Блог Юрія Чорноморця_image

Блог Юрія Чорноморця

Священник УПЦ МП о том, ПОЧЕМУ проповедь Русского мира порочна в принципе

26.08.2010, 11:52
Окружение патриарха Кирилла со товарищи никак не поймут: и за что в Украине не любят Русский мир и его проповедников? Считаю, что ответ на этот мучающий их вопрос содержится в маленькой заметке о. Аввакума.

В окружении патриарха Кирилла есть профессиональный придумыватель русского мира – о. В. Чаплин. Уважаемый Чаплин со товарищи никак не поймут: и за что в Украине не любят Русский мир и его проповедников? Считаю, что ответ на этот мучающий их вопрос содержится в маленькой заметке о. Аввакума. Думаю, что узнать этот ответ интересно и другим читателям нашего блога. Ведь действительно загадка: казалось бы все священники УПЦ МП как «пятой колонны» (шутка) должны были бы ринутся на проповедь русского мира. Но большинство священников УПЦ МП упорно молчат. Слава Богу, на примере о. Аввакума, мы видим отчего они молчат: христиане все-таки!

«МИР РУССКИЙ И УКРАИНСКИЙ?

Послесловие к визиту патриарха Кирилла на Украину летом 2010

***

Жена говорит мужу, хозяину дома, засидевшемуся с гостями в тесном,

душном помещении.

-Ты бы предложил своим друзьям, чего ни будь освежающего.

-Пожалуйста, - сказал муж, - и широким жестом просторно распахнул окно…

***

Патриарх Кирилл приехал и уехал, а проблемы разности, противоречий, разделений расколов в Украине остались. Они реальны и насущны! И более того, имеют тенденцию к нарастанию и расхождению исторических путей народов и этого вряд ли можно остановить. Затормозить, удержать на время можно, остановить - нет.

По всему видно, что каждый год патриарх Кирилл будет приезжать на Украину как на бой, а под старость как на казнь, потому что Украина бурлит и меняется не по дням, а по часам и, увы, не в сторону благорасположения к Москве…и с этим уже ничего не поделаешь. В Украине уже запущены такие механизмы, которые никто не в состоянии контролировать. События истории развиваются совсем не так, как их направляют политики, но по неизвестным законам общественной динамики. Каждый день все заново, не по прогнозируемому и не по писанному.

Пройдут всего несколько лет, и к власти придут проукраинские силы (а это потенциально очень возможно) и опять, лагеря местами поменяются. Как дети в домике лесника, играющие в войну, и разделившиеся на немцев и русских, пока не придет лесник и не повыгонит, в конце концов, всех. История дама «прымхлыва» (укр. «привередливая») и переменчива, в ней ничего невозможно учредить, удержать навечно.

Церковь и мы в ней в погоне за местом в мире, чтобы о нас знали и помнили в обществе, замоталась и осуетилась, наглядно виден тупик, и вопрос сверлит, а что дальше? Идеи Русского мира или Украинского мертворожденны и тупиковы в генезисе, как и любые наши человеческие идеи в принципе. Их, возможно воплощать только насаждая, с помощью волевого, жесткого, эффективного руководства. Но, от этого они делаются еще более, несимпатичны, неприемлемы для народа и тем самым еще более мертвы. Насаждение и удерживание позиций всегда тупиково и проигрышно.

Я, как то во время приезда патриарха, начал в церкви на проповеди виде информации рассказывать людям о Русском мире, народ терпел и уныло безмолвствовал. Я почувствовал, уловил психологическую атмосферу храма. Это надоело, это устарело! Заговорил об украинских проблемах, о! немножко лучше стали слушать. Это ближе. Но, в общем более чуждой духу народному проповеди я и представить себе не мог. У меня получилось как у той Фаины Георгиевны Раневской, которая об одном из своих выступлений на партийном собрании сказала: «Говорила долго и неубедительно, будто говорила о дружбе народов!» Люди в своей массе у нас давно отшатнулись от лозунгов, политических идей, хоть и носящих религиозную окраску. Они просто живут и все. Их главные заботы, это придти на службу в праздник, в самой церкви, это молитва о семье, здоровье, что бы не болели и были здоровы они и их дети, о поминовении умерших, тех, кого забрали болезни, и года. Вот, это главные и конкретные их интересы связанные с жизнью и смертью. А Русский мир или Украинский, это что то из области эфемерного. В храм люди массово приходят в основном по великим праздникам. Можно ли их в таком случае назвать народом христианским, или народом богоносцем? Увы, конечно нет! Нас практикующих идейных верующих ничтожное меньшинство, какие то начальные проценты. Для воплощения глобальных геополитических идей амбициозных церковных политиков нас православных, нашей верующей «армии спасения» катастрофически мало.

