В УКУ состоялась первая защита богословской диссертации
Анатолий Бабинский подготовил диссертацию «Патриархальное движение в среде украинских греко-католиков в диаспоре (1964–1989 гг.)», которая является первым в украинской и зарубежной науке системным исследованием процесса формирования и развития украинского патриархального движения мирян как общественно-религиозного явления украинской диаспоры в 1964–1989 годах.
Особенностью труда является то, что автор использовал широкую базу источников, в частности, неопубликованные материалы из Исторического архива УГКЦ в Риме, архивные коллекции из научных институтов в США. Впервые в украинской богословской мысли была использована методология диаспорных студий, в частности, концепт «диаспорной религиозности».
Бабинский исследовал влияние пребывания в течение нескольких лет украинских беженцев в DP-лагерях после Второй мировой войны на формирование общественно-политических целей и религиозной жизни третьей волны украинской эмиграции. «Религия, которая имеет способность смягчать состояние дезориентации в условиях вынужденной эмиграции, стала для большой части украинских послевоенных эмигрантов "якорем" не только духовной, но и этнонациональной коллективной тождественности», – пишет автор.
«Идея патриархата УГКЦ, которая на момент начала Второй мировой войны уже была хорошо развитым богословским концептом, воспринималась многими представителями послевоенной украинской эмиграции через призму целей и идеалов, сформированных ими во время пребывания в DP-лагерях, – отмечает Анатолий Бабинский. – Весомую роль в этом процессе сыграли лидеры украинского эмиграционного политикума, которые видели в украинском патриархате один из инструментов реализации общественно-политической программы третьей волны украинской эмиграции». Речь идет о получении независимости Украины. «Сближение идеи патриархата со стремлением независимости Украины способствовало распространению в среде украинской послевоенной эмиграции точки зрения на патриарха как этнарха, который был для нее не только религиозным лидером, но и главой "духовного государства" и представителем всего украинского народа в свободном мире».
Таким образом, ученый опроверг распространенный стереотип, что пропатриархальные инициативы начались после выступления митрополита Иосифа Слипого на II Ватиканском Соборе в 1963 г. «На момент освобождения из советского заключения и прибытия в Рим митрополита Иосифа Слипого в 1963 году идея патриархата активно обсуждалась в церковной, научной и политической средах украинской диаспоры и была на теоретическом уровне приспособлена к нуждам и целям третьей волны украинской эмиграции. Выступление главы УГКЦ на второй сессии Второго Ватиканского собора, во время которого он обратился с предложением поднять его Церковь в статус патриархата, стал дополнительным катализатором, привлекшим к этой теме широкие массы украинской диаспоры».
И это не единственный стереотип, который опроверг автор. В частности, он приводит факт, что впервые Иосиф Слипой был упомянут как патриарх не в 1975 г., как считалось, а в 1973 году в Австралии, во время его визита на этот континент.
Первые патриархальные общества сформировались ситуативно, но вскоре уже сформировалась организационная сеть, которая впоследствии консолидировалась в Украинское патриархальное мировое общество. По словам исследователя, ключевую роль в этом процессе сыграло посещение в 1968 г. Главой УГКЦ стран с украинской диаспорой. «Эти визиты сопровождались сильным эмоциональным подъемом, в результате чего патриархальная идея получила широкую поддержку в украинской диаспоре, в частности со стороны ее крупнейших и самых влиятельных общественных объединений», – считает автор.
Анатолий Бабинский представляет развитие патриархального движения, влияние на него общественно-политической жизни диаспоры, «остполитик» Ватикана, рассматривает причины внутреннего кризиса и конфликта патриархальников с оппонентами.
«Процесс адаптации третьей волны эмигрантов к жизни в новых общественных, культурных и экономических условиях сопровождался поиском действенных инструментов, которые бы помогли сообществу предотвратить дезинтеграцию, притормозить ассимиляцию и сохранить связь с родиной, – пишет Анатолий Бабинский. – Для многих представителей этой когорты эмигрантов средствами для постижения этих целей стали патриархат УГКЦ (в частности и в его экуменическом измерении), а также сохранение и восстановление подлинности киево-византийской религиозной традиции. Такой подход к церковно-религиозной сфере, что выходил из потребностей и вызовов, с которыми столкнулось первое поколение третьей волны, способствовал формированию в среде этой группы феномена диаспорной религиозности, в центре которой лежит желание преодоления "разрыва" во времени и пространстве, которым сопровождается процесс эмиграции».
После ряда отказов со стороны Римского престола провозгласить Киево-Галицкий патриархат в среде произошло разочарование, которое, в свою очередь, стимулировало лидеров движения к формированию программы «практической поместности», способствовавшей развитию в мирской среде понимания ответственности верных за судьбу Церкви и ее миссии. «Участники движения активно приобщились к развитию украинского образовательно-научного центра в Риме и созданию ряда филиалов Украинского католического университета в разных странах мира, инициировали проведение научных семинаров и конференций, посвященных важным вопросам из жизни Церкви, доносили информацию о состоянии УГКЦ в диаспоре и на родине до международного сообщества, пытались наладить экуменический диалог с украинскими православными, вели активную издательскую и просветительскую деятельность».
В то же время деятельность патриархальников не всем нравилась, они имели конфликты с некоторыми епископами. А их эмоциональные протестные акции против назначения Римом епископов УГКЦ без согласования с Главой УГКЦ, «остполитик» Ватикана отвернули от них часть сторонников.
Как утверждает А.Бабинский, в 80-х годах патриархальное движение переживает кризис, в т.ч. из-за отхода первого поколения третьей волны эмиграции. «Постепенный отход от дел его основателей и ведущих деятелей, выход Украинской Греко-Католической Церкви из подполья на родных землях, а также провозглашение независимости Украины вызвали постепенное угасание активности движения и практически сделали невозможным его дальнейшее существование в тех формах, которые были до того», – подытоживает исследователь.
Защита диссертации состоялась в сочетании оффлайн- и онлайн-режимов при участии как членов ученого совета, так и других заинтересованных ученых. Диссертация получила положительные отзывы от официальных оппонентов докторов наук о. Андрея Михалейко и Виктора Еленского. Владыка Борис Гудзяк в частности обратил внимание на нехватку исследований диаспоры и высокий уровень углубления в тему диссертанта.
По результатам голосования членов совета единогласно было принято решение предоставить Анатолию Бабинскому ученую степень доктора философии в области богословия.
Напомним, Анатолий Бабинский длительное время работал редактором справочно-познавательной информации и богословским редактором РИСУ, главным редактором журнала «Патріярхат».