Блог Олександра Шульги_image

Блог Олександра Шульги

Між Афінами та Єрусалимом

Семья и школа

31.10.2010, 20:42
Приоритеты воспитания

«Чему вас только в школе учат!». Как часто там приходилось слышать или говорить такую фразу. Причем чаще всего она произносится тогда, когда дело касается не знания отдельных предметов или дисциплин, а аспектов нравственного воспитания.

Так виновата ли школа в уродливых проявлениях современной морали и образа жизни, которые нам приходится лицезреть? Давайте попробуем разобраться в этом.

В настоящее время многие ученые сошлись во мнении, что в формировании личности главенствующую роль играют три аспекта: наследственность, воспитание и влияние окружающей среды.

Наследственность в упрек школе поставить невозможно, как говорится, не из той оперы. А что же насчет двух других аспектов?

Не секрет, что наиболее глубокие основы воспитания закладываются в раннем детском возрасте. Даже народная мудрость говорит, что ребенка время учить, «когда он еще поперек лавки лежит». Да и мудрый Соломон напоминает нам «наставь юношу в начале пути его…»

На этом самом важном этапе воспитания ребенка сильнее всего сказывается влияние семьи. И тут уж все можно выразить словами Л.Н.Толстого: «Всё нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру».

А Великий князь киевский Владимир Мономах, напоминая детям и внукам о самых важных ценностях, в числе прочих вещей вспомнил и о своей жизни:

«Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал...

Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его, ибо меня, грешного и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным…»

Дети Мономаха получили хороший пример и пытались воплотить его в жизни. Но что можно говорить о семьях, где ситуация дома, мягко говоря, не образцовая? Какие плоды можно пожать с таких семян, которые «посеяны» в самом начале процесса формирования личности?

Перейдем к третьему фактору. Влияние окружающей среды наиболее сильно сказывается в переломном, подростковом возрасте. Какая же мораль господствует в этой среде? Перестройка общества, начавшаяся более 20 лет назад, принесла, на первый взгляд, немало положительного. В первую очередь, это гласность, то есть открытый доступ к разного рода информации, во-вторых, религиозная, духовная свобода, что открыло двери храмов для миллионов раннее далеких от Церкви людей и предоставило новое направления нравственного возрождения общества.

Но… на волне гласности и открытости почему-то всплыла самая «грязная» информация, которая стала пользоваться наибольшим спросом именно у подростков. Провозгласив свободу вероисповедания, многие попытались «свалить» необходимость духовного возрождения на других. «Да, это хорошо и важно, я тоже иногда хожу в церковь, но это нужно в первую очередь моим знакомым и соседям, а не мне», - примерно так продолжают думать многие. А что в действительности происходит?

Григорий Сковорода как-то написал: «… кто не имеет нового сердца, тому весь мир есть ветхая ветошь, … если чей смысл мертвый, тому весь век без жизни…»

Сложно? Давайте попроще. Л.Н.Толстой охарактеризовал своих религиозных современников так: « в настоящее время большинство людей только воображают себе, что они, исповедуя христианство, держатся христианской нравственности»…

В унисон ему Сковорода печально восклицает:

«Весь мир спит… Спит глубоко, протянувшись, словно убитый о землю… Тьма твоим очам сносна, а на истину смотреть ты не терпишь. Лежишь на земле… О, христианин! Окрещен ты по плоти, да не омыт по смыслу…»

Невозможно говорить о важности духовных истин, при этом не практикуя их постоянно в своей жизни.

Школа в ее теперешнем жалком состоянии может дать лишь минимум знаний по предметам и немного «пообтесать» острые углы «ярких личностей». Поэтому в любом случае основная нагрузка переносится на семью. А тут уж, как говорил римский философ Сенека: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».

Так чему учат в школе? И одна ли школа виновата в недостатках воспитания современной молодежи? Наверное, нет. И тот духовный микроклимат, который формируется внутри каждой семьи, может оказывать главное, часто решающее влияние на формирование личности, устанавливать фундамент будущей жизни.

И тогда можно будет увидеть исполнение наблюдения Соломона: «Наставь юношу при начале пути его, он не уклонится от него и когда состарится»…