Мы, духовенство выдвигаем гипотезы, как лучше, как правильней в политике или церкви сделать, так или эдак… Но, выходит не по нашему! Писатель Солженицын, по возвращении в Россию, написал книжицу: «Как нам обустроить Россию». Этим он вынес приговор своему писательскому таланту, своей философской проницательности, потому, что очень не по писанному получилось. А уж тем более в истории всегда будет не по нашему. Тоже самое и в религии. Если сказать: «Как нам обустроить церковь?», тоже, получится совсем не по написанному. События развиваются каждый день заново, непредсказуемо и совсем не так как их прогнозируют и направляют священники или политики, но по неизвестным нам законам общественной динамики. И загадочно, таинственно молчит на высотах своих надмировая Тайна - Бог.

Судя по отзывам большинства людей, как в Украине, так и России – Кирилл самый нелюбимый патриарх нашего времени. Причина: очень уж выпирает в нем богатство, сила и власть. С, сильными мира сего он делит добычу. А, народ не любит богатых политиков, и уж тем более священников, тех, которые, по сути своей, призваны учить людей аскезе, воздержности и умеренности. Не, по Евангелию и не по житиям святых получается! Психология тут такова: народ доверяет тем, кто не с властью, он любит аскетичных, сухоньких, скромных, воздержных, таких, как почивший Сербский патриарх Павел. Патриарху Кириллу, можно сказать, в его патриаршество, не повезло ни с местом, ни с временем. Кредит доверия у Церкви в отличие от свободных 90х уже неумолимо исчерпывается. Нужны новые духовные идеи, новые религиозные прозрения, новые откровения. А с этими властными затасканными территориально политическими притязаниями, уже далеко никуда не уедешь. Люди, чувствуя, что их используют, уже не верят во все эти Русские миры, и славянские ценности. Московский Третий Рим, при стоящем до сих пор первом Риме воспринимается, особенно после римских пап 20го века с их действительно реально продвинутыми реформами католической Церкви, как некая третьесортность. В своей идее они уже истощены, это уже выработанный, отживший ресурс. Но, ничего не поделаешь, каждый защищает те ценности, которые дороги его земле, его сердцу. Патриарх относительно молод, заряжен энергией действия, его энергия жаждет реализации и он действует. Быть может, ему Господь и поможет.

Еще одно предварительное сравнение.

Видно насколько в преимущественном положении, оказываются большинство протестантских общин, проповедующие чисто духовные, вселенские идеи Евангелия,

вне всяких политических пристрастий и национальных окрасок. В подтверждение не поленимся процитировать Писание: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные…» Колоссянам 3:11 Они, протестанты, действительно небожители, без всяких Русских или Украинских миров и земнополитических привязок. Они вселенски наднациональны, международны и если это так, они будут иметь тенденцию к усилению на будущее, так как мир делается все больше и больше глобальным. Но, будем жить, будем смотреть.

Но, кто сейчас особенно в России и Украине послушает эти слова. Политики и священники заполитизированы в своих поместных, местечковых пристрастиях. Из России нам предлагается Русский мир, а на местах в Украине, люди украинцы, думают о своем Украинском мире. В России говорят: это украинские политиканы виноваты, они сякие такие, они нетерпимы и делают раскол. А в Украине, тоже за словом в карман не лезут и говорят об агрессивной церковной политике, как инструменте влияния Москвы. И всякому зрячему воочию видно - то политика, и то политика, так что трезвомыслящему человеку трудно отдать предпочтение чему либо. Мы плывем в русле политических пристрастий и никакому живому человеку, здесь на земле, невозможно стать, таким себе, отвлеченным небожителем. Плоть и кровь постоянны, и реальны в нас.

