Священник равнозначен президенту. Что он скажет, то и будет у всех на устах. Священники часто говорят не думая, мало того, что их слова перекручивают так, чтобы церковь выглядела совершенно по-дурацки, но и без монтажа их слова выглядят чудовищно. Существует такое правило «если что-то может быть неправильно понято — оно будет неправильно понятно». Об этом забывают наши священноначальники. Сейчас почти у всех церквей появились спикеры, которые отвечают за всех. Но журналисты ведь не будут централизованно обращаться только к ним, они ловят первого попавшегося в рясе, конфессия для журналистов слово тяжелое и непонятное, и спрашивают любого человека в рясе, о чем хотят.
Невозможно уберечься от неосторожных комментариев вполне хороших священников, но часто непонимающих к кому они обращаются. Проблема, как мне кажется в другом — в адекватности священников современному миру.
Украина — не православная страна
На одном круглом столе, инициированным церковью по вопросам семьи я подошел к одному епископу, который всем руководил, говорю, владыка, церковь сейчас для общества не авторитет, как она может донести свой ответ о семье внешним, не православным. И я слышу в ответ, что мы живем в православной стране, поэтому каждый гражданин, если задумается, обратится к своим исконным ценностям, и т.д и т.п... Я чуть не сказал, вообще-то исконные ценности для нашего народа — языческие — они древнее. Опять одна и та же «православная жвачка» — мы живем в православной стране…, когда мы наконец проснемся и поймем с кем мы говорим? А мы говорим с оголтелыми язычниками, и речь наша должна быть соответствующей. Апостол Павел не сказал в ареопаге — вы все язычники, и если не креститесь — погибните. Он назвал язычников благочестивыми…
Сейчас все смешалось. С одной стороны, вроде есть Церковь и верующие, они живут, есть их жизнь в этой стране, но с другой стороны в обществе есть серьезные, жизненноважные органы, которые остались, или стали языческими. Получается, что многие священники живут в мире своих верующих прихожан, и для них тогда Украина, конечно, православная страна. Но достаточно услышать, что говорят в миру, какую желчь выливают в адрес церкви, чтобы понять, что и как говорить.
На этом фоне совершенно дикими выглядят заявления некоторых священников о различных событиях в обществе. Тут нашим пастырям нужно очень осторожно давать морально-нравственную оценку тому, что происходит в обществе. Напомню еще раз, общество настроено не радушно и не добродушно по отношении к священникам и церкви. Для примера приведу слова о том, как один священник сказал о том, что в Перми при пожаре в ночном клубе погибли люди, сказал что, дескать, потому что они вели себя нечестиво, т.е. пошли в ночной клуб, поэтому они и погибли за свое нечестие. А ведь батюшка не учел, что в этот клуб могли зайти просто выпить пива, но даже это для некоторых ригористичных священников — разврат. Такие заявления послушают, ничего не скажут в лицо такому батюшке, из уважения к его сану, а потом отойдут и скажут озлобленно: все попы — сволочи.
Из чего состоит адекватность представителей церкви? Состоит ли она из знания новостей? Или она в жажде власти? На мой взгляд, адекватность состоит из сострадания и простой человечности. Нужно просто по-человечески реагировать на нужды и вопросы общества. Не реагировать на все из позиции инквизитора. Не давать моральных и нравственных оценок общественным явлениям. Человеческой будет позиция понимания: «Да, погибли, очень жаль, дай Бог чтобы это не повторялось, чтобы все увеселительные заведения — их не убрать из нашей жизни, (они всегда были, даже во времена государственного православия) — если уж они есть, то чтобы они были безопасными для наших граждан». Заметьте, не для православных христиан, а для граждан. К православным христианам наши батюшки обращаются только с амвонов, а с телекамер они обращаются к язычникам, может быть даже «православным» язычникам, но к язычникам — это нужно учитывать.
Я не призываю церковь сюсюкать с обществом, да, нужно говорить правду, но как она будет сказана, от этого многое зависит. Это не должна быть морализаторская правда, должна быть сказана человеческая правда. В обществе еще достаточно общечеловеческих и христианских корней, при всем отходе от веры, которые могут стать основой для понимания церкви. Я уверен, если даже горькая правда, будет сказана из сострадания и сожаления к погибшим, или к происшедшему, даже самыми кривыми словами — все будет правильно понятно…