Блог Михайла Черенкова_image

Блог Михайла Черенкова

Рождество – праздник личный

26.12.2011, 15:02

Рождество – не только историческое событие. 
При всем желании мы не сможем побывать «в шкуре» его наблюдателей – пастухов,
волхвов, Иосифа и Марии. А историческая дистанция не дает нам ни детальной
информации, ни эмоциональных переживаний для его воссоздания.
Нужно признаться,
что мы почти ничего не знаем, что произошло в ту ночь в далекой Палестине.
И все же эта ночь стала памятной и судьбоносной. Дефицит исторической
информации не уменьшает значения Рождества, лишь подтверждает его духовный,
глубинно-смысловой характер.
Это событие в первую очередь экзистенциальное, личностно значимое, 
затрагивающее внутреннюю сторону нашей жизни. Оно приносит свет,
преображающий нашу внутренность, а затем изменяющий и внешний мир.
Об этом светлом преображении в стихотворении «Рассвет»
прекрасно сказал Пастернак:
«Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я твой завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
B их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые».
Рождество – символ неожиданных, незаслуженных перемен в жизни. 
Ждем-ждем, все никак не дождемся перемен к лучшему.
Иногда что-то делаем, но безрезультатно.
А чаще всего просто депрессируем и плывем по течению.
Кажется, что все предопределено к серому существованию, полужизни-полусмерти. 
Но вдруг вспыхивает Звезда, и в этой вспышке жизнь обретает смысл, становится
видным то, что ранее скрывалось во тьме – вся величина, серьезность,
таинственность Жизни.
Если бы не сошествие Бога к нам, если бы не Воплощение, 
если бы не Рождение Бога
в человеческом теле, человечество блуждало бы во тьме без надежды.
Рождество напоминает об этой чудесной, Божественной правде жизни – 
мы не оставлены, мы не одиноки, с нами Бог.
Лишь сошедший к нам, воплощенный Бог приносит перемены, 
сами мы на них не способны.
Мы можем изменить меню праздничного стола, убранство дома, с
вою одежду, счет в банке, но не свою жизнь, не самих себя.
Самое большое чудо – чудо преображенной жизни, чудо надежды и смысла, 
когда народ, сидящий во тьме вдруг видит свет великий.
И это чудо зависит не от нас, оно приходит как дар, благодать.
Мейстер Экхарт в своей проповеди «О свершении времен» говорил 
о «рождении Бога в душе» как о том личном событии, мистическом мгновении,
в которое стянуто все время истории.
Все фокусируется на человеке, в котором рождается Бог, и на Боге,
Который рождается в человеке. Весь мир и вся история – лишь фон для этого чуда.
Рождество говорит не только о Боге, но и о человеке; 
не только о Воплощении Бога, но и о обожении человека.
Это откровение Богочеловечества и это приоткрытие тайны Богочеловечества.
Эта связь глубоко личная.
 
«Христос мог родиться хоть тысячу раз в Вифлееме, но если Он не родится в тебе, 
то ты погиб навечно» (Ангелус Силезиус).
В этом смысле Рождество – наш личный праздник, праздник каждого из нас. 

И мы не одиноки в дни праздника. Рождество вводит в круг Его друзей.

"Рождество" людей без Бога - не более чем пародия на праздник.Ведь праздник - не очередной повод для выходного дня и застолья, а повторение, новое переживание того, что уже произошло. Праздник - приобщение к Событию. Мы же празднуем что-угодно в привычном круге вещей, защищаясь от подлинности.
Мы все более окружены вещами, которые расскажут много о "производителях", но почти ничего - о Боге и первозданном образе мира. Вещи содержат техническую информацию, а не смысловую. В офисе среди компьютеров прочувствовать Рождество почти невозможно. Вифлеемские пастухи и даже их скот оказались ближе Богу.
"Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла" (Б. Пастернак)
***
В те дни вся природа ждала Мессию, чувствовала мистику происходящего. Человеческий же мир безучастно спал, как спит и теперь. Отгородившись друг от друга, люди живут без Бога и чуда. А где-то на околицах городов, на краях цивилизации происходит рождественская мистерия.
"В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленцо,
Засмотрелся, чудь дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком..." (Саша Черный)
Душа просится в такой рождественский круг. Подальше от шумных площадей и акций в супермаркетах. Подальше от цивилизации, поближе к Богу, в круг Его друзей, в Свет Его присутствия.