стать Богом. И рай, или Чистая Земля, или Царство Божье, не достигается после смерти, мы уже живем в Царстве Божьем. Иисус прямо говорил об этом. Но проблема как раз в том, что эта важнейшая часть учения Иисуса была полностью искажена теологами. Манускрипты, содержащие это послание, были просто исключены из канонических текстов. Основой христианства после этого стала идея, что все мы грешники. Все писания, документы, противоречащие этому, были запрещены или уничтожены. Церковная теология говорит нам, что наш грех начался с Адама и Евы. И рай уже давно утерян. И только один Иисус, и никто другой, – это Сын Божий, а все остальные – грешники. А поскольку Иисус – Сын Божий, надо верить в Него, только так все попадут в рай. Вот и все. И Иисус умер за это. Чтобы очистить мир от греха, Он был распят. Таким образом, Церковь разрушила все послание Иисуса, извратила его. Иисус говорил, что все войдут в Царство Божие, Церковь говорит: только поверив в Иисуса, вы сможете попасть в рай. После смерти, разумеется. Не тут, не сейчас. Полная противоположность тому, что проповедовал Иисус. Церковь, утверждая подобное, этим убивает настоящее послание Иисуса, разрушает реальную историю, навязывая свою версию.
Если сейчас буддизм придет в европейский мир, может быть, его задачей будет восстановить правду, которую провозглашал Иисус, а именно – что каждый из нас имеет божественную природу. Иоанн Креститель говорил: покайтесь и очиститесь, Царство Божие – рядом. Эта практика покаяния и очищения – буддийская практика, практика бодхисаттвы. С ее помощью возможно войти в Царство Божие, то есть реализовать собственную природу Будды. Согласно буддизму, на последней ступени бодхисаттва совершает очищение практикой, аналогичной ритуалу водного крещения. На этой последней ступени покаяния и очищения появляется Будда и своей рукой поливает чистой водой голову бодхисаттвы. Эта практика, скорее всего, попала в Грецию во время той масштабной волны буддизма при царе Ашоке, за 200 лет до появления Иисуса. Община ессеев – это сангха бхикшу и бхикшуни, монашеская община, обитавшая, подобно буддийской сангхе, в пещерных монастырях. Христианские монашеские общины и ранние христианские общины времен римских репрессий – это тоже сангха.
ГХ: Очень интересно, скажите но ведь Иисус обращался к Богу, называя его Отцом, а Будда о Боге молчал. Почему?
ДТ: Это взаимоотношение отца и детей – ключ ко всему повествованию Лотосовой Сутры, важнейшего буддийского текста Махаяны. Из семи ее притч шесть рассказывают о взаимоотношениях отца и сына. Например, как блудный сын опять встречает своего отца и восстанавливает с ним связь. Иисус всегда называет Бога Отцом. И это справедливо для всех: каждый может обращаться к Богу как к Отцу, почему нет? Опасность старых религий заключается в их монополистическом характере. Монополия Церкви, монополия одного Сына Божьего подчиняет всех остальных. Это изменение и фальсификация истории. Это так же, как работает современная пропаганда. Сфабриковать то, сфабриковать это, фейки, фейки – и все оказываются в искусственном мире. Так поступала религия. А сегодня поддельные новости быстро и эффективно распространяются через интернет, подобно вирусам.
Я был на святой земле Иерусалима много раз. И своими ногами прошел все пути, по которым ходил Иисус. Поэтому для меня его проповедь очень близка.
Сейчас Ближний Восток в ужасной ситуации. Я думаю, сейчас время откровения, когда древняя история должна быть восстановлена.
ЕИ: Даже в Иране сейчас можно видеть, как люди исследуют прошлое – месопотамскую цивилизацию, историю Вавилона – и в результате приходят к выводу, что они не мусульмане, и говорят об этом.
ДТ: Действительно? В открытую говорят?
ЕИ: Ну как, на кухне они могут обсуждать, мусульмане они или нет.
