РуZZкая Православная Церковь как новая Рейхцерковь
Рейхцерковь и Рейхсепископ в Германии
С приходом нацистов к власти в 1933, Немецкая Евангельская Церковь (НЕЦ) становится государственной, Рейхцерковью, а Людвиг Мюллер становится Рейхсепископом. В своей первой речи он выразил всецелую поддержку Гитлеру, благодаря которому Великая Германия поднялась с колен и стала сильной и могучей страной; о призвании Церкви помочь властям Рейха в этой исторической миссии. Повсюду начинает звучать проповедь о Немецком Мире. Тогда же происходит популяризация свастики и в церковной среде. Один из лидеров НЕЦ, Иоахим Хоссенфельдер в своём труде «Unser Kampf» («Наша борьба»), утверждал, что «символом общей и священной нашей борьбы является свастика». Свастика появляется на церковных зданиях.
В марте 1938 году Гитлер аннексирует Австрию, что вызывает небывалое воодушевление у граждан Рейха. Президент Синода НЕЦ Фридрих Вернер проповедует и требует от верующих лояльности фюреру и его политике. Многие священники присягают «быть верным и повиноваться Адольфу Гитлеру, вождю Немецкого Рейха и народа, уважать законы и добросовестно исполнять свои обязанности. Это так же верно, как то, что мне поможет Бог». Представители НЕЦ соревновались в своей поддержке фюреру. Но параллельно с Рейхцерковью существовала Исповедующая Церковь, верующие которой с болью и ужасом наблюдали за происходящим. Именно в 1938 году в её среде возникает мысль о том, что дело Гитлера – дело дьявола. Нацистское государство является государством дьявола, Антихриста, – его ни в коем случае нельзя поддерживать, с ним можно только бороться, а подготавливаемая Германией война будет наказанием Божиим за грехи немецкого народа.
И чем дальше, тем более очевидным становился контраст между официальной НЕЦ, во всём поддерживающей фюрера и власти Рейха, и теми, кто выбрал Христа и свободу. Даже нейтральные проповеди о мире в Германии были под запретом и тем больше смелости требовалось от христиан. Так, известный немецкий богослов Мартин Немёллер, произносит проповедь с призывом к миру и отказу от агрессивной политики Германии: «Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!». Он был арестован, и в марте 1938 года его судили «за распространение лжи о государственных мероприятиях».
В сентябре 1938 года Германия захватывает Чехословацкие Судеты. Как объясняет Гитлер, исключительно для утверждения мира: «Мир или война – теперь это зависит от президента Чехословакии. Он должен принять наши условия, дать немцам свободу, или мы возьмём её сами». Действия фюрера радуют и находят поддержку со стороны НЕЦ. И в это время Фридрих Мюллер (однофамилец Рейхсепископа) публикует «Литургию мира». Текст её предупреждал об ужасах войны, о том, что матери и жёны лишаться своих сыновей и мужей. Те немногие священнослужители, кто осмелился служить эту литургию были смещены с должностей или арестованы. Официальная НЕЦ осудила как саму литургию, так и призывы к миру как «антипатриотические», и распаляющие вражду.
10 ноября 1938, на следующий день после «Хрустальной ночи», когда нацисты замучили и отправили в концлагеря огромное количество евреев, НЕЦ вновь горячо поддержала власти Рейха в «защите страны от опасных элементов, которыми являются евреи». В то время как представители Исповедующей Церкви говорили о «совиновности христиан в происходящих событиях» и призывали помогать арестованным евреям и их семьям.
В преддверии войны официальные власти НЕЦ призывают молиться Богу «о послании фюреру сил, мудрости и терпения и дальше идти по пути чести». И вновь были христиане, кто видел ужас происходящего и пытался не допустить войну. «Заветы Бога порушены. Германия превратилась в ужасное государство ненависти, которая теперь сеется повсюду. Страшно помыслить о том какой урожай произрастёт из этой ненависти» (фон Ян). «Наша страна попала в руки преступников, которые не остановятся ни перед чем для достижения своих аморальных, варварских целей, – они приведут страну на край пропасти. Сейчас Германия представляет угрозу для всего мира» (А. Фрёлих).