Украинец по своей сути кулак, куркуль, «одноосибнык», индивидуалист, а русский всегда общинник, коллективист(психологический тип). Разница в ментальности почти противоположная. Посему украинец не пойдет ни за что, ни на какие приманки и посулы Москвы, особенно после 20го века с его неудавшейся революцией 1917го и жестокими экспериментами большевиков по насаждению коллективного «счастья». Хватит этих экспериментов, довольно! Надо возвращаться к естественной жизни.

Господь в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Существование не торопится. Бог бесконечно терпелив, неспешен и несуетлив. По сути, Бог вообще никуда не идет - он уже пришел, и никакой цели нет.

Вся цель в том, чтобы просто быть. Бог - существование, целое - словно аромат цветов летней лунной ночью, вокруг и всюду... блаженство настоящего, насущного бытия и двигаться некуда. Звезды неспешно совершают свой ход в надмирном пространстве.

Терпение Бога бесконечно. Он работает старательно и очень деликатно. Чтобы создать ребенка, ему требуется девять месяцев, - определенно, в его окружении нет технологов, экспертов по повышению производительности труда. Так продолжается уже миллионы лет, и Он ничему не научился у поспешного человека. Иначе он мог бы создать более совершенные, быстрые механизмы, чтобы ребенок был готов за девять минут! 3ачем ждать девять месяцев? А Он все делает и делает одно и то же - он ничему не учится. Ему бы не мешало пригласить человеков экспертов - особенно по повышению производительности. Они бы его научили производству в промышленных масштабах без перерасхода времени. Девять месяцев на ребенка, это непростительная трата времени!

И, сие, касается не только детей: Существование бесконечно, заботится о цветах, птицах; даже тонкой травинке существование уделяет бесконечное внимание и заботу. Оно не торопится. Кажется, Бог вообще не подозревает о времени. Он существует вне времени. Если вы хотите быть с Ним, не торопитесь. Он вечно неспешен, Он здесь и сейчас, а вам всегда нужно туда-то и тогда-то бежать, спешить, злобствовать, ломать, удерживать. Вы всегда нервны, взвинчены, как стрела, а он не похож на стрелу. Быть с существованием, с Богом - значит быть счастливым; быть с существованием - значит быть живым; быть с существованием - значит быть в созерцательной молитве. Но, все воспитание человека направлено на то, чтобы научить его все делать как можно быстрее. Скорость сама по себе кажется ценностью. Это не так. Сама по себе она может породить только безумие - и она его породила в виде наших суетностей и бешенных темпов жизни и гонок со временем, а затем с разрушениями, инсультами и инфарктами.

НАША МИССИЯ - ПРОПОВЕДЬ ВНЕВРЕМЕННОГО И ВЕЧНОГО

Церковь должна стишиться в своих темпах. Должна оставить спешку, смуты, споры и чвары, и дать возможность бытию, жизни идти своим чредом. Должна перестать гнаться, спешить за суетным временем. Она просто обязана возвратиться к своей божественной миссии к, чему призвана всякая религия - проповеди вечных вневременных ценностей. Не погоня за суетными политическими устремлениями, но проповедь природного, вечного и человечного. Вот ее основная миссия, то, чего от нее ждут люди!

Тогда то, мы увидим во всей красе и величии всеторжествующее шествие, которое мы именуем кратким, но ясным словом - жизнь. Итак, жизнь жительствует. Благословим ее!

архимандрит Аввакум, в лето Господне 2010»

http://theology.kiev.ua/blog_single.php?bid=51&uid=80


Просто отлично написано. То что многие верующие и священники чувствуют, о. Аввакум высказал просто отлично. За что люблю и уважаю.

 * * *

 

Про скандал в день независимости

УПЦ МП напоминает героя известного анекдота.

