Колонка Олега Гавриша

Без компромиссов

30.01.2011, 09:46
Без компромиссов - фото 1
Порнография настолько плотно вошла в мировую жизнь, что уже стала чем-то само собой разумеющимся.

Олег ГавришСтолица государства Люксембург город Люксембург – очень респектабельное место. Здесь зарегистрировано 450 банков (в Лондоне – всего на 50 больше) и банкиры любят одеваться по местной, довольно консервативной моде. В городе нет шумных дискотек, баров, запрещены проституция и наркотики. Из развлечений – поля для гольфа и мишленовские рестораны. Центральный собор – Люксембургской Богоматери – всегда полон молящихся, в нем тепло и уютно.

Говорят, великая герцогиня набожная женщина – любит ходить сюда помолиться. Поэтому, в отличие от Кельнского, в этом соборе топят. Тем сильнее было мое удивление, когда в книжном магазине, в самом центре благопристойного города, рядом с фотоальбомами с красивыми видами Арденн и книгами о великокняжеской семье я увидел целую подборку литературы с откровенными фотографиями интимных частей женского тела…

Порнография настолько плотно вошла в мировую жизнь, что уже стала чем-то само собой разумеющимся. Это уже не просто удел подростков, тайком, под кроватью, рассматривающих черно-белые фотографии девушек в купальниках и без. Это стало модно. Известное и респектабельное издательство Taschen издает целую подборку книг скабрезного содержания. Известный модельер Том Форд сделал серию рекламных снимков в стиле «порношик» (даже слово специальное придумали для этого направления «искусства»).

Тут и там образы порнографии эксплуатируются на полную катушку.

(Не отстает и Азия. В Японии официально разрешено снимать детскую порнографию. Мусульманские страны – Ирак, Иран, ОАЭ – занимают первые места в мире по запросам на порнографические сайты. У всего мира основательно сносит крышу при созерцании сцен блуда.)

Истоки того разврата, что мы имеем, лежат вовсе не в сексуальной революции шестидесятых и не в периоде Возрождения. Отнюдь. Истоки раскручивающегося маховика разврата – в языческом Риме.

И мы, увы, возвращаемся к тому состоянию, из которого нас вывел Спаситель, Его Церковь, первые христиане и святители.

Мы возвращаемся обратно – в языческий ад.

А как можно назвать общество, где процветают порнография, педофилия, гомосексуализм, проституция, зоофилия и еще с десяток подобных гнусностей? Где дети с малых лет носят кулоны в виде фаллосов, гомопорнографией украшается всякая посуда на любой раскладке, на стенах домов изображают сцены совокуплений, в театральном антракте акробаты сношаются в причудливых позах, 80% юношей постоянно терпят сексуальное насилие со стороны взрослых мужчин, а любой знатный человек имеет законное право изнасиловать любого плебея или раба оральным или анальным способом (в прямом, а не в переносном смысле слова). Вы не верите, что такое общество может существовать? Тогда добро пожаловать в Древний Рим. Ад на земле, ни больше ни меньше.

Что было?

Как известно, рыба гниет с головы. Описание непотребств, которые совершали римские цезари, займет столько же места, сколько вся статья. Для того чтобы создать картину, кратко перечислим, о чем пишет римский историк Светоний в своем труде «Жизнь двенадцати цезарей».

Итак, Юлий Цезарь «был любовником многих знатных женщин – в том числе Постумии, жены Сервия Сульпиция, Лоллии, жены Авла Габиния, Тертуллы, жены Марка Красса, и даже Муции, жены Гнея Помпея». «И в провинциях он не отставал от чужих жен: это видно хотя бы из двустишья, которое также распевали воины в галльском триумфе: «Прячьте жен: ведем мы в город лысого развратника. Деньги, занятые в Риме, проблудил ты в Галлии», – пишет Светоний.

Октавиан Август, при котором родился Спаситель, в ранней юности стяжал дурную славу «многими позорными поступками». Марк Антоний уверял, будто он купил свое усыновление Юлием Цезарем, в юности переспав с ним. «Что он жил с чужими женами, не отрицают даже его друзья; но они оправдывают его тем, что он шел на это не из похоти, а по расчету, чтобы через женщин легче выведывать замыслы противников», – пишет римский историк. Не менее известна развратом и его дочь Юлия – про нее пишут, что она участвовала в ночных оргиях на Римском форуме.