1 сентября 1939 фашистская Германия нападает на Польшу, развязав Вторую Мировую Войну. В своём обращении в день начала войны Гитлер подчёркивает собственную миролюбивость и вынужденность этой войны: «Как всегда, я пытался мирным путём добиться пересмотра, изменения этого невыносимого положения. Это – ложь, когда мир говорит, что мы хотим добиться перемен силой. […] Вы знаете о моих бесконечных попытках, которые я предпринимал для мирного урегулирования вопросов. Я решил освободить германские границы от элементов неуверенности, постоянной угрозы войны. Я добьюсь, чтобы на восточной границе воцарился мир, такой же, как на остальных наших границах. Для этого я предприму необходимые меры, не противоречащие предложениям, сделанным мною в Рейхстаге для всего мира, то есть, я не буду воевать против женщин и детей. Я приказал, чтобы мои воздушные силы ограничились атаками на военные цели».
На следующий же день после агрессивного нападения Германии НЕЦ выражает свою полную поддержку этой «военной операции», как «необходимой героической борьбы за страну своих отцов и предотвращения большего зла». В воззвании НЕЦ говорилось, что «Церковь в этот час объединяется с нашим народом в молитвах перед Богом за фюрера и Рейх, за весь вермахт и всех, кто выполняет свой долг перед родиной». Примечательно, что и большинство христиан Рейха одобряли нападение Германии на Польшу как вынужденный шаг, искренне веруя пропаганде нацистов о том, что фюрер предотвратил англо-французское и польское нападение на Германию. Люди восхищались фюрером, который переиграл врагов и «оказался быстрее западных врагов, завидующих великой и могучей Германии». И вновь во всей этой эйфории звучит христианский голос богослова Дитриха Бонхеффёра. Летом 1939 он пишет, что его беспокоят «действия или, точнее, их отсутствие со стороны церковных деятелей в момент надвигающейся катастрофы». А позже, в письме своему американскому коллеге Райхольду Нибиру он пишет: «Христиане в Германии стоят перед ужасной альтернативой: или желать поражения своей нации и тем самым дать возможность и дальше существовать христианской цивилизации, или хотеть победы и тем самым разрушить нашу цивилизацию. Я знаю, какую из альтернатив я должен выбрать». Он выбрал поражение своей стране в развязанной ею же ужасной войне.
22 июня 1941 года Гитлер обращается с воззванием, в котором говорит об исключительно превентивном характере нападения на СССР, о том, что это ещё один «тяжёлый, но необходимый шаг», что Рейх «не мог действовать иначе, как с оружием в руках ответить на агрессивные планы и провокации СССР на готовящуюся с её стороны захватническую войну», и обещает усмирить СССР за три месяца. И здесь НЕЦ заявила о «полной поддержке вермахта и Отечества» и готовности Церкви «поддержать фюрера в его схватке со смертельным врагом немецкой цивилизации». И вновь с амвонов НЕЦ понеслись благодарственные проповеди фюреру и нападки на тех, кто не разделяет его мудрую политику. Примечательно, что, с падением уровня жизни и доходов, ощутив нехватку продовольствия, жители Рейха винили во всём… англичан, по-прежнему не сомневаясь в правоте фюрера и его великой миссии по укреплению Немецкого Мира. И здесь выбивается голос Бонхеффёра, который критикует не только сам нацистский режим, но и позицию Церкви: «Почему Церковь не делает ничего? Почему она позволяет происходить этой отвратительной несправедливости… Как мы однажды ответим на вопрос, где — твой брат Авель? Единственный ответ, который останется нам, членам Исповедующей церкви, является ответом Каина».