ДТ: Персия изначально не имела никакого отношения к арабскому миру. Через ислам произошла их арабизация, и то, чем персы должны были бы гордиться, было безвозвратно утеряно в этом процессе.
ЕИ: Скорее всего, это продлится недолго. Иранцам не нравится режим их страны. Но этот режим жесток, он убирает всех, кто против. Поэтому смельчаков не так уж много. Женщину, которая в открытую призывала других женщин не носить хиджаб, приговорили к 38 годам тюрьмы и 148 ударам плетью.
ГХ: Действительно ли распространение ислама составляет серьезную угрозу для мира?
ДТ: Когда-то распространение христианства тоже было серьезной угрозой для мира. Почему же мы только ислам рассматриваем в таком ключе? Христианство распространялось с ростом империй, и подобным образом сейчас ислам может быть опасным. Этот факт отрицать нельзя. Христианство уничтожило американских индейцев, и церковь не может этого отрицать.
ЕИ: В Южной Америке есть страны, где на улице не увидишь ни одного индейца. Уругвай, Парагвай – там их полностью искоренили, одни белокожие лица.
ДТ: То же самое может повториться и с исламом. Они могут поступить так же, как христиане сотни лет назад.
ЕИ: Но вы видите, что ИГИЛ и подобные ему организации сейчас практически разрушены. Они были попыткой создать государство, полностью соответствующее описанию Корана. Это длилось восемь или девять лет. Они захватили часть Сирии, часть Ирака, туда съезжались люди со всей планеты: и русские, и чеченцы, и уйгуры – и все воевали за эту идею. И в точности воплощали все написанное в святом тексте, даже насиловали женщин.
ДТ: Это настоящий апокалипсис. Западные медиа наивны, когда пишут, что ИГ разрушено. Они создадут новое. Это не конец, а начало истории.
ЕИ: Китай очень обеспокоен тем, что уйгуры – местные мусульмане-сунниты, которые воевали за ИГ, – могут поднять революцию и отделиться территориально. Поэтому власти приняли решение наступать первыми – создавать для них гетто.
ДТ: Вся громадная империя Китая в конце концов разрушится из-за конфликтов с такими религиозными группами, история повторяется.
ЕИ: Я каждый год посещаю Китай и работаю с водителем-уйгуром. В прошлом году я его не нашел. Человек исчез без следа. Все их контакты с иностранцами уничтожены, стерты из адресных книг. Турфан, где живет большинство уйгуров, сейчас больше похож на военную зону: полиция через каждые два-три километра просит выйти из машины, обыскивает багаж.
ДТ: Это коллапс китайской империи. Империя Тан была уничтожена точно таким же способом.
ЕИ: И все дело в страхе, в панике, которой охвачено население. Поэтому местные власти слепо исполняют все, что скажет Пекин. Но теперь весь мир знает об этом, что Китай против уйгуров, и Китай потерял свое лицо.
ГХ: А как Учитель смотрит на будущее всего мира? Мне показалось, довольно апокалиптически.
ДТ: Нынешнее время – это время апокалипсиса. Это происходит в Сирии, в Ираке, Синьцзяне. Самое опасное время. Но люди не замечают этого, точно как дети в горящем доме.
ГХ: А что насчет будущего России?
ДТ: Это земля Антихриста, странный мир. В России фейк – это реальность, а реальность – это фейк, все перевернуто.
ГХ: Очень пессимистично, а есть ли какие-нибудь позитивные знаки?
ДТ: Самая темная ночь – это начало рассвета.
ГХ: Я читал вашу книгу “Территория бессмертия”, где вы называете Украину одним из духовных центров возрождения.
ДТ: Да, речь о скифской духовности. Люди в Украине все еще не понимают своей земли, не знают, в чем их настоящие духовные корни. Как пример, иранцы приняли ислам, но ислам – это отрицание персидских корней. Подобное случалось повсюду. Как только мы прерываем духовную преемственность и отрицаем корни, люди и культура обретают колониальную ментальность.