Особенными мерзостями отличился Тиберий, при котором распяли Господа. Вот цитата о нем из Светония: «Но он пылал еще более гнусным и постыдным пороком: об этом грешно даже слушать и говорить, но еще труднее этому поверить. Он завел мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми он забавлялся в постели… Говорят, даже при жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвел его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста; но когда они после этого стали попрекать друг друга бесчестием, он велел перебить им голени».

Про Калигулу Светоний пишет, что он «о браках его трудно сказать, что в них было непристойнее: заключение, расторжение или пребывание в браке». «Ливию Орестиллу, выходившую замуж за Гая Пизона, он сам явился поздравить, тут же приказал отнять у мужа и через несколько дней отпустил, а два года спустя отправил в ссылку, заподозрив, что она за это время опять сошлась с мужем. Другие говорят, что на самом свадебном пиру он, лежа напротив Пизона, послал ему записку: «Не лезь к моей жене!», а тотчас после пира увел ее к себе и на следующий день объявил эдиктом, что нашел себе жену по примеру Ромула и Августа», – пишет историк.

Жена императора Клавдия Мессалина прославилась тем, что устроила соревнование с известной римской проституткой Сциллой: кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Не меньше «прославился» и Нерон. Вот цитата из «Жизни двенадцати цезарей»:

«Мало того что жил он и со свободными мальчиками, и с замужними женщинами – он изнасиловал даже весталку Рубрию. Мальчика Спора он сделал евнухом и даже пытался сделать женщиной: он справил с ним свадьбу со всеми обрядами, с приданым и с факелом, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним, как с женой. Еще памятна чья-то удачная шутка: счастливы были бы люди, будь у Неронова отца такая жена! Этого Спора он одел, как императрицу, и в носилках возил его с собою и в Греции по собраниям и торжищам, и потом в Риме по Сигиллариям, то и дело его целуя. Он искал любовной связи даже с матерью… Уверяют даже, будто, разъезжая в носилках вместе с матерью, он предавался с нею кровосмесительной похоти, о чем свидетельствовали пятна на одежде. А собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член остался неоскверненным».

Домициан, по словам Светония, отличался безмерным сладострастием. Свои ежедневные соития называл он «постельной борьбой», словно это было упражнение; говорили, будто он сам выщипывает волосы у своих наложниц и возится с самыми непотребными проститутками.

Самой большой любовью гонителя христиан императора Адриана был, несомненно, юноша Антиной. Адриан познакомился с Антиноем в 124 году, когда следовал по провинции Вифиния на северо-востоке Малой Азии. С 128 года юноша неотступно находился при императоре. В 130 году, когда они были в Египте, Антиной утонул в Ниле. Доподлинно известно, что горе Адриана было безутешно и он приказал жрецам обожествить Антиноя.

Одним словом, мы имеем дело с компашкой моральных уродов, законченных педерастов, педофилов, не брезгующих инцестом и любыми другими извращениями.

Возможно, простые люди были не такие развращенные, ведь, как известно, чем богаче человек – тем больше искушений. Отнюдь. Для древнего римлянина было совершенно естественным иметь сексуальные отношения не только с матронами (замужними дамами), куртизанками, свободными гражданками, но и вольноотпущенниками, рабами и даже животными.

Романтическая любовь, воспитанная позже в европейской культуре христианством, представлялась римлянам недостойной настоящего мужчины. Мужчины, опускавшиеся до такого «соплежуйства», рассматривались как опасные разложенцы. Их ссылали или, если это не грозило устоям, предпочитали просто не замечать такого рода вещей, считая их извращенцами.

Секс в Древнем Риме завоевал и театральную сцену. Повсеместно в Риме устраивались представления акробатического секса, которым артисты занимались в самых невероятных позах, восхищая собиравшуюся толпу. Такую сексуальную разрядку обычно показывали в перерывах представлений трагедий и комедий. Исполнители театрального секса были не менее популярны, чем серьезные артисты, а картинами их выступлений расписывали стены таверн. Неудивительно, что ранняя Церковь запрещала посещать театр под угрозой отлучения.