Дитрих Бонхеффёр был арестован и казнён 9 апреля 1945 года, всего за три недели до капитуляции Рейха. К слову сказать, трагичен и конец рейхсепископа НЕЦ Людвига Мюллера. 31 июля 1945 года он покончил с собой. И как различна память о них. Первый остался в истории как голос Христа, христианский мученик и «соль земли» (Мф. 5:13). Второй – как продавший свою душу Системе и предавший Христа ради неё.
Уже после падения Рейха, 19 октября 1945 года, появилось заявление Евангелической Церкви Германии, ставшей преемницей НЕЦ, в котором говорилось: «С большой болью мы констатируем, что через нас были причинены бесконечные страдания многим народам и странам… Хотя мы долгие годы боролись против духа, который нашёл своё ужасное выражение в национал-социалистском насильственном режиме, мы совершаем покаяние и признаёмся в том, что не были достаточно мужественными, не молились достаточно усердно, недостаточно верили и любили…».
Рейхцерковь и Рейхсепископ в России
Проходят десятилетия, и сбывается грустное пророчество, приписываемое Уинстону Черчиллю: «Фашисты будущего будут называть себя антифашистами». Вместо идеи Немецкого Мира активно проповедуется идея Русского Мира. Вместо лозунга «Один народ, один Рейх, один фюрер», звучит подобный: «Один народ, одна страна, Святая Русь». Лозунг о Великой Германии, как «защитнице всех немцев, пусть даже являющихся подданными другого государства» используется практически дословно. Да, и атмосфера в нынешнем российском Рейхе, всё та же, как описывал Ремарк: «Передовые газет были ужасны – лживые, кровожадные, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего другого не остаётся, как быть завоёванным Германией».
РПЦ уже давно воспринимается как государственная церковь в России, иерархи которой соревнуются в демонстрации лояльности российскому фюреру. Чего стоит верноподданическое заявление патр. Кирилла Путину: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача».
Накануне вторжения России в Украину, патр. Кирилл фактически благословил российские войска на войну: «Мы знаем, что не бывает войны без жертв. […] Мы живём в мирное время, но знаем, что и в мирное время возникают угрозы. К сожалению, и в настоящий момент существуют угрозы, — каждый знаком с тем, что происходит на рубежах нашего Отечества. Поэтому думаю, что не может быть у наших военнослужащих никаких сомнений в том, что они избрали очень правильный путь в своей жизни».
Вторгаясь в Украину на рассвете 24 февраля, российский фюрер в своём обращении фактически скопировал основные тезисы речи фюрера немецкого: «цель [войны] – защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. В основе нашей политики – свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять своё будущее и будущее своих детей. […] Повторю, наши действия – это самозащита от создаваемых нам угроз и от ещё большей беды, чем та, что происходит сегодня».
Российская армия демонстрирует эту «защиту»: ежедневно бомбит города Украины, прежде всего, русскоязычные: Харьков, Сумы, Херсон, Чернигов, сотни жертв среди мирного населения. Официальная РПЦ, отреагировала всецелой поддержкой развязанной войны. Патриарх Кирилл в своей проповеди 27 февраля провёл мысль о том, что «Россия, Украина и Беларусь, и другие племена и народы – всё это Русская земля», и о том, что есть некие внешние силы, который хотят помешать установлению этого единства, т.е. фактически, захвату Украины: «Не дай Бог, чтобы нынешняя политическая ситуация в близкой нам братской Украине была направлена на то, чтобы злые силы, которые всегда боролись с единством Руси и Русской церкви, одержали верх». И призвал молиться о том, чтобы «заблуждающим же в стране Украинстей просвети разумныя очи светом Твоим божественным». По всей видимости, под заблуждающимися имеются в виду украинцы, не желающие видеть Украину «единой страной» с Россией, обороняющие своё Отечество от российского оккупанта, и не желающие идти к нему в объятия.