Итак, перед визитом патриарха Кирилла УПЦ МП рекламирует себя как Церковь Русского мира. Во время празднования дня независимости глава Львовского областного совета говорит, что это значит: что УПЦ МП не принадлежит к числу Украинских Церквей. Тут же архиепископ УПЦ МП заявляет: мы украинские и даже самые украинские!

УПЦ МП желает совместить несовместимое – быть и неукраинской, и украинской. И поэтому логика УПЦ МП столь необычна и напоминает логику раввина из старого анекдота.

Два поссорившихся друга приходят к раввину и просят рассудить, кто прав, кто виноват. Сначала свои претензии излагает первый. "Ты прав, сын мой", - соглашается раввин. Потом он внимательно выслушивает второго и говорит: "Ты прав, сын мой". Когда оба удаляются, к раввину подходит юный служка и говорит: "Как же так, раббе, вы и тому сказали, что он прав, и тому..." - "И ты прав, сын мой".

Но в жизни нельзя просто посмеяться. Проблемы УПЦ МП – это проблемы всей Украины. Из-за нежелания определиться УПЦ МП разрывает Украину. Ибо если глава Львовского совета сказал лишнее, то наверное проповедь Русского мира – это сплошное лишнее. Во всяком случае для Украины.

Или все равны и права всех защищены. Или есть привилегированная церковь, которая сама проводит молебны в дни государственных праздников для руководства Украины. Или эта церковь Украинская или она часть Русской. Или она осознает свою ответственность перед народом Украины, или она ответственная перед руководством РПЦ и РФ. Или Церковь христианская, или она строит земной град, который теперь назван «Русским миром».

Защитники русского мира цитируют один абзац из речи патриарха: "Для украинцев хочу подчеркнуть, что Русский мир не означает «российский». Тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели — Киевской купели Крещения. Это тот самый мир, который существует на уровне веры, интеллекта, духовности и культуры. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность. Я прикоснулся к этой реальности и почувствовал всю силу того удивительного духовного и культурного явления, которое порождено Православной Церковью."

Но в целом речь учит о трех основах: православные ценности, русская культуры и язык, русские традиции государственности и общественной жизни. И от того, что украинцам рассказывают о том, что новой империи им будет место, они не забудут опыта прошлых пребываний в империи.

От заверений, что Киеву найдется достойное место в Русском мире, а украинская культура удачно обогатит общерусскую, не становиться легче. Потому все это – не то, все это не о том. Ведь и лозунг времен Николая Первого «самодержавие, православие, народность» оставлял место для Украины. И тем не менее Украина была «распята» по словам Шевченко. Народ – закрепощен. Язык – запрещен. А само православие было синодальщиной на службе у царя. Империи всегда уверяют в том, что несут подчиненным одни только блага. Но всегда при этом империи приносят столько зла, что при малейших возможностях распадаются.

Итак, сегодня УПЦ МП, эта де-факто государственная церковь, услышав критику от одного человека, заявляет о своей украинскости. Хотелось бы подтверждения этого, например, публичного несогласия УПЦ с идеологией Русского мира. А так, и глава Львовского совета – НЕ ПРАВ, но и УПЦ МП – ой как НЕ ПРАВА. Прямо анти-анекдот какой-то.

И все из-за желания сидеть на всех стульях, вместо того чтобы быть всем для всех.

И в результате моральное право УПЦ МП говорить о своей украинскости сомнительно. Ибо если архиепископ Августин такой украинский, а УПЦ МП - таки украинская как он говорит, почему архиеп.  Августин и УПЦ МП не критикуют идею Русского мира? За империализм, фактическую несовместимость с украинскостью, и за отход от христианского социального идеала к империализму?

Хотелось бы напомнить владыке Августину и всем одобряющим русский мир: национальная идентичность - как беременность. Или она есть, или ее нет. Поэтому - или Вы украинцы, или Вы "граждане русского мира", то есть неукраинцы. Потому что нельзя быть "чуть-чуть" беременным, чуть-чуть небеременным. И нельзя быть чуть-чуть украинцем и чуть-чуть неукраицев.

По большему счету случай с главой Львовского совета - это напоминание об ответственности за сделанный ранее выбор. Не единожды сделанный выбор быть неукраинцами. Но все еще можно исправить - достаточно решиться.