Теплохладный предстоятель
В УПЦ (МП) часто ссылаются на обращение митр. Онуфрия в начале войны, где он призывал к защите Украины. Да, призывал, это правда. Но ирония в том, что с каждой такой ссылкой лишь подчеркивается единичность, исключительность этого текста и неспособность собственного предстоятеля: за полтора года других подобных текстов, на которые можно было бы ссылаться, просто нет.
Да и, собственно, этот текст митр. Онуфрия был фактически дезавуирован через несколько дней обращением Синода УПЦ (МП) за подписью того же митр. Онуфрия, о котором «почему-то» желают не вспоминать. Напомню, там проводился тезис о «двух сторонах противостояния» и вместо логичного обращения к агрессору немедленно прекратит развязанную им войну, появилось обращение к «обеим сторонам»:
- «война пришла на нашу родную украинскую землю» (откуда пришла – неизвестно. Может госдеп виноват);
- «продолжаются боевые действия между войсками Российской Федерации и Вооруженными Силами Украины» (наверное, что-то не поделили между собой);
- «обращаемся к Президенту Украины Владимиру Александровичу Зеленскому и Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину» (причем, согласно традициям риторики, первый адресат имеет большую ответственность, чем второй);
- «греха вооруженного противостояния двух наших братских народов» (то есть, никто ни на кого не нападал, нет нападающего и жертвы, агрессии и защиты, просто «противостояние» — что-то не поделили между собой).
Итак, за полтора года войны это обращение митр. Онуфрия остается единственным, да и то быстро дезавуированным собственным же Синодом. Однако есть множество текстов митрополита (1) где он умышленно вводит формулировки, дающие возможность для противоположных трактовок, (2) где враг не называется, действия России [прямо] не осуждаются, (3) где он призывает украинцев к «смирению» в ответ на агрессию, разрушения и убийства (но почему-то нет призывов к смирению при переходе общин в ПЦУ).
А еще есть (4) множество одобрительных обращений к оккупантам, Кириллу Гундяеву и призывы беречь единство с МП среди собственного епископата и даже членов Синода без малейших (!) осуждений или даже замечаний со стороны Предстоятеля (5) Многочисленные заявления епископата и членов Синода УПЦ (МП) о том, что «ничего не изменилось», что УПЦ имеет тот же статус, что и раньше. (6) Второй человек в УПЦ (МП), управляющий делами митр. Антоний Паканич за полтора года войны ни разу (!) не осудил ни агрессию РФ, ни Кирилла Гундяева (в отличие от постоянных осуждений украинской власти, Запада и ПЦУ). И вот, от имени УПЦ (МП) он выступает с заявлением, где фактически утверждает, что УПЦ является именно МП и не представляет себя вне МП в действиях, мыслях или мировосприятии, а любой, кто желает дистанцироваться от МП, является раскольником, еретиком и предателем. И снова никакого осуждения этих заявлений или даже замечаний ни со стороны Предстоятеля, ни со стороны коллег митр. Антония. Всё чудесно и великолепно.
Всё это, с одной стороны, сводит на нет любые попытки вменяемых людей в УПЦ (МП) хоть как-то изменить ситуацию в церкви и удержать ее имидж от окончательного разрушения и спасти УПЦ (МП) от окончательной деградации. Любое заявление таких будет восприниматься лишь как «частное мнение» в противовес заявлениям официальных спикеров. С другой, это в очередной раз ставит вопрос о профнепригодности митр. Онуфрия как предстоятеля или даже просто пастыря. Если такому пастырю крайне трудно даже называть чёрное чёрным, и быть образцом евангельского «ваше же слово да будет “да, да”; “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37), но вместо этого он регулярно являет примеры текстов «от лукавого», то есть ли в нём вообще хоть что-то пастырское? Это простой теплохладный человек. В Священном Писании есть замечательное определение такому: «Знаю дела твои: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но ты теплый. Такого тебя — не холодного и не горячего — исторгну из уст Моих» (Отк.3:15).
Святые отцы определяли теплохладность, как неопределенность, отсутствие «да» или «нет», как попытку совместить Бога и сатану, Христа и Велиара ради собственного комфорта или имиджа. А евангелист напоминает о том, что ожидает соль, утратившую солёность: которая теряет соленость: «Когда же соль станет пресной – ни на что она не годится больше: ее выбрасывают вон, под ноги людям» (Мф. 5:13). Поэтому не следует удивляться, что и такая же судьба настигент и теплохладного Предстоятеля, и теплохладную Церковь.