2 марта Кирилл ещё более чётко обозначил свою позицию, дав понять, что для него Украина – это нацистская страна. Он прислал гневную резолюцию митр. Сумскому Евлогию (прекратившему поминать Кирилла), и поставил в пример прот. Григория Прозорова, служившего в 1942 году в нацистской Германии и не прекратившим поминать имя предстоятеля РПЦ.
Вторят ему и известные священники РПЦ. Так, прот. Артемий Владимиров в своей проповеди описывает Украину: «Укрофашисты – змеёныши, выкормленные Европой. […] Что может породить этот Запад? ИГИЛ и неофашизм. Вот их детища, вот их исчадия, вот плод их духовности и жизненных устремлений. Они могут превратить планету только в хаос. Они могут взрастить только людоедов. И поистине обидно за тех наших соотечественников, которые сегодня, витая в виртуальном мире, солидаризируются с […] фашистами, людоедами, извергами рода человеческого, по Божьему попущению, там, на братской Украине, осуществляющими свою тиранию. Кто подсчитал число изнасилованных девушек, соотечественников из которых вырезали органы и отправляли в Европу? Русские войска осуществляют спецоперацию для того, чтобы устроить нюрнбергский процесс над всей Европой. Эта операция имеет своей целью дефашизацию всей Европы. Эта операция носит глобальный характер. Россия, как всегда, освобождает мир от фашизма, концентрационного цифрового лагеря. Это исключительная заслуга нашего президента. Мы должны поддерживать русских, которые несут миру освобождение. Спецоперация на Украине это единственный способ принудить Европу и Западный мир к партнерскому отношению к нам». Вот такое принуждение к миру и любви к России и русским по-большевистски: «Загоним железной рукой человечество в счастье!».
Патриарх РПЦ Кирилл в своей проповеди 6 марта поясняет: «Мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение», снова пропаганда идеи едного народа: «Сегодня в конфликт вступили два братских народа – а по сути один, русский народ», т.е. никакой Украины нет. Эту же мысль он повторяет снова и в проповеди 9 марта: «Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. […] И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ!». По всей России набирает популярность российская свастика – буква Z. Кто-то с энтузиазмом рисует её на машинах и зданиях, кто-то выстраивается сам и выстраивает детей в виде Z. Всё, как и десятилетия тому назад.
Но и нынешнему предстоятелю Рейхцеркви, и всем её глашатаям следует напомнить о судьбе Юлиуса Штрейхера, приговорённого Нюрнбергским Трибуналом к смерти через повешение. Нет, Юлиус не был политиком или военным, ему даже было запрещено служить в вооружённых силах. Он был идеологом и пропагандистом Рейха, конструирующим свои «скрепы», талантливым оратором и активно выступал по всей Германии с проповедью Немецкого Мира. Трибунал обвинил его в преступлениях против человечества. Кровь жертв войны, развязанной фюрером, была и на нём. Сбылось предупреждение: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмой» (Ис.5:20).
Но среди всей этой ненависти, уже слышны голоса христиан. Так, настоятель церкви в Костромской области о. Иоанн Бурдин произнёс проповедь о мире и о том, что убийство является грехом. Не успел он добраться до дома, его задержала полиция. Несколько епархий УПЦ МП требуют у священноначалия прервать связи с Российской Рейхцерковью. Духовенство Свято-Никольского храма РПЦ в Амстердаме и приходской совет, единогласно заявили, что для них «стало невозможным осуществлять своё служение в составе Московского Патриархата».
* * *
Сейчас каждый, как и десятилетия назад делает выбор – с какой церковью он себя идентифицирует: с Рейхцерковью, глумящейся над христианством и насилующим его или с Церковью Исповедующей, – той, в которой Евангелие и Христос побеждает Систему. Этот выбор сейчас делают епископы, священники и простые верующие. И каждый в своём выборе может увидеть себя в зеркале истории.