Блог Михайла Черенкова_image

Блог Михайла Черенкова

Соединяя вновь распавшуюся связь

24.09.2012, 17:56

Христианин, социолог, философ, теолог. В такой последовательности и удивительном единстве призваний живет и творит автор представляемой книги. Имя российского философа Владислава Бачинина мало известно украинскому читателю, более знаком круг его собеседников – Пушкина, Достоевского, Шелера, Шмемана, Пелевина.

О новой книге Владислава Бачинина (Теология, социология и антропология литературы (Вокруг Достоевского). - К.: Дух і літера, Духовное возрождение, Донецкий христианский универститет, 2012. – 400 с.)

«Распалась связь времен.
Зачем же я связать ее рожден!».
В. Шекспир «Гамлет»

Христианин, социолог, философ, теолог. В такой последовательности и удивительном единстве призваний живет и творит автор представляемой книги. Имя российского философа Владислава Бачинина мало известно украинскому читателю, более знаком круг его собеседников – Пушкина, Достоевского, Шелера, Шмемана, Пелевина. В этом круге и рождается текст книги, точнее интертекст. Этот же круг определяет и самого автора.

За каждым собеседником - разные сферы жизни, разные типы личности, разные культурные традиции. Да и сам автор разный – пережил разность эпох, внутренние метаморфозы, прошел непростой путь к себе, свой вере, своему пониманию культуры в свете свой веры.

Сохраняя гамлетовское дрожащее напряжение, автор все же собирает распавшееся, связывает разные образы, идеи, эпохи вокруг христианской оси культуры. Он пытается преодолеть разрывы и восстановить связи, но без упрощений и сглаживаний, не теряя интеллектуальной страсти и творческого дерзновения.

Достоевский и Христос, частью зримо, частью нет, присутствуют в каждой мысли и странице. Достоевский-человек напоминает о трагичности и бездне обезбоженной, а затем и обесчеловеченной жизни. Христос-Бог – о свете и надежде.

Соприсутствие теологического и антропологического начал в названии и далее в тексте задает единственно возможный способ прочтения литературы, при котором она не перестает быть человеческим творчеством (антропологией, социологией), но при этом становится еще и Божественным словом (теологией).