Проституция в Древнем Риме приняла поистине колоссальный размах. С набеленными лицами и подведенными сажей глазами вели свое древнее ремесло римские проститутки. Они стояли повсюду – у стен Колизея, в театрах и храмах. Посещение женщин легкого поведения считалось у римлян весьма обычным явлением. Дешевые блудницы продавали быстрый секс в кварталах старого города. Жрицы любви более высокого ранга, поддерживаемые банщиками, действовали в римских термах. Как и в Древней Греции, римская проституция также имела свою классификацию: то или иное название указывало на специфику развратницы. Например, Alicariae, или булочницы, – девицы, что держались вблизи булочников и продавали лепёшки в форме мужских и женских половых органов. Diobolares – старые, изношенные проститутки, требовавшие за свою любовь только два аса. Nani – маленькие девочки, которые начали заниматься проституцией еще с шестилетнего возраста.

По мере расцвета Римской империи ряды представительниц древней профессии пополнялись за счет иностранных рабов. Существовали даже так называемые «фермы блудниц», владельцы которых покупали рабов или воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Легальным источником была и работорговля. Сутенёры покупали женщин и, предварительно исследовав их тела, отправляли их на заработки. Сексуальное использование рабынь было в Риме разрешено законом. Ненаказуемо было и изнасилование рабыни сутенером. Владельцы борделей предлагали также и мальчиков.

Помимо борделей потребности в сексе в Древнем Риме также удовлетворялись и в термах или банях. Состоятельным посетителям бань всегда предлагались на выбор несколько мальчиков для обслуживания. Юноши из бедных семей здесь часто становились любовниками пожилых клиентов. Взамен они получали образование и продвижение по службе.

Римская классическая литература также была довольно часто скабрезного содержания. Интересно, разрешили бы советские цензоры Аркадию Райкину назвать свой театр «Сатириконом», если бы они знали содержание одноименного произведения Петрония?

Судите сами. Вот краткое содержание сюжетных перипетий произведения римской классики:

«В «Сатириконе» главный рассказчик – Энкольпий – был трижды выпорот женщинами, желавшими вылечить его от импотенции. В первый раз его знакомят с нимфоманкой, и он становится ее рабом. Энкольпий терпит неудачу, и его новая «госпожа», разгневавшись, приказывает кучеру привязать его к спине другого раба и выпороть, а затем выгоняет из дома. Во второй раз стареющая мегера приводит его в храм Приапа, швыряет на постель, а когда ему не удается удовлетворить ее сексуальные аппетиты, хватает трость и начинает немилосердно его лупить (трость даже ломается). Потом появляется верховная жрица, наигравшаяся непристойным олисбосом, который она умащивала маслом и натирала молотым перцем, а потом вводила его intra anum. Взяв пучок жгучей крапивы, всегда хранившейся в храме, она хлещет им по ягодицам и животу несчастного. К счастью, ему удается бежать из храма, а две женщины, о которых он пишет, что они «распалены вином и похотью», преследуют его. Третий драматичный случай порки произошел на борту корабля, на котором Энкольпий и его юный возлюбленный (!) Гитон плывут тайно, как беглые рабы. Обнаружив их, капитан распоряжается дать каждому по сорок плетей, но любовница капитана Трифена, питая тайную страсть к Гитону, вмешивается и отменяет большую часть наказания».

Ну что можно сказать? «Декамерон» эпохи Возрождения – просто образец целомудрия по сравнению с этим. Стоит добавить, что «Сатирикон» еще в ХІХ веке был признан порнографическим и запрещенным таможенным и почтовым ведомством США. То есть его нельзя было ввозить в страну и пересылать по почте.

Наконец, о порнографии. Есть мнение, что сегодня у нас разгул и засилье этой гадости. Отнюдь. В Древнем Риме все было намного хуже.

Изображения любовных оргий были почти основной темой древнеримского искусства. Причем откровенное изображение совокуплений вовсе не считали порнографией, а потому и украшали сексуальными картинами все публичные места и даже стены домов снаружи. Более того, полотна порнографического содержания становились объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до покупателей таких шедевров весь их сексуальный накал. Наличие таких картин подчеркивало высокий общественный статус и состоятельность их хозяина. Отдельно стоит упомянуть о непристойных фресках Помпей. В современной Италии разразился скандал, когда их выставили для открытого показа. В конце концов был введен возрастной ценз – лица младше 18 лет на выставку не допускались. Надо заметить, что в домах богатых римлян подобное «искусство» считалось в порядке вещей.

Те, кто был в Британском музее в Лондоне, наверняка не пропустили один из самых замечательных экспонатов – кубок Уоррена, купленный музеем за 3 миллиона фунтов. Серебряный кубок весь покрыт сценами гомосексуальной порнографии.

Если выйти на сайт Gorny & Mosch, крупнейшего аукционного дома, торгующего античными произведениями искусства, то вы заметите, что 60–80% предлагаемой посуды украшено порнографическими сюжетами.

Изображения соитий украшали даже детские тарелки и кубки – так детей развлекали во время еды. Дети носили на шее изображение фаллоса – оно использовалось для отвода сглаза. Римляне часто устанавливали огромные каменные фаллосы на мостовой в качестве предупреждения об опасном повороте или для отпугивания злых сил от своего дома. Кроме того, такое изображение должно было приносить удачу и счастье в жизни. Например, хлебопёк помещал фаллос над печью, чтобы его хлеб получался всегда румяным и аппетитным. Фаллосы встречали гостей на виллах – таким образом хозяева желали своим знакомым денег и счастья.

Сегодня сложно себе представить, чтобы, зайдя в магазин, где продают васильковскую посуду или Villeroy & Boch, вы натолкнулись на сервиз с порнографическими изображениями (не говоря уже о том, чтобы 80% посуды было расписано такими сюжетами). На стенах домов не висят картины акробатических соитий, они не украшают рестораны. Не выставлены и изображения фаллосов на въездах в город вместо таблички «Добро пожаловать!». А первым христианам приходилось сталкиваться с этим каждый день. Куда ни кинь взгляд – везде непотребство...

Одним словом, мир все еще другой. Он не вернулся в то зверское состояние, из которого его вывел Христос. Он пока не стал таким, в котором приходилось жить ранним христианам.

Наш путь

Надо заметить, что все мерзости того общества, среди которого жили первые христиане, лишь делали их удивительно стойкими в вере людьми. Когда ты каждый день говоришь миру нет, когда все вокруг полностью противоречит твоему нутру, никакие компромиссы не возможны.

Например, что значило для христианского мученика исповедовать веру во Христа в первые века?

Не надо было громко отрекаться, не надо было говорить, что я предаю Христа, не считаю Его Сыном Божиим, что я больше не христианин.

Все было чрезвычайно просто.

Христианину говорили: «Мы все понимаем, что ты во Христа веришь, ну и мы тоже верим как в одного из богов. Зачем усложнять жизнь себе? Ты вот возьми только маленький кусочек ладана и положи перед этой статуей нашего императора – бога, и все. И ты пойдешь домой. У тебя же дети, семья, жена ждет. Вот это пять минут займет, даже меньше. Положи кусочек ладана, можешь даже не признавать императора богом в душе, продолжай в своего Христа верить, но чисто формально, как символ твоей лояльности. Да никто всерьез и не верит, что император – бог. Это чисто для проформы. Зачем тебе свою жизнь ломать, калечить, усложнять, сам ведь знаешь – казнят тебя. Вот и Марка вчера казнили, кто будет теперь его детей воспитывать? Кому нужны такие подвиги? Ты – обычный человек, подумай о ближних. Можно ведь и тайным христианином быть, да и никто не запрещает в Христа твоего верить… Вон у императора Септимия Севера в домашней божнице даже статуя Христа стояла, одна из четырех статуй богов…»

Но, ответ был бескомпромиссен: «Нет. Я не положу этот кусочек ладана перед статуей императора, чего бы это ни стоило». А дальше – пытки, мучения и смерть.

И этот высокий пример дает нам четкий ответ на вопрос: можно ли, живя в этом страшном мире разврата и греха, сохранить чистоту?

«Евангелие, Новый Завет, где блуд называется смертным грехом, написано не только для людей I века. Оно написано для всех времен и для нас, христиан XXI столетия. Где жили первые христиане? В Римской империи. А Рим достиг такого уровня распущенности, разврата, половых извращений, до которых наша страна пока, слава Богу, еще не дошла. И тем не менее христиане смогли сохранить себя, свои семьи от натиска нечистоты. И христианство, несмотря на жесточайшие гонения, смогло изменить этот мир. Империя в начале IV века стала христианской», – пишет священник Павел Гумеров в книге «Православная аскетика, изложенная для мирян».

Лишь бы нам не уйти от нашей первой веры, только бы не изменить своему первому чувству. И стоять в проломе. Стоять за Христа. Бескомпромиссно. И до конца.

Останні колонки