В связи с последними событиями на Майдане информационное пространство зазвенело одним вопросом: а что думает церковь? Где заявления или реакции от спикеров ведущих церквей Украины? Этот массовый запрос говорит о том, что авторитет церкви достаточно высок в обществе, к ее голосу готовы прислушиваться, ее оценки происходящего готовы считать vox Dei. Пока еще.
В связи с последними событиями на Майдане информационное пространство зазвенело одним вопросом: а что думает церковь? Где заявления или реакции от спикеров ведущих церквей Украины? Этот массовый запрос говорит о том, что авторитет церкви достаточно высок в обществе, к ее голосу готовы прислушиваться, ее оценки происходящего готовы считать vox Dei. Пока еще.
Первым высказался глава УГКЦ в формате комментария. Очень конкретно: "мы осуждаем силовые действия "Беркута".
Почти сразу же очень четко прозвучал голос УПЦ Киевского патриархата. Вначале было дело - монахи Михайловского монастыря оказали всемерную помощь протестующим. Потом на офсайте КП появилось заявление патриарха Филарета "Киевский патриархат - с украинским народом". Как всегда, здесь расставлены все точки над "і", и выполнено наставление "да будет ваше да - да, а нет-нет". Текст, к которому ни добавить, ни прибавить. УПЦ КП в лице его предстоятеля четко задекларировал: да, наша церковь хотела б видеть Украину в ЕС. Да, мы все призывали к ненасилию и взаимоуважению. Да, чуда не случилось и произошла трагедия - жестокое применение силы против мирных протестующих граждан. И виновные в этой трагедии тоже четко названы - это власть, несущая ответственность за своих правоохранителей. Но самое главное: что б ни произошло с народом (не тем, который был в шлемах, бронежилетах и с дубинками) - Киевский патриархат готов разделить его судьбу.
А вот реакция УПЦ МП вызвала одно только недоумение. Опубликованный на ее настоящем офсайте текст, судя по знакомой всем манере, составлен известными церковными спикерами, но за подписью митрополита Владимира, и в который раз создает впечатление, что его авторы живут в какой-то стерильной барокамере. На Майдане произошло жуткое побоище, пролилась кровь. По не подтвержденным пока данным, умер человек от побоев. А УПЦ организовывает молебен за искоренение ненависти и умножение любви. И призывает всех жить дружно и по заповедям. Ну, неужели непонятно, что в данном случае поздно пить "Боржоми"? Что люди при власти, кого церковь призывает действовать в рамках Закона Божьего, годами от нее же самой не получали адекватного наставления, что такое хорошо и что такое плохо? Вспоминаются слова апостола из Евр.5:13-14: "всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла". Из заявления УПЦ МП не видно, что в церкви вообще понимают, что произошло, где зло и существует ли оно в природе. "Возьмемся за руки, друзья". Церковь, имеющая всю каноническую власть поставить на место тех, кто уже давно живет по своим заповедям и своему евангелию, делает вид, что самое страшное что может произойти - это перепалка между оппонентами в стиле ток-шоу "Савик Шустер Live".
Удивление усилилось, когда был обнародован комментарий президента Януковича, где он почему-то не побоялся сказать то, о чем умолчали спикеры УПЦ: кто-то не услышал слов его, президента, о ПОДДЕРЖКЕ ненасильственных акций, спровоцировал конфликт на Майдане, что привело к силовому противостоянию и страданию людей. В витиеватостях обращения Януковича больше конкретики, чем в заявлении, составленном от имени митрополита Владимира. В результате при сопоставлении двух текстов можно придти к ужасающему выводу, что Янукович обладает более совершенными навыками различения добра и зла, чем предстоятель УПЦ. Неужели церковь уже не в состоянии четко откреститься от явного беспредела, дав ему свою нелицеприятную оценку? Неужели те, кто претендует на статус духовных поводырей народа, сами несведущи в слове правды, аки младенцы?
Но самое смешное произошло тогда, когда одиозный Виктор Медведчук на своей странице в "Фейсбуке" осудил поведение "Беркута".
А УПЦ молится о приумножении любви между окровавленными протестантами и безбашенными "беркутовцами". А слабО спикерам УПЦ прийти туда, на Майдан, и объяснить "Беркуту", что людей надо любить больше, чем каток и йолку? Хотя их можно понять: у теплого камина легче рассуждать о любви и заповедях. А в критический момент, когда надо назвать вещи своими именами (даже в ущерб своему благосостоянию), умыть руки. И соль потихоньку теряет свою соленость.
Никого не осуждать ни при каких обстоятельствах - это псевдодуховность и свидетельство полной моральной дезориентации. "Делайте что хотите, мы вас не будем поучать, только б вы все любили друг друга и не ссорились". Христос и Велиар могут уживаться мирно рядом только у шизофреников. Сколько ж можно нас убеждать, что мы в очередной раз сами упали с высоты собственного роста, и в этом никто больше не виноват?