Блог Юрія Чорноморця_image

Блог Юрія Чорноморця

Пасквиль Владимира Матвеева на профессора Колодного: проверка на детекторе лжи

25.06.2010, 16:05
Пасквиль Владимира Матвеева на профессора Колодного: проверка на детекторе лжи

На моем столе лежит два документа. Один, слева, – распечатка письма некоторого господина Владимира Матвеева, о котором известно только то, что он представляется советником председателя Госкомрелигии. При встрече на одном мероприятии я подумал, что этот человек – жертва какой-нибудь неорелигии, настолько его поведение было экстравагантно. Но это не важно. Вклад в науку – ноль. Авторитет в религиозных кругах – отсутствует. Итак, перед нами – просто Владимир Матвеев, почему-то считающий себя экспертом, советником и верующим УПЦ МП. Ни с первого, ни со второго взгляда – не похож. Не на эксперта, ни на советника, ни на православного верующего. На том самом круглом столе он так нападал на ведущую, что мужчины уже хотели вступится даже физически. При этом всех присутствующих он обвинил сразу и том, что они подались евреям-масонам, и в том, что они антисемиты. Присутствующих было много, в том числе чиновники, уважаемые политологи, священники той самой УПЦ МП. В общем, это надо видеть один раз и все становится понятным. Но все-таки – письмо. Оно критично и даже гиперкритично. В нем обвиняется профессор Анатолий Колодный и все украинское религиеведение. Почитаем письмо, сравнив с той книжечкой которая лежит на другом конце моего стола, справа. Книжка приметная: «Релігійне сьогодення України. Роздуми, оцінки і прогнози професора Анатолія Колодного». Книжка, кстати, издана еще во времена Ющенко. Почему это важно тоже, станет ясно ниже.

Итак, проф. Колодный обвиняется в ксенофобии и русофобии. Автор попросит "оперативно разобраться в фактически антиукраинской подрывной деятельности руководителей отделения религиоведения Института философии НАН Украины, которое стало за последние годы одним из центров распространения межнациональной и межконфессиональной вражды на научно-практическом уровне". Значит, в книге это должно быть. Читаем. Удивительно, но факт: критикуется больше всего украинская элита, ее деятельность и бездеятельность. Критикуются религиозные деятели Украины – гораздо больше, чем россияне. Но вся критика никак не подпадает ни под ксенофобию, ни под русофобию. Скорее профессора Колодного можно было бы уличить в излишней самокритичности, свойственной всем украинцам.

Кстати, что такое «распространения межнациональной и межконфессиональной вражды на научно-практическом уровне»? И как это русофобия и ксенофобия могут быть видами антиукраинской подрывной деятельности? В общем, что-то не то с рациональностью у автора письма.

Читаем, однако, второй пункт обвинения Матвеева. Проф. Колодный и его отделение «в последнее время поддерживали оранжевый режим, филаретовщину, разного рода религиозные секты, в своих выступлениях и публикациях поносили вначале премьера Виктора Януковича, а сегодня - президента Украины Виктора Януковича, Украинскую православную церковь МП". Какой стиль! У меня дома большой архив, есть в нем газеты 1937 и начала 1950-х. Очень напоминает! Но даже в те годы не настолько разучились писать, чтобы могло родиться такое: с подачи профессора Колодного государство «оказывало вредоносное давление» на УПЦ МП. «Вредоносным» давление не бывает… Но вернемся с процедуре проверки. Открываем книгу. И тут же натыкаемся на критику не только УПЦ МП, но и УПЦ КП, УАПЦ. Критика систематична и последовательна. Вывод стоит привести полностью: «Мені, як українцю до глибини душі, прикро визнавати, що ми не маємо в своєму домі жодної власне Української Православної Церкви. Перехід на українську мову в богослужінні ще не робить її такою. За своєю структурою діючі Православні Церкви є віддзеркаленням Московського Патріархату з його жорсткою монархічною формою правління, а відтак зневаженням притаманних Українському Православ’ю рисами соборноправності і демократизму, з його зневагою до всього іншого, всупереч відкритості і народності Українського Православ’я, із слугуванням обрядами і календарем російсько-православної спільноти». Итак, где поддержка филаретовщины? Критикуются ВСЕ православные Церкви Украины. Критикуются с одинаковых методологических и идеологических позиций. Никакого предпочтения, никакого послабления.

Перелистываем книгу дальше. Ищем «поношения на Виктора Януковича» и «поддержку оранжевого режима». Однако, критики Янковича нет. И вместо поддержки оранжевых встречаемся с систематической критикой Виктора Ющенко, который назван четырежды предателем (стр. 276). Блок «Наша Украина» названо «неолигархичним» (стр. 275). Никаких иллюзий насчет политики в религиозной сфере, которая характеризуется провальной и хаотичной.

Во всем хочется присоединиться к профессору Колодному. Критика православных Церквей конструктивна. Требования к ним просты: соответствие евангельским идеалам (кто против этого?); патриотизм; укоренненость в украинской традиции (в том числе традиции терпимости и толерантности). Хотите доказать, что критерии за которыми профессор Колодный критикует недостатки современного православия в Украине неверны? Тогда прийдется отменить Евангелие, социальные концепции, опровергнуть сотни книг церковных историков и сотни книг самих религиеведов. Если Владимир Матвеев сделает такой подвиг, то тогда и будет о чем поговорить. Критика в книге профессора Колодного и Президента Ющенко, и «Нашей Украины», и даже всего национально-патриотического крыла украинского политикума – предельно правильная и деловая. Критерий простой: по плодам их узнаете их. А плоды горьки. Согласно с выводом профессора Колодного пять лет правления Ющенко удалили Украину от утверждения украинской идентичности. И такой вывод не одного профессора Колодного, а многих политологов и философов. Надо только уметь читать…

Складываем письмо. И с грустью бросаем в корзину. Но электронный вариант сохраним. В папке «Безграмотность». Есть у меня такая папочка на компьютере для мнений людей, которые страшно далеки от науки, но думают, что во всем разбираться можно просто так. Научившись говорить, считают себя учеными, а научившись писать - экспертами… И главное свойство их – осуждать, осуждать, осуждать. Религиевед ли Колодный? Блажен ли Блаженнейший? Любит ли Янукович Россию? Вечная витренковщина, приписывающая себя сегодня почему-то к Партии Регионов. Однако, нужны ли этой Партии такие витренко в своих рядах? Ведь того и гляди, напишут везде такие же письма и про Президента Виктора Януковича, и про Николая Азарова. Думаю, не далее как к осени Владимир Матвеев займется критикой и Президента, и Премьер-министра. Обвинив их сразу и в украинском буржуазном национализме, и в русском шовинизме, и в том, что продались глобальному еврейскому капиталу, и одновременно стали антисемитами. Течение его мышления явно направляется в этом направлении.

Но во всяком случае: проверка обвинений письма Владимира Матвеева, проведенная по книжке профессора Анатолия Колодного показала: автор письма мягко говоря не прав. Кроме праведного гнева (праведного ли?) надо еще что-то иметь в запасе: правду и честность как